1. В 1961-1962 гг. по заказу СССР на финской верфи в городе Турку построили два плавучих маяка проекта 852Т. Первый был отправлен на Каспий, а второй заступил на вахту на Балтийском море. Тот маяк, который сейчас стоит в музее – стоял на Балтике, в Ирбенском проливе. Специфика судна заключается в том, что оно должно стоять на одной позиции, прочно и в любую погоду, кроме ледового периода - то есть плавучий маяк стоит 9 месяцев на позиции, и его надо снабжать. При этом он должен стоять на позиции очень точно. А на 3-4 зимних месяца судно приходило на ремонт в Вентспилс.
«Ирбенский» простоял на своём штатном месте 24 навигации подряд - до 1986 г., а затем ненадолго встал на новую позицию – на фарватере к порту Вентспилс. После распада СССР плавмаяк был перебазирован в Финский залив и стоял у причальной стенки в Ломоносове, где был штабным судном гидрографического дивизиона. В 2009 г. служба «Ирбенского» закончилась, и пошёл бы он на разделку, но за него началась борьба, и в результате её в 2017 г. это уникальное судно пришло сюда, в Калининград. Счастливая судьба.
2. Заходим на борт плавмаяка.
3. Кают-компания. Сейчас интерьеры выглядят немного не так, как в период службы, и во многих местах устроены мини-выставки и расположены плакаты с большими фото из истории судна.
4. Здесь был камбуз. Сейчас оборудование убрано, но камбуз продолжает служить по прямому назначению.
5. Спускаемся вниз на 1 палубу. Посмотрим одну из кают. Вот так жили работники плавмаяка на своём посту. Отделка деревом – родная. Обратите также внимание на световые иллюминаторы вверху.
6. Спустимся дальше, в машинное отделение. Двигатель мощностью 375 л.с. - финский дизель, и к нему запас топлива в танках 90 т. Поскольку маяк большую часть времени неподвижно стоял на своём «маячном» месте, то двигательной группе не надо было постоянно работать, и их ресурс расходовался медленно. Есть ещё и вспомогательные дизель-генераторы.
7. Теперь поднимаемся снова на палубу и проходим на бак. В носовой части «Ирбенского» установлена мощная якорная установка (брашпиль) для надёжной постановки маяка в указанном точном месте, поэтому данная система имела для такого назначения судна определяющее значение. Брашпиль был заказан в ФРГ, на предприятии «Рейншталь Нордзее верке» в городе Эмден.
8. Вид на «Ирбенский» с бака. По центру расположена мачта с маячным оснащением. Позади виден строящийся шар Мирового Океана.
9. Плавмаяк имел и грузовое устройство на 2 т для различных технических работ.
10. Штатный спасательный круг на борту.
11. А это самая главная часть судна – собственно маяк, генерирующий световой и радиосигнал. Высота мачты над уровнем моря – 17,5 м, а дальность видимости маяка – 12 миль (около 20 км).
12. Поднялись на самый верх над рубкой, где дымовая труба и вентиляционные устройства.
13. Фрагмент морской карты с указанием позиций «Ирбенского»: первые 24 года он стоял на позиции «Ирбенский» (выше центра карты), а оставшийся период службы до распада Союза – позиция «Вентспилсский», юго-западней, в открытом море.
14. В рубке «Ирбенского». Здесь расположены навигационные и переговорные устройства: РЛС, гирокомпас, штурвал и т. п.
15. Штурвал отдельно. Из старого доброго времени - деревянный с лакировкой штурвал.
16. Сразу за рубкой – радиорубка.
17. А рядом в одном из помещений устроена небольшая, но очень наглядная выставка различных типов маяков на Балтике.
Основные параметры «Ирбенского»:
Длина – 43,4 м
Ширина – 9,5 м
Осадка с полным грузом – 3,8 м
Водоизмещение – 672 т
Скорость хода – 8,7 узла
Экипаж – 19 чел.
Автономность – 50 суток
* * *
18. Следующая наша цель – судно флотилии космической связи «Виктор Пацаев». Это довольно большой корабль.
19. «Виктор Пацаев» ‒ часть советской «Звёздной флотилии», то есть кораблей космической связи. Правда, изначально он был построен как сухогруз ледового класса в Ленинграде, но в 1975 г. был переквалифицирован в научно-исследовательское судно и после переоснащения летом 1979 г. вышел в свой первый экспедиционный рейс. Суда «Звёздной флотилии» от любого другого можно отличить мгновенно: на них размещены громадные тарелки («орбиты») и белоснежные шары. Это и есть оборудование дальней космической связи. Строились эти суда в те времена потому, что у космических кораблей большую часть их орбиты не было устойчивой связи, поэтому корабли «Звёздной флотилии» размещались в разных точках Мирового океана и обеспечивали непрерывную связь с космическим объектом.
19a.
20. На борту «Пацаева» есть несколько экспозиций, посвящённых освоению космоса в СССР.
21. Главная кают-компания судна.
22. Судно носит имя Виктора Пацаева, инженера-исследователя космического корабля «Союз-11», который трагически погиб в 1971 г. при спуске с орбиты вместе с Владиславом Волковым и Георгием Добровольским.
23. Поэтому здесь в экспозиции есть и личные вещи Виктора Пацаева. Например, удостоверение кандидата в космонавты, пилотка и другие артефакты.
24. Всего в «Звёздной флотилии» Советского Союза было 17 судов; к 1979 г. их осталось 11, в связи с совершенствованием систем связи. После распада СССР весь космический флот был распродан и ушёл в утиль. Избежал этой печальной участи только тот корабль, на борту которого мы сейчас находимся. Ему повезло. Опять же - счастливая судьба!
25. Из интересного. На корабле есть не просто спортзал, но даже полноценный баскетбольный зал, где играют друг против друга две команды. Сейчас в музее каждое 12 апреля проводятся матчи – команды музея и команды администрации области, поддерживая эту традицию.
26. Но главные помещения судна – это, безусловно, научно-исследовательские лаборатории и комплексы связи с космическими кораблями. «Пацаев» мог принимать телеметрию с космических кораблей, организовывать сеансы связи с космонавтами, осуществлять коррекцию и измерение траекторий спутников, получать со специализированных спутников необходимые данные.
27. Большая лаборатория с аппаратурой передачи связи.
28. Вся связь производилась по московскому декретному времени.
29. Лаборатория управления параболическими антеннами судна.
30. За точностью и синхронизацией всех процессов следили атомные часы «Агат-М».
31. Теперь поднимемся наверх по трапам корабля.
32. На мостике «Виктора Пацаева».
33. Резко выделяет «Виктора Пацаева» из других судов на музейных причалах главная антенна СМ-244, состоящая из четырёх параболических зеркал диаметром 6 метров. Зеркала могут поворачиваться с высокой точностью в трёх измерениях, позволяя сопровождать полёт космического корабля в пределах всей видимой части неба.
34. У этих антенн есть и система стабилизации, которая компенсирует волнение на море до 6 баллов. А всего на корабле имеется 31 научная лаборатория. «Виктор Пацаев» пришёл сюда, в музей, в 2001 г. Однако, даже находясь у стенки, судно по договору с Роскосмосом работало по своему прямому назначению с 2003 по 2017 г., принимало телеметрию и обеспечивало связь со спутниками и МКС. И только после этого судно стало полноценным музеем.
Основные параметры «Пацаева»:
Длина – 122 м
Ширина – 16,7
Водоизмещение – 9,180 т
Скорость хода – 14,7
Дальность плавания по запасам топлива – 16 тыс.миль (29600 км)
Экипаж (ходовой) – 60 чел.
35. Ещё в ходе посещения музея мы осмотрели летающую лодку «БЕ-12» военно-морской авиации. Однако рассказ о ней будет размещён отдельно в «Лаборатории Перископа».
36. Приборная панель командира летающей лодки (реконструкция) и штурвал.
В экспозициях музея Мирового океана есть ещё несколько кораблей и сухопутных корпусов с разными выставками. Это настоящий "морской Эрмитаж" - поэтому рассказать обо всём совершенно невозможно в рамках одного поста. Так что приходите в музей и смотрите всё это великолепие сами! Город Калининград, набережная Преголи, в центре города.
Сайт музея: https://world-ocean.ru/
Journal information