...Если дать тогдашним самолётам человеческие ассоциации, то Ту-104 я бы назвал чистеньким инженером в костюме, Ил-18 – техником в комбинезоне, Ан-24 - учеником в замасленной робе, а Ан-10 – пузатым командировочным с портфелем. А вот Ту-114 был вне всяких категорий – гордый и высокий, с совершенным силуэтом, настоящий император воздушного океана. Красивейший лайнер!
Когда он подруливал с полосы к стоянке аэровокзала - это было грандиозное зрелище! Мы заворожённо следили, как он на наших глазах по очереди останавливает соосные винты, как разворачивается – сам, несмотря на огромные габариты! не то, что хиленький свистящий Ту-104, которого на стоянку тащил КрАЗ. А уж наблюдать взлёт «сто четырнадцатого» - такое впечатление забыть просто невозможно, и я до сих пор это помню. Помню ещё, что я жутко завидовал пассажирам, выходящим из чрева Ту-114 по высокому трапу :)
Поэтому совсем неудивительно, что я собираю фотографии этого красавца, и в архиве «Лайфа» тоже полез смотреть наличие снимков. И мои ожидания не обманулись – конечно же, журнал несколько раз командировал своих фотокорров снимать этот легендарный советский самолёт, который в конце 50-х стоял на вершине мировой технической мысли.
Так что я решил вам обязательно показать мечту моего детства, несмотря на пересечение с уважаемым sad_rascko, который выложил аналогичные снимки вчера вечером (кстати, у него есть очень интересный авиапост, тоже из архива «Лайфа», со снимками советской гражданской авиации 50-х - 60-х). Будет также немного текста, заимствованного с авиационной энциклопедии, чтобы о нём можно было составить своё мнение. Текст из энциклопедии - коричневого цвета.
Сперва - серия снимков с испытательного полёта в США перед визитом Хрущёва (июнь 1959, фотограф Walter Sanders).
Вид на Ту-114 с прогулочной крыши аэровокзала, будущего нью-йоркского JFK.
Ажиотаж и зарубежной, и советской прессы вокруг Ту-114 понятен. Беспосадочный полет на большие расстояния тогда, в 50-х годах, воспринимался как настоящее чудо. После поршневых "Дугласов" и Ил-12, перемещавшихся чуть быстрее курьерского поезда с дюжиной промежуточных посадок, 9 часов на Ту-114 до Хабаровска являли собой что-то космическое. Компоновка салонов первых Ту-114 была выполнена не без влияния интерьеров купейных вагонов дальних поездов и океанских морских лайнеров. Поэтому комфорт на Ту-114 казался рядовому советскому человеку той поры (отнюдь не избалованному удобствами) тоже каким-то запредельным. Ту-114 - это прямо-таки некий социальный виток, взлет общественного сознания. И, конечно, мощнейшее оружие пропаганды - в сущности, было чем гордиться, ничего не скажешь.
Это был самолет с тремя классами компоновки: экономическим классом (обычные кресла 3+3), первым классом (ряды кресел разделены столиками с настольной лампой), и, наконец, с четырьмя купе - настоящими купе, как в поезде, но на 3 спальных места, с двумя поперечными и одной продольной полками.
Нос со штурманским местом (наследие его военного старшего брата Ту-95).
Винты АВ-60. Они в детстве меня восхищали больше всего :)
Не имели аналогов и соосные винты АВ-60 конструкции К.Жданова, проектирование и доводка которых велась совместно с ЦАГИ и ЦИАМ. В.Г.Деловери писал: была "достигнута эффективность воздушного винта до скоростей полета более 800 км/ч, найдена возможность создания больших тормозных сил на воздушном винте и его автоматического флюгирования". Истинная скорость до 850 км/ч действительно уникальна для самолета с ТВД. Недаром в первые годы полетов Ту-114 через Атлантику американцы нередко пристраивали к нему свои истребители, чтобы убедиться в том, что самолет действительно летит с такой истинной скоростью.
Вообще сочетание стреловидного крыла с ТВД проявило себя, даже по нынешним меркам, блестяще: была достигнута весьма высокая скорость в сочетании с невероятной для самолета такой массы экономичностью (расход достигал примерно 5600 кг в первый час и 4000-4400 кг в последующие). У Ил-62М средний крейсерский расход достигает 7 т в час.
Энерговооруженность при суммарной мощности двигателей 60000 л.с. была достаточной для безопасного продолжения взлета в стандартных условиях с предельной взлетной массой 173,5 т с одним отказавшим двигателем после скорости принятия решения. Во всяком случае, когда при снижении в Домодедово у Д.И.Кухаренко по вине бортинженера при одном отказавшем двигателе был непреднамеренно выключен второй на том же полукрыле, мощности двух других и, конечно, мужественного хладнокровия командира хватило на то, чтобы безопасно посадить казалось бы безнадежную машину. Х.Н.Цховребову однажды пришлось перегонять Ту-114 на трех двигателях из Дели над ... Гималаями!
Вид сзади.
Опять вид с крыши аэровокзала.
Первый демонстрационный полет в Нью-Йорк на самолете номер Л-5611 совершили уже в 1958 году (причем в ошарашенном Нью-Йорке не нашлось ни подходящего трапа, ни тягача), а 19 мая 1959 года экипаж А.П.Якимова, М.А.Нюхтикова, И.К.Ведерникова при участии К.П.Сапелкина выполнил первый демонстрационный рейс в Хабаровск с пассажирами на борту.
Крыло "114-го".
Руководитель коллектива создателей самолёта (генеральный конструктор) и инициатор его проектирования и постройки - академик Андрей Туполев, дважды герой Соцтруда к тому времени.
Вид внутри лайнера.
Действительно, конструкция Ту-114 содержит в себе много уникального. Уточним, что двухпалубная схема (компоновка фюзеляжа: внизу -кухня, груз и багаж, вверху - экипаж и пассажиры), ставшая основной при проектировании современных аэробусов, была внедрена на Ту-114. Любопытно, что кухня соединялась с буфетом лифтом, как на Ил-86. В штатном расписании экипажа самолета, как и на Ту-104, до первой половины 60-х годов состоял повар.
Места первого класса (а я помню ещё и купе, но в "Лайфе" таких фото не оказалось).
Академик Туполев в первом классе.
Позволю себе небольшое лирическое отступление. Мне очень жаль исчезнувшие купе на Ту-114. Подумайте сами: 8-13 часов в небе - это все равно что ночь в скором поезде. Пассажиры Ту-114, посидев в купе за столиком у иллюминатора первый час полета, получали пуховые подушку, одеяло и простыню и ложились спать. Если бы самолет был оборудован купе полностью, во всю длину фюзеляжа, это был бы уникальный пример комфорта. Конечно, с экономической точки зрения все это критики не выдерживает, просто уж больно такого уюта жалко... Уточним, что на Западе сегодня сплошь и рядом на трансконтинентальных линиях применяются первый и люкс-класс с индивидуальными креслами, раскладывающимися как диваны.
В области комфорта впечатление пассажиров Ту-114 портил густой низкочастотный шум, который был особенно силен в зоне винтов, в салоне первого класса. По отзывам некоторых бывалых пассажиров, он переносился якобы чуть легче, чем на Ил-18, потому что не был столь проникающим. Опять-таки - после поршневой авиации такие вещи казались пустяками. Ту-114 начал терять "имидж" у пассажиров только с появлением на дальних трассах малошумных Ил-62, когда стало с чем сравнивать.
А вот устойчивость самолета в сильную болтанку, наоборот, существенно повышала комфорт пассажиров. Имея очень прочную (стальные лонжероны!) и вместе с тем гибкую конструкцию (амплитуда колебаний крыла плюс-минус 2 метра по законцовке), Ту-114 превосходно переносил даже сильную турбулентность. Это было незаменимое его качество при полетах через океан во время тропических гроз и циклонов, или при пересечении горных хребтов вроде Гималаев.
Этот снимок не из архива "Лайфа", а из моей собираемой коллекции. Но фотосессия Сандерса позволила установить и дату и локализацию снимка - это тоже Нью-Йорк, июнь 1959-го.
Когда лайнер из Нью-Йорка полетел обратно в Москву, то журнал командировал во Внуково своего корреспондента в СССР (Howard Sochurek), снять прибытие. Вот мы сейчас видим момент подруливания (судя по работающим внутренним двигателям).
Сентябрь 1959 г.
А это - очень известный снимок: прибытие в Вашингтон на авиабазу Эндрюс Н.С.Хрущёва. Встречает его президент США Д.Эйзенхауэр. Они видны в центре кадра. На заднем плане - Ту-114, на котором Хрущев прилетел в США.
