Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Промышленный авангард западной Петроградки

В связи с обьявленными планами о надвигающемся глобальном переустройстве западной Петроградки решил сходить и отснять трикотажную фабрику «Красное Знамя» и ближние окрестности. Понятно, что февральский Петербург для этого не очень удачное решение, хорошо бы до поздней весны потянуть, но решил сделать, пока цело и нетронуто.
Есть там такое чрезвычайно харизматичное здание – силовая подстанция этой фабрики, построенная по проекту (1925-26 гг.) знаменитого немецкого зодчего Эрика Мендельсона, мировой звезды моднейшего тогда конструктивизма. Помню, лет шесть назад оно меня весьма сильно поразило своим обликом в этом довольно мрачноватом полупромышленном уголке Петроградского острова.

Судьба проекта сложилась весьма сложно.
Если очень вкратце: Мендельсон, победив на конкурсе, выполнил проект корпусов фабрики по заказу правительства СССР, однако столкнулся с большим недовольством представителей советской архитектурной школы, живших непосредственно в Советском Союзе. В прессе появились статьи с критикой этого решения, архитектор обиделся и после предоставления эскизов и чертежей от авторского надзора отказался. Саму фабрику непосредственно достраивали другие люди, замысел частично изменился (план будет показан внутри поста, под катом), однако "изюминка" проекта - эта авангардно-конструктивистская постройка - осталась и была воплощена.
Давайте посмотрим всё это поподробнее и заодно прогуляемся по Большой Разночинной, на который северным краем выходит квартал, замыкаемый фабрикой.



Сама фабрика "Красное Знамя" в советские годы была по объему производства и реализации продукции была крупнейшей в стране и второй в мире (правда, не знаю, после кого), отличалась высокой рентабельностью и прибыльностью. Фабрика снабжала теплым бельем, спецодеждой, формой и носками моряков, десантников, милицию, строителей, нефтяников - то есть до 1992 г. была и разработчиком и производителем специальных видов одежды и оснащения для ВМФ, ВВС, МВД, Погранвойск, оборонной, газовой и нефтяной промышленности. В течение примерно 70 лет она расширяла производство, занимая все новые и новые здания и "расползаясь" по близлежащим кварталам.
Состояние, конечно, уже давно весьма аховое - фабрика резко "грохнулась" примерно 16 лет назад, и постепенно превратилась в скопище офисов с арендаторами. Ну а собственно цеха, насколько понимаю, они сейчас пустуют. У ленинградского пролетариата фабрика имела слэнговую кличку "КоЗа":
- Ты где работаешь?
- Да на "КоЗе"!

Если идти по Корпусной улице, то необычное здание силовой подстанции видно уже издалека.


Ещё с первого раза, когда я её только увидел, у меня возникла стойкая ассоциация с ТБ-3 - "крылатым линкором сталинских соколов". Туполевская машина, спроектированная в 1929-30 гг., имела похожие формы. Ну вот посмотрите сами.


Подойдём немного ближе.


И снова контур ТБ-3. Когда я хожу в том районе, меня не покидает эта ассоциация. Жаль, я не смог найти хороший снимок туполевского бомбардировщика с проекцией "прямо в лоб", а то бы ассоциативное сходство было ещё более разительным.


Проекция мендельсоновского произведения "прямо в лоб". Это перекресток Корпусной и Пионерской ул.


Подальше (заширокоуголено). Весь комплекс с трубой.
Верхняя "волна" здания была ярко-красной - выглядело это очень впечатляюще. Сейчас стёрлось, никто не подновляет уже давно.


Вид силовой подстанции в комплексе с ул. Пионерская (справа).


У здания подстанции находится интересный памятник об основании в 1923 г. при фабрике первого пионерского отряда в Петрограде.


Напротив по ул. Пионерской находится другой квартал, занимаемый тоже фабрикой "Красное Знамя".
Но это уже унылые 70-е: видите, какой контраст с авангардом Мендельсона?


Сам проект фабрики, предложенный немецким зодчим.


Однако, предложенные им контуры красилен мигрировали вот в такие контуры (снимал с неудачной точки, там удобно не подойти).


Небольшое лирическое отступление про архитектора Мендельсона.

