Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Киев: общие впечатления

Позавчера выложил юмористическое вступление о поездке - про глобус Украины.
А теперь – материи посерьёзнее: общие впечатления о столице Украины, или по крайней мере – основные из них. Их набралось не так уж мало; тем более что предыдущее посещение Киева случилось у меня после 3-го курса, во студенчестве (июль 1985). Дистанция огромная – тогда была другая страна, иные измерения жизни и иной, ещё дочернобыльский Киев. И помню я его несколько смутно, хотя и с очень хорошими впечатлениями – как светлый, спокойный и очень чистый город. Тем интересней было сравнить два Киева, а по сути – смотреть новый город, с наросшими пластами новейшей истории.

За этой низенькой стеной — храм св. Софии (1037), главный собор и духовный центр домонгольской Киевской Руси. Он может считаться аутентичным, несмотря на перестройки, вторжения и многократные разорения, так как с XI века сохранилась как минимум одна стена с подлинными фресками.



С чего начать? Пожалуй, с того, что Киев — город холмистый. Вверх-вниз, вверх-вниз, почти везде. Улицы карабкаются наверх и затем сползают вниз. У какого-нибудь протяжённого здания может быть в начале фасада шесть этажей, а в конце — скажем, четыре. А перед берегом Днепра — и вообще круча, обрыв. Вниз — очень немногочисленные улочки, или фуникулёр. И только Подол в центре плоский и низкий. Конечно, я не имею в виду отдалённые спальные районы, Левобережье и т.д. - там тоже ровно. Я про довольно большой исторический центр.


Второе наблюдение, для меня несколько неожиданное – высотного «нового Киева» (1992-2008) успели понастроить немало. И даже в самом центре его много, причем безо всякой деликатности в отношении каких-то там панорам, ансамблей и т.д. Они уродуются смело и безбашенно — по-московски. Киев в целом гораздо более высотный, чем Питер (если, конечно, не брать районы «нового Петербурга»).

Спуск бульвара Леси Украинки к Бассейной и далее к Крещатику. Два шага до Бессарабки, самый центр.

Третье. Застройка в центре города чрезвычайно плотная, разновысотная и удивительно пёстрая. Этим подходом к застройке Киев очень напоминает Москву. Вот вам типичная картина — на маленьком пятачке уместились: раннехрущевский тёмно-серый дом, 10/12 этажная брежневка, за которой воткнули высотную свечку-новодел. Между ними скромно притулились уцелевшие особняки XIX - начала XX века. А за всем этим - громоздятся монументальные сталинки в районе близ Крещатика. Рядом и вокруг помещаются автостоянки, церкви, просто хаотически стоящие на тротуарах машины и т.д.


Вообще говоря, в целом Киев-2009 по своему духу несколько напоминает Москву-2000: разливанным морем «дикой» рекламы, очень нестрогим подходом к чистке улиц, видимым на глаз резким автоконтрастом с обилием ржавых «ведер» и одновременно сверкающих дефендеров-бентли на дороге. Как и в Москве, в Киеве нередки здания, полностью закрытые рекламой. Особенно сильно меня поразили вагоны метро, где над дверьми свисают хаотично наклеенные «бороды» обьявлений (!) и целиком обклеенные переходы станций (в посте про метро я это диво вам покажу). Вернувшись в Питер, я в нашем метро отдыхал взглядом, честно признаюсь. Да, всё познаётся в сравнении!
А вот вам типичный пример киевского подхода к рекламе. Это один из сталинских домов в самом сердце столицы — на Майдане Незалежности, Крещатик. Там создан после войны красивый ансамбль (в посте о Крещатике я покажу его целиком), и это здание — его часть.
Итак, что мы видим?
а) Макдональдс засрал здание логотипами и надписями внизу, вверху по карнизу и сбоку,
б) вверху над зданием продали место какому-то «Славутичу», который разместился там на всю катушку,
в) сбоку здания понавешены самочинно-самодельные балкончики-скворешники,
г) впереди над Макдональдсом красуется «аккуратно застеклённый» балконище, придавая монументальному ансамблевому зданию чиста-полудеревенский вид.
Вот такой вот букет.


Четвертое моё наблюдение: Киев — это архитектурный клондайк, безо всяких скидок. Из городов Российской империи, исключая две столицы, вровень с ним можно поставить только Ригу и Одессу. Ничего больше. И то с натяжкой — потому что количество сохранившихся шедевров разных стилей в Киеве зашкаливает. Идешь и поневоле удивляешься - сколько же денег, не жалея, тратили на «мать городов русских» как Российская империя, так и Советский Союз! Сколько архитекторов смогли тут поработать на славу и реализовать свои фантазии! И это всё при том, что город переживал в новейшей истории и массовые сносы и двухлетнюю оккупацию. Но, в отличие от Риги, тут практически нет цельных ансамблей (они-то были, видимо, но сейчас изуродованы хаотической застройкой — и даже Крещатик).

Вот ещё яркий пример киевского подхода к архитектурному наследию. Перед вами — дом в стиле модерн начала XX века на ул. О.Гончара. Настоящая жемчужина — для любого города, правильно?
Так. Что мы видим? «Красивые и удобные» эркеры-самоделы на фасаде, изменённые решётки, смелое вторжение в стили оригинального остекления. То есть — полный хаос в градостроительном контроле. В Питере подобный «фокус» (при всех наших проблемах) вызвал бы крайне резкую реакцию, со стороны и общественных организаций, и меры со стороны КГИОП, ну а тут — в порядке вещей. То есть, опять же, всё познаётся в сравнении.
И это совсем не очернительство — вы увидите массовые примеры этого, когда я вам буду показывать архитектуру Киева в постах-прогулках (модерн, ансамбль Крещатика, Подол).


Поэтому спешите ехать в Киев, любители архитектуры! Тут всё стремительно меняется, и вы можете просто не застать того, что было ещё вчера. Или увидеть что-то уже в искажённом, перестроенном виде. Анархия и полное равнодушие властей по отношению к градостроительной среде столицы Украины очень зримы. Именнно анархия, а не волевое вмешательство — ибо хорошо видно, что всё происходит хаотично и никак не кооординируется.

Пятое.
Однако, в атмосфере Киева есть и разительное отличие от Москвы: город более расслаблен, более спокоен, жители дружелюбны, а менты — мирные и беззлобные к прохожим, а не как цепные собаки. Нет пронизывающего все время недружелюбного взгляда исподлобья с разных сторон и полной личной закрытости, как в кислоте, что мне так не нравится в российской столице. Тут мне было в этом плане достаточно комфортно, и практически нигде не мешали фотографировать. Но, конечно, и тут варежку не надо разевать, всё-таки это мегаполис.

Шестое.
Интересно также, что у киевлян очень острый язык на свои памятники, и почти каждый знаковый обьект имеет своё, довольно циничное, наименование. Вот например, этот парень имеет целых два прозвища - «Воробей с мороженым» и «Бэтмэн». А восстановленные ворота, на которых он стоит, называются Лядские. Однако догадайтесь с одного раза, друзиа, как их реально называют киевляне? А? Поняли? :)))


Самое красивое церковное сооружение, которое мне тут понравилось из всех — это Андреевская церковь, в начале Андреевского спуска к Подолу. Каково же было моё удивление, когда я узнал архитектора сего собора! Питерцы, а ну-ка, попробуйте догадаться без подсказки? :)

Какой он сейчас конфессии принадлежит, я не знаю (тут у украинцев тоже конкретная анархия и мешанина), но священник, после некоторого раздумия, разрешил мне поснимать внутри, так что в посте об Андреевском спуске я покажу некоторые интерьеры храма.

Удалось посетить (в сильный мороз и ясный день) и музей Булгакова на Андреевском спуске. Наверное, тут многие были, и я рекомендую сходить — довольно интересный. Однако, меня поразило другое: когда я спросил, «а где у вас находится дом, где родился Булгаков?», мне тётенька сказала - «а его снесли три года назад» (то есть — уже в оранжевые времена Ющенки). «Как это снесли???» - «...а вот так. Просто. На его месте теперь будет что-то торговое...». (вот вам ещё штрих и к анархии и к тотальному распиздяйству пришедших к власти «революционеров», якобы радеющих о своей истории).

Что касается самого Андреевского спуска, то он меня не так уж сильно впечатлил. Гораздо сильней меня впечатлил «модерновый» район Коцюбинского — О.Гончара — Ярославов Вал. Но его я тоже покажу, тем не менее - место интересное.

Сходили мы и в музей Великой Отечественной («под бабой», как выражаются киевляне). Об этом будет отдельный пост, равно как и про разные «кукушечьи яйца» Ющенко, которые он щедро сейчас разбрасывает по Киеву и по Украине. Здесь я не буду на этом подробно останавливаться, дабы не политизировать этот пост, однако осознаю, что рассказать об этом непременно нужно, несмотря на высокую вероятность возникновения хохлосрачей.
К сожалению, я не успел посетить музей Вооружённых Сил Украины и осмотреть его экспозицию — не хватило времени, увы, хотя очень хотел. А от посещения свидомитского музея оккупации меня отговорил камрад dfaw - говорит, он очень далеко и где-то на дальних ебенях. Ну и ладно, надеюсь, ещё буду в Киеве.

Должен сказать (и это моё седьмое наблюдение), что после этой поездки в Киев и посещении музеев и памятников моё отношение к Ющенке изменилось с умеренно-плохого на очень плохое. Это действительно наш ментальный, идеологический и духовный противник, который стремится искусственно, насильственно расщепить общеславянскую (великорусскую) идентичность по всем направлениям (межгосударственному, церковному, цивилизационному, историческому и т.д.) и на противостоянии «большим русским» создать новую идентичность своей нации в её крайне враждебной, галицийской форме — как восточный форпост Правильной Европы, противостоящий Варварской Азии. Причём невзирая на мнения и настроения своих сограждан. Как метко выразился камрад dfaw, «он мнит себя Мессией». И действительно, судя по обилию памятных жетонов, торгуемых в метро с его ликом ("Премьер-министр Ющенко 2001", "Президент Ющенко 2005", "Инаугурация Президента" и т.д.) - точно мессия! Местечковый.
А я-то думал, почему мои украинские френды упорно именуют его «Хующенкой» или «диоксиновым гетманом»? Теперь это полностью стало понятно, вопрос снят. И вообще, конфликт идентичностей и насильственное насаждение «сверху» одной из них — большая проблема для Украины, как страны. Однако об этом мы поговорим в отдельном посте, не здесь.

Это далеко не все мои впечатления, остальную часть я буду постепенно выкладывать в постах, которых планирую около десятка. Пока что вырисовывается такая картина (возможно, она будет меняться — в зависимости от свободного времени):
Крещатик и около,
Подол,
модерн Киева,
Андреевский спуск,
Майдан Незалежности,
киевское метро,
фуникулёр и трамвай,
Паровоз ИС у вокзала,
ющенковские кукушечьи яйца,
Музей Великой Отечественной,
вывески, культура рекламы и русский язык.

Будет и немного индастриала, хотя я пока не знаю, куда его тематически засунуть. Хотел бы сделать и «Новый Киев», но не успел посетить районы с высотной застройкой и хотя бы один спальный, чтобы понять и эту составляющую города. А так пока визуального материала маловато. Увы. В следующий раз...
Традиционных раскрученных «турфишек» Киева у меня почти не будет (типа дома с химерами, видов Лавры или св. Софии) — вы их в изобилии найдете в Сети, в других журналах и комьюнити, а я сосредоточусь на том, что меня интересовало больше.

Во время пребывания в Киеве я на Петрiвке через букинистов нашел чрезычайно колоритную книжку - она на украинском, и резко антисоветская, но дело даже не в этом. А в том, что в ней есть много интересных снимков периода 1939-1944 гг. - самого сложного для города.


Снимки часто снабжены очень «литературными» подписями, отражающими политические пристрастия автора, но визуальная фактура там хороша и разнообразна, и есть привязки к местности (что важно). А посему я буду иллюстрировать свои архитектурные посты некоторыми иллюстрациями оттуда, а также из Бундесархива, где я тоже нащипал интересные. И - так будет гораздо нагляднее, думаю.


А читателей-киевлян прошу в постах уточнять и дополнять, если что знаете «по теме».

Да, и ещё.
Хочу сказать большое-пребольшое спасибо моим киевским френдам за гостеприимство, содействие в решении текущих проблем, грамотные консультации и приятное взаимное общение!

Ну что ещё сказать вам, друзиа, про Киев?
Продолжение следует! :)
Tags: Киев, анализ, архитектура
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 276 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →