...И останутся, как в сказке,
Как манящие огни
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.
Разгромили атаманов,
Разогнали воевод
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
В годы моего школьного детства эта песня сопровождала меня в разных формах чуть ли не ежедневно - правда, ещё и потому, что с 1 по 6 класс школы я учился в Хабаровске. А это совсем недалеко от этих мест. Слова её я помню наизусть тоже со школы. Каждый год назначался юбилейный поезд "Красная Гвоздика" - правда, не в стылом феврале, а почему-то в сентябре. Тепловоз ТЭ3 наряжали в красный наряд, цепляли к нему 5-6 вагонов, большие гвоздики украшали борта, и вся это пестро-красная процессия с толпой народу следовала от вокзала Хабаровск-1 на станцию Волочаевка-1. Там почти все шли на "Сопку", у подножия которой расставлялись бочки с квасом, шашлычные точки, торговлишка всякой снедью.
Волочаевка-1. Сопка Июнь-Корань, вид от линии Транссиба
На Сопке - музей и "белый мемориал", и после возложения гвоздик и пушечного залпа народ вольготно рассеивался в лесочке вокруг этой довольно широкой сопочки. Было весело и прикольно, и понятно, что многие брали с собой разогревающее и всякую еду для пикника, сбивались в компании и отдыхали на "тунгусской" природе. Затем в 5 часов вечера точно также все пассажиры брели обратно на станцию, "Красная Гвоздика" шла снова на восток через Амур и через час приходила обратно в Хабаровск. Мне особенно запомнился осенний поезд 1976 года, потому что ровно через неделю я с родителям улетел жить на Камчатку и застрял там на долгие 16 лет.
Так вот, как раз 10-12 февраля 1922 года "красные" (точней, "розовые") штурмовали эту самую сопку Июнь-Корань, которая господствовала над Восточно-Амурской магистралью и запирала проход к Амурскому мосту и Хабаровск. Поскольку это был февраль и пик льда на Амуре, то народоармейцы Василия Блюхера шли не только напрямую вдоль магистрали, но и нестандартными путями, отрезая обходные пути: через Амур по льду на станицу Казакевичеву (прямо по нынешней уже китайской территории); северней моста на Осиповку, где затон и даже через Бешеную протоку в район нынешней станции Красная Речка.
Впрочем, сама битва довольно подробно описана в литературе, а я отдельно отмечу, что романтики (которую при желании можно круто экранизировать) в ней было действительно хоть отбавляй: тут и дуэли бронепоездов, "красных" и "белых", и ледовые марши в лаптях, и красная кровь на белом снегу в унылой бесконечной приамурской равнине. Сейчас Волочаевская Битва давно позабыта, "белый мемориал" - когда я там был зимой 1999 года - заброшен, и никакие красные поезда с гвоздиками на Сопку уже много десятков лет не назначаются. Да и та легендарная песня исполняется редко.
Но событие - было! Причём это была действительно настоящая "гибридная война" в континентальном масштабе, а не то, что ею называется сейчас. Я когда был школьником, не улавливал нюанс, что на памятниках было написано "народоармейцы", а не "красноармейцы" (как везде в СССР западней Байкала). Но это действительно важный нюанс: ведь сражалась с белыми не РСФСР, а ДВР - отдельная, хотя и марионеточная, независимая Дальневосточная республика. Я его уловил только позже, в студенчестве, потому что он в советские года не педалировался. С тогдашней Японской империей смертельно опасно было сталкиваться напрямую и в лоб, поэтому и образовали "буфер", который просуществовал аж 2 с половиной года.
Сама борьба на просторах Забайкалья и Дальнего Востока для советских начиналась с очень низкой точки и крайне невыгодной позиции: японцы контролировали Читу и семеновцы хозяйничали во всем Забайкалье. Не говоря уже о Приморье. И вот за 2,5 года "красные", замаскировавшись "розовыми", путем непрямой гибридной войны - партизанской, дипломатической, игры на противоречиях японцев и американцев, а потом и прямой военной силой (но без советских знаков различия!) очистили Читу, затем Благовещенск, Хабаровск и в итоге дошли до Владивостока и овладели им. Об этой удивительной по сюжету эпопее я писал пару лет назад в посте "Геополитическая шахматная игра: Дальний Восток 1920-1922".
В 2001 году, когда я второй раз жил в Хабаровске, удалось побывать и на станции Ин, что западней Волочаевки. Именно там прямо за вокзалом размещался штаб НРА во главе с Блюхером, был цел и тот дом (что сейчас, не знаю). Стоял тогда и старый вокзал, заставший белых и красных и бои Волочаевской битвы. Как знал - отфотографировал его ещё на первую цифромыльницу, которую мне давали коллеги из "Ланита". Потом я уехал в Питер, вокзал после этого в "нулевые" снесли и сейчас там стоит новый, современный. А тот деревянный ветеран Восточно-Амурской линии навсегда ушёл в историю. Но поставлю его тут, посмотрите.
2. Старый вокзал станции Ин, повидавший бронепоезда красных и белых (2001). Снесли его лет через 5 после этого фото.
3. Памятник народоармейцам в Ине. Буквально в 100 метрах от него стоял дом штаба НРА (2001).
4. Памятник приамурским партизанам в сквере ст. Волочаевка-1 (1998)
В общем, со столетним юбилеем Волочаевской битвы вас, товарищи!
Эталонный образец гибридной войны, приведший к возвращению в лоно Советской России гигантской территории в 3 млн. кв.км и ключевого морского порта. И всё это - путем практических действий, без нытья пикейных жилетов и без скидок на трудности. С российской территории ушли японцы, американцы, англичане, французы, канадцы, китайцы, поляки, сербы, греки, белочехи и прочая интервентская сволочь, всего за 2-3 года до этого проводившая свои помпезные парады в нашенском городе Владивостоке.
Journal information