Надежность самолета оказалась столь высокой, что в 1959 году на нем были также осуществлены беспрецедентные акции, по-моему, не имеющие аналогов в истории мировой авиации: на самолете, эксплуатационные испытания которого еще не были закончены, перевезли правительство СССР во главе с Н.С.Хрущевым в Вашингтон.
Пропагандистская мощь Ту-114 затмила даже эффект Ту-104. Невиданные габариты, могучий низкий голос соосных винтов, грандиозный размах крыльев, высоченная носовая стойка шасси и вообще выраженная внешняя мощь поражали всякое воображение. Огромное количество высших наград мирового уровня, которые получили самолет и его создатели, 32 мировых рекорда, установленные на нем, сопровождали триумфальное знакомство Ту-114 с земным шаром.
Завершают подборку три снимка, сделанных в октябре 1960 года в аэропорту Внуково (Carl Mydans), когда Хрущёв возвращался из своей поездки на сессию ООН в Нью-Йорке.
Подруливание самолёта на стоянку (опять же, обратите внимание, что работают только внутренние двигатели - внешние уже остановлены).
Хрущев выходит из самолёта.
Колоритный снимок "под винтами".
И еще немного информации о лайнере, "на посошок":
Как всякий экономичный самолет, Ту-114 обеспечивал более высокий уровень безопасности полета, чем его реактивные собратья, так как имел огромный, по нынешним понятиям, запас топлива для ухода на запасной аэродром. Например, при заходе в Хабаровск командир Ту-114 при максимальной посадочной массе всегда имел остаток топлива как минимум на два, а то и на четыре (!) часа полета, в зависимости от ветра по трассе. Уже одно это свойство машины должно было привлечь к нему повышенное положительное внимание руководителей отрасли. Вплоть до появления аэробуса Ил-86 самолет Ту-114 был самым вместительным лайнером "Аэрофлота", что опять-таки говорило в его пользу в смысле рентабельности, уж в сравнении с Ил-62М - точно.
* * *
До туполевцев никто не знал, как будут чувствовать себя в тех или иных условиях 170 человек в узкой трубе длиной 54 метра на высоте 11 километров. Чрезвычайно сложной была также проблема прочности и долговечности герметизированного фюзеляжа. Непросто давалось и шумоглушение в салоне, если учесть грандиозную мощь двигателей НК-12МВ конструкции Н.Д.Кузнецова.
Все эти проблемы оказались успешно решенными - отчасти потому, что вся творческая энергия конструкторов была сконцентрирована в основном на них, будучи свободной от наиболее актуальных в авиапроектировании проблем планера, шасси, оперения, двигателей и прочих глобальных вопросов, которые до Ту-114 уже были решены на Ту-95. Доработки крыла на Ту-114 в сравнении с Ту-95 незначительны. Более существенным изменениям, по понятным причинам, подвергся фюзеляж.
По воспоминаниям ветеранов, родство с Ту-95-м проявлялось на первом Ту-114 до курьезов. Например, такие подробности: вначале не было предусмотрено гардероба для экипажа (военным летчикам уж что-что, а гардероб точно не нужен). Пришлось ликвидировать один туалет в носу и сделать вместо него гардероб. Багаж пассажиров сперва предполагалось загружать не сбоку, а... снизу вверх - как бомбы в бомболюк. Все столики, стоявшие между креслами в салоне первого класса, были намертво прикручены к борту (на всякий случай?), и из-за этого сильно и громко вибрировали. Пришлось их отсоединять. Мотивировка расположения штурмана и его оборудования в носу с обзором через передний застекленный фонарь тоже понятна - на Ту-95 при бомбометании штурман должен видеть цель перед собой (на Ил-18, машине изначально гражданской, место штурмана уже внутри кабины пилотов). И тому подобное.
И все-таки получился сугубо гражданский самолет, причем, как потом выяснилось, отменный. Тому причиной не только воля и всеобщий авторитет А.Н. Туполева, решавшего все главнейшие вопросы по созданию Ту-114 непосредственно с Н.С.Хрущевым, не только творческий возвышенный труд тогдашних инженеров ОКБ и летчиков-испытателей, но и то, что с самого начала к совершенствованию самолета были привлечены пилоты "Аэрофлота" (Не говоря уже о том, что военные штурманы стажировались в полетах на Ту-16 и Ту-114 по точной навигации именно у пилотов "Аэрофлота").
Вот такой у нас в Советском Союзе был самолёт.
Напомню, этим снимкам - почти пятьдесят лет..
Journal information