Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

Вторая Мировая война в обложках Time. Часть 4

Подборка обложек Time финального (и победного для Штатов) этапа войны (1944-1945) вышла довольно большой. Но сократить — никак, из песни слова не выкинешь. В этом художественно-пропагандистском ряде всё важно, потому что он очень красноречиво показывает отношение не только к войне, но и к новому американскому лидерству в мире, которого США достигает в 1945 г.
Тут надо проговорить важную деталь: Time – это не чтиво рабочего военного завода в Сиэтле или фермера Айовы (хотя никто не запрещает им его читать), это – в основном источник информации для верхнего слоя американского общества и интеллектуалов; то есть для тех, кто обьясняет, формирует, принимает и проводит в жизнь решения. Т.н. «умное» чтиво. Такова тогда была его информационная ниша и целевая аудитория. И поэтому то, что ставилось как cover story, косвенно, но красноречиво отражало и настроение этой аудитории. То, что она хотела видеть и как она об этом думала.
И показываемый мною ниже визуальный ряд дает замечательную возможность увидеть не только то, что с обложек Time постепенно исчезают советские союзники (игравшие важную роль в предыдущем периоде войны — см. ч.3 подборки), но и то, что само отображение американской мощи и американского вклада в Победу приобретает мессианский характер (Америка как судия народов земного шара, Америка — несёт собою справедливое возмездие). Я специально поставил в финале две «поствоенных» обложки, за сентябрь и декабрь 1945 г., чтобы вы точней почувствовали это настроение. Поэтому, если смотреть чисто психологически - совсем неудивительно, что сталинский СССР решил создавать атомное оружие ускоренным порядком. Конечно, я оставляю в стороне любые конкретные решения и действия, моя задача — показать общий настрой.
Итак, приступим.

«Большая тройка» (номер от 14 мая 1945 - «победный»).
Однако для Америки война на Тихом Океане ещё идёт, и в полную силу.



10.1.1944. Начинается год рисованным вполне нейтрально Манштейном. В это самое время он — командующий группой армий «Юг». Его войска под натиском советских постепенно отступают. Корсунь-Шевченковская операция, после которой его уберут, ещё впереди.


20.3.1944. «Шеф Красной Артиллерии» маршал Николай Воронов. Обратите внимание, что художник символом мощи изобразил не только стволы орудий крупного калибра, но и реактивную артиллерию.


1.5.1944. До грандиозной высадки в Нормандии — 5 недель. Всем уже понятно, что по логике вещей вскоре где-то и когда-то десант будет произведён. Но где, как и когда — пока величайший секрет. Тем не менее, уже сейчас на публику выводятся будущие командующие от Америки. Сейчас это — генерал-лейтенант Омар Брэдли, основная карьера которого впереди (символичная красная стрела, направленная прямо в центр свастики).


8.5.1944. Японский военнопленный - генерал Уэйнрайт. Макартур, как особо ценный кадр для дальнейшего ведения войны, тогда вовремя свалил из филиппинской мышеловки. Это — выпуск ко второй годовщине капитуляции под Коррехидором. Америка помнит тех, кто в плену...


29.5.1944. До дня D осталось чуть больше недели. Герой номер — генерал де Голль, со строгим взглядом. Общественное мнение уже готовят к высадке во Франции (обратите внимание на несчастную страну, скованную германскими цепями со свастиковым замком).


12.6.1944. Первый выпуск журнала после начала высадки в Нормандии. Герой номера — генерал USAF Карл Спаатс, главный «по бомбардировщикам» на Европейском ТВД (в мае 1945-го он будет сидеть рядом с Жуковым в Карлсхорсте на подписании капитуляции). Представлен тут он так: «Бомбер №1 в мире». Художник постарался, с градом бомб — Карл колоритен на их фоне.


19.6.1944. Нормандская операция разворачивается и в полном разгаре. Так что логично помещение Эйзенхауэра, верховного главнокомандующего силами союзников в Европе, как символа событий. Молния имеет французский трехцветный вид.


26.6.1944. Буквально неделя, и снова герой — американский командующий. На этот раз на другом конце света — на Тихом океане, и флотский: адмирал Спрюэнс, очень компетентный и (что немаловажно) удачливый флотоводец. Интересна использованная аллегория — небольшие территории, Япония и Филиппины, против огромного потока крупных кораблей. Впечатление такое, что им не устоять против такой силы.


3.7.1944. Ещё неделя, и опять Тихий океан. Оппонент Спрюэнса, Хэлси и Нимица — японский адмирал Симада, военно-морской министр в кабинете Тодзио. Тут всё недвусмысленно — несколько карикатурный адмирал надувает губки, а флот его тонет к чертям. Хотя до Лейте пока что ещё далеко.


10.7.1944. Знак уважения к главным союзникам, тем более что операция во Франции — в самом разгаре. «Монти» (Монгомери) — на обложке.


31.7.1944. А на Востоке - в разгаре грандиозные операции советских войск. Маршал Новиков, «командующий красными ВВС». Красивая аллегория — самолёт на фоне угадывающейся красной звезды. Больше советских полководцев на обложках не будет — новости с фронтов доставят много поводов для пиара своих, американских военачальников.


7.8.1944. Гейнц Гудериан вылез на обложку как творец свежей сенсации («новый нацистский начальник Генштаба»), поэтому нарисовать ничего не успели, поставили просто фото. Покушение на фюрера состоялось две с небольшим недели назад. Это — последнее более-менее нейтральное изображение немца до капитуляции Рейха.


21.8.1944. А вот Герд фон Рундштедт (главный и наиболее известный оппонент союзников на континенте), прорвавшийся на обложку журнала две недели спустя, уже совсем не нейтрален: фоном идёт гидра с физией, очень похожей на рожу достопочтенного Герда. Правда, сам фельдмаршал сейчас временно не командует Западным Фронтом (с 1 июля), но — видимо, как публичное лицо — всё равно служит простодушным американцам символом :)


28.8.1944. Высадка американцев в Южной Франции. Герой номера — генерал Пэтч, командующий армией. Войска в жестоких боях, аллегория недвусмысленна. Кстати, что там у воина в руках за автомат?


4.9.1944. Выпуск журнала к освобождению Парижа. Это — главная новость.


9.10.1944. Бои за освобождение Югославии. Маршал Тито, как харизматичный символ Балкан, хоть он и коммунист. Греков, кстати, ни разу не поставили.


30.10.1944. А вот и снова наш старый знакомец Дуглас Макартур, который станет потом главным символом американской военщины в СССР. Сейчас он — воплощенный символ мощи Америки и возмездия коварным японцам. По мысли художника, сейчас возмездие идёт с воздуха — «летающие крепости» кулаком из облаков молотят несколько охуевшее от такого обращения восходящее узкоглазое солнце. И — торжествующий Дуглас.


4.12.1944. Командующий Омар Брэдли на границах Германии. Художник эксплуатирует сентиментально-задумчивую тему: «Как далеко нам ещё идти?». Да, кстати, буквально через 12 дней шаловливые немцы преподнесут Омару в Арденнах ба-а-альшой сюрприз. Но сие пока никому не ведомо...


1.1.1945. Абсолютно логично: «Человек Года-1944» - Дуайт Эйзенхауэр, союзный главком в Европе, освободитель страдающей Франции, затмивший в Америке всех своих коллег популярностью. И даже заносчивого Макартура.


15.1.1945. Командующий 9-й воздушной армией USAF авиагенерал Хойт Ванденберг, на кончике меча несущий огонь-возмездие (это его именем потом будет названа знаменитая авиабаза-космодром). Но пока он воюет с наци. Всемирная уфологическая его слава ещё впереди, хоть и совсем недалеко, в трех годах.


5.2.1945. Иосиф Виссарионович — частый гость обложек Time. Но сегодня он уже не совсем благородный воитель, как годом, двумя и тремя ранее, а скорей — источник проблем для Запада и слишком уж неудобная фигура. Подпись: «Факты — упрямая вещь» (возможно, в связи с польскими делами). Интересно ещё, что значит летящая звёздочка (такую будут рисовать при Хрущеве как символ советского покорения космоса)?


12.2.1945. Гиммлер — тоже частый гость журнала. Раз от раза аллегории усиливаются, и репутация Генриха в мире - уже ниже нуля. А сейчас как раз освобождаются концлагеря на территории Польши, и поражённый мир узнаёт ужасные тайны Третьего Рейха.


26.2.1945. Адмирал флота Честер Нимиц, как воплощение американской мощи на Тихом океане. И снова мастерски обыгрывается аллегория возмездия: орёл со сверкающим мечом летит в направлении неких остовов с вулканом, очень похожим на Фудзи. Там — красное зарево. До тотального сожжения Токио остаётся 2 недели.


9.4.1945. Другая инкарнация аллегории возмездия: любимый журналом генерал Паттон с танковым кулаком и кастетом проходит Германию.


23.4.1945. В США — новый президент, Гарри Трумэн. Рузвельт скончался полторы недели назад.


7.5.1945. Пришедшее из Берлина известие о самоубийстве фюрера воплотилось вот в такую лаконичную картинку. Просто, веско и предельно понятно.


«Победную» обложку с солдатами трёх великих армий (от 14 мая 1945) я показал вам в начале поста, а уже неделю спустя журнал гневно вопрошает: «Как долго будет ещё существовать этот анахронизм?». Да, это про японского императора Хирохито, 21.5.1945. Война на Тихом океане продолжается.


23.7.1945. Герой номера — легендарный «водитель авианосцев» адмирал Хэлси, командующий 3-м флотом. Как раз сейчас его моряки крушат остатки японского флота, и гоняются в проливах даже за железнодорожными паромами. В общем, Японии практически кранты, о чем читателю недвусмысленно говорит и рисунок с цунами. Да и Бомбу уже везут на Марианские острова.


13.8.1945. Кёртис Лемэй, тоже личность по-своему легендарная и бомбардировочный коллега Харрису и Спаатсу, говоривший о себе после войны «Если бы мы проиграли войну, меня бы точно повесили». По-хорошему, про него мне надо писать отдельный большой пост, столько всего интересного у него было в карьере — и в войну, и в холодную войну, вплоть до Карибского ракетного кризиса. Это с него (и с Макартура) Борис Ефимов и его коллеги рисовали карикатуры в «Правде»: гаванская сигара, презрительный вид, угрожающие четырёхмоторные гиганты над головой.
Почему он попал в герои номера? Всё просто: несколько дней назад его орлы слетали к Хиросиме и Нагасаки на B-29 и сбросили туда атомные гостинца. Ну и конечно, нельзя забывать его новаторские методы сожжения Токио: ночная «разметка» свермощными зажигалками М-47 больших правильных квадратов в городе, а затем наведение основной массы B-29 по горящим углам квадратов с небольшой высоты, методично «обрабатывая» каждый локальный квадратик и не пропуская ничего.


20.8.1945. «Конец Японии». Он не персонифицирован, как с Гитлером, а просто перечёркнуто Восходящее Солнце. Официальная капитуляция, однако, ещё не произошла.


27.8.1945. А вот и Главный Японский Победитель. Да-да, генерал армии США Макартур, в который уже раз :)


3.9.1945. Только что подписана капитуляция Японской империи на «Миссури», и журнал отдает дань уважения союзнику, который теперь приобретает большое значение для Америки: китайский лидер и генералиссимус Чан Кай-ши. Ему ещё четыре года править Китаем, пока его не сверзнёт с пьедестала Мао.


И пара постфронтовых обложек, как я и обещал вначале.

17.9.1945 — всего две недели после капитуляции Японии. Госсекретарь США Бирнс как «водитель земного шара» (рулит аллегорическим штурвалом) и выразитель глобальной исторической миссии «великой Америки».


Ну и гвоздь подборки: предновогодний номер 1945-го (31.12.1945).
Журнал анонсирует номер с «человеком года» (конечно, это единственный в мире обладатель A-bomb президент Гарри Трумэн). Для всех непонятливых ярким художественным языком объясняется, на чём базируется глобальное лидерство Америки - путем рисования ядерного гриба с молниями на все четыре стороны.


Окончание следует.
Tags: архив, уход в историю
Subscribe

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →