Первая обложка этой части (30 июня 1941) – с наркомом обороны СССР Тимошенко с наградами и в маршальской форме (а тенью служит Сталин). И это неудивительно, так как Третий Рейх только что вторгся в Советский Союз.
Ну что ж, поехали дальше. Там будет ещё много любопытного.
14.7.1941. Генерал-фельдмаршал Кейтель как герой номера. За ним – тени Гинденбурга и Наполеона. Интересно, что именно он – главная фигура, в глазах американцев, а не деятели из ОКХ (главного командования сухопутных войск).
Да, кстати - вермахт уже у Смоленска.
4.8.1941. Де Голль - француз, не признавший вишистких коллаборационистов, и призвавший к сопротивлению.
13.10.1941. Маршал Будённый как символ советского сопротивления на Юго-Западе. РККА отступает, к этому времени Будённый уже отстранён от обязанностей главкома войск Юго-Западного направления и является командующим Резервным фронтом.
Однако в глазах американцев именно он остаётся символом боёв на юге.
27.10.1941. Сталин в залитой боями стихии, как символ сражающейся страны. Он уже не хитрый мерзавец, как в номере за 1 января 1940-го, а вполне позитивный и полезный лидер. Подпись - «Диктатор пролетариата».
3.11.1941. Премьер-министр Японской империи Тодзио. Ещё неясно, куда пойдёт Япония, на сушу или на море. Но есть предчувствие, что куда-то — пойдёт.
8.12.1941. Наивысшая фаза продвижения вермахта в окрестностях Москвы (три дня назад советские войска начали контрнаступление, но темой ежеденедельного журнала с его циклом подготовки это ещё не стало). Герой обложки — Фёдор фон Бок, командующий группой армий «Центр» и генерал-фельдмаршал. На фоне руин. Он тут беспощадный, мрачный и решительный.
15.12.1941. Итак, Америка вступила в войну. И герой номера — адмирал Киммель, командующий Тихоокеанским флотом США, просравший нападение и получивший руины Перл-Харбора. Кто его сейчас помнит, кроме нескольких тысяч любителей истории?
22.12.1941. Верный англосаксонской традиции «объективности» информации, следом за Киммелем, героем номера идёт враждебный Америке адмирал Исороку Ямамото. Но тут уже америкацы не могли изображать его спокойно-отстранённо, как, скажем, Кейтеля полугодом ранее. И поэтому Ямамото изображен злобным гоблином в карикатурном обличье.
29.12.1941. Следом за Ямамото идёт Макартур, командующий американскими войсками на Филиппинах. Он спокоен, мужествен и на своём посту. Враг не пройдёт.
5.1.1942. Человек Года-1941 — президент США Рузвельт (на фоне строгих Сталина и Черчилля — теперь это несомненные главные союзники в смертельной схватке).
2.2.1942. Символ враждебных сил в «Битве за Атлантику» (она в полном разгаре) немецкий адмирал Карл Дёниц. За ним, фоном, изображены его «серые волки».
23.2.1942. 37-летний протектор Богемии и Моравии Рейнхардт Гейдрих как символ насилия и жестокостей. Изображен в недвусмысленном обрамлении верёвок.
2.3.1942. Капитулировал Сингапур, 130 тысяч английских и союзных войск сдались «Тигру Малайи» - японскому генералу Ямасите. Однако, как и в случае с Ямамото, художник рисует Ямаситу в дебильно-карикатурном виде: нейтральность неуместна, задача — формировать образ жестокого врага. И да, Time явно неравнодушен к японцам :)
30.3.1942. Снова Макартур, любимый военный герой американской публики. Японские завидущие крючковатые руки тянутся уже к бедной Австралии, но и тут мужественный генерал на посту, он не даст её в обиду.
20.4.1942. В день рождения Гитлера героем номера почему-то стал тогдашний главком ВМФ Германии (кригсмарине) гросс-адмирал Редер. Обьяснить рационально не могу.
11.5.1942. Советский посол Литвинов (до войны — министр иностранных дел). Возможно, героем номера стал из-за визита Молотова в США, который проходил как раз в это время.
Коллаж очень интересен: прогрессивный Серп режет противную рожу нацистской змеюки, за которой примостилась не менее отвратительная японская. Орел (американский) взмахом крыла приветствует работу советского серпа.
18.5.1942. Герой номера — новый американский главком Тихоокеанского флота (после Перл-Харбора) Честер Нимиц. Он благороден, а взгляд проникновенен. Должно возникать доверие.
1.6.1942. Ещё один союзник США в борьбе против японцев — лидер Китая Чан Кай-Ши. Изображение, разумеется, сугубо позитивное.
8.6.1942. Командующий формированиями английских «коммандос» лорд Маунтбэттен.
29.6.1942. Генерал-полковник Гальдер, начальник генштаба ОКХ. Появление в качестве героя номера понятно: началось грандиозное наступление вермахта на Юге СССР. Фон недвусмысленный: кресты, гробы, каски.
Интересно, что в 1961 г. те же США наградят его высшей наградой, вручаемой иностранным гражданским служащим.
13.7.1942. Душка Эрвин Роммель: сама решительность и инициатива. Его уважают все — друзья и враги. Это вам не Гальдер и не Ямамото.
20.7.1942. Очень необычный герой! Это композитор Шостакович в пожарной каске как символ сопротивления блокадного Ленинграда — автор Седьмой Симфонии. А говорят, что музыка не умеет воевать...
27.7.1942. И снова маршал Тимошенко, как и в июне 1941 г. Теперь он — символ сопротивления советских войск на Юге. За ним — гроза и смертельная опасность (свинцовые тучи).
3.8.1942. Генерал Итагаки — начальник штаба Квантунской армии как символ опасности для СССР с востока (не зря там серп и молот на заднем плане падает в восходящее солнце).
9.14.1942. Британский генерал Александер в Египте как символ сопротивления Роммелю на важном театре военных действий.
21.9.1942. И снова Фёдор фон Бок — герой номера. Но почему он стал героем в сентябре 42-го — для меня загадка, ведь он уже месяц как выведен в резерв и больше не командует группой армий «Юг», наступавшей на Сталинград и Кавказ.
19.10.1942. Главнокомандующий армией США генерал Дж.Маршалл.
Продолжение следует.
Journal information