На главной улице бывшего Западного Берлина Курфюрстердамм, застроенной в основном затейливо украшенными доходными домами конца позапрошлого века, стоит не совсем обычное здание. Низкая мягкая дуга полукруглого кирпичного фасад, приподнятого на колоннах, прорезана высокой жесткой пластиной, похожей на фортштевень. Кажется, что здание не стоит на месте, а только что вылетело из поперечной улицы и как автомобиль притормозило у светофора. Это известный в Берлине театр «Шаубюне» – когда-то кинотеатр «Универсум», построенный в 1928 г. одним из самых знаменитых немецких архитекторов Эрихом Мендельсоном.
Он был в полной степени современным архитектором, то есть безупречным рационалистом и функционалистом. Никогда никакого декора, никаких украшений. Чистые формы, строгие линии. Но при этом проекты Мендельсона несли в себе такую эмоциональную нагрузку, которую редко можно было встретить у основоположников новой индустриальной, машинной и массовой архитектуры. В этом смысле Мендельсон представлял классическую, точнее барочную традицию в архитектуре. Поэтому, Мендельсона весьма трудно классифицировать стилистически. Он близок к архитектуре «Баухауза», но в нее не вмещается. Гораздо живее, человечней и органичнее.
Эрих Мендельсон построил в Германии до войны множество зданий – фабрики, универмаги, бюро, жилые дома, выставочные павильоны... Но самая знаменитая его постройка, и вообще одно из самых известных зданий мира находится под Потсдамом, в научном парке на Телеграфной горе (Telegrafberg). Сооружение называется «башня Эйнштейна». Это не столько здание, сколько лабораторный инструмент, по существу – оболочка телескопа. Здание было построено в 1922 г. и предназначалось для исследований спектра солнечного света и в частности для подтверждения экспериментальным путем теории относительности Эйнштейна.
Интересно, что из всех советских знакомых Мендельсона, самое большое впечатление он, видимо, произвел на академика Алексея Щусева, автора мавзолея Ленина и будущего классика сталинской архитектуры. Построенное Щусевым в конце 20-х годов здание Наркомата земледелия в Москве очень напоминает универмаг Шокен, построенный Мендельсоном в Штутгарте в 1928 г. Да и конкурсный проект библиотеки имени Ленина Щусева 1928 года носит на себе явное влияние архитектуры Мендельсона (который был на 18 лет младше Щусева).
В числе немногих известных западных архитекторов Мендельсон был приглашен в 1932 г. участвовать в конкурсе на Дворец Советов в Москве. Его изысканный проект был одним из лучших на конкурсе. В 1935 г. Мендельсон открыл бюро в Палестине и очень активно строил там больницы и разнообразные общественные здания.

(Отсюда)

Работы Эриха Мендельсона можно посмотреть здесь.
Статья об архитектуре текстильных фабрик СССР

Фото внутренних интерьеров подстанции взяты из этого поста alexander_loz. Я решил дополнить, чтобы впечатление об этом здании было более полным. Снимки - 2004 года.

Два ближайших снимка - внутри силовой подстации.


А вот ещё. Настоящий промышленный музей 30-50-х годов!

У меня такое мнение, что это здание, при переустройстве этой части Петроградки, правильно было бы отдать под музей архитектуры или музей авангарда. Сделать его по уму - и люди сюда пойдут косяком, и иностранцы и русские. Будет новая яркая доминанта художественного Петербурга. Здание широко известно в мировых архитектурных кругах, и конечно, обладает яркой аурой. Побывав, даже случайно, в этом районе, запоминаешь его навсегда.
Но это так, мечты. Конечно, могут и не отдать, а могут и застроить высотными уродами - ведь земля тут фантастически вздорожала (в 70 раз за последние 12 лет, в долларовом эквиваленте), и продолжает дорожать. Кто и с какими целями сюда придёт, пока непонятно.
Хорошо бы хоть мендельсоновское здание сохранили. Интересно, оно охраняемое или нет?

Интерьер цеха, который тоже выстроен в конструктивистском стиле.


Давайте посмотрим и цеха, но для этого надо переместиться на ул. Большую Разночинную, параллельную Пионерской.
Вот один из видов.


Вот ещё.
Проклятием улицы является огромное количество машин, уставленных по обе её стороны. Из-за них очень сложно выбирать подходящие ракурсы.


А это я "заглянул" с улицы за проходную. Но туда внутрь нужно идти с компактной камерой. Охрана сильно волнуется.

Новые цеха я не снимал, только постройки конца 20-х - начала 30-х годов.

Ну и ещё немного интересных построек рядом с корпусами фабрики, на Большой Разночинной (кстати, эта улица знаменита тем, что на ней родился Михаил Зощенко - только немного ближе к Большому просп. П.С., уже за Чкаловским просп.).

Бассейн "Радуга" (год постройки не нашёл).


Еще вид бассейна.


Через улицу построено современное здание еврейского центра, явно перекликающееся с конструктивистскими постройками фабрики.


За ним расположено ещё одно любопытное здание начала 30-х (д.27), где располагается Невский институт языка и культуры.


Вот такая прогулка получилась.
Спасибо за внимание, друзиа :)
Tags: Питер, архитектура
Subscribe

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →