Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

70 лет оккупации Чехословакии. Вход вермахта в Прагу на снимках "Лайфа"

Ровно 70 лет назад в этот день, 15 марта 1939 года, вермахт вошёл на территорию обкорнанного Мюнхенским соглашением остатка Чехословакии. Сопротивления со стороны чехов ему не оказывалось. Ни Англия, ни Франция также не предприняли попыток спасти остатки бывшего дееспособного государства-союзника, хотя всего полгода в Мюнхене торжественно давали ей гарантии на случай агрессии. 16 марта Гитлер провозгласил германский протекторат над этой территорией под именем Богемия и Моравия. Таким образом, Чехия была включена в состав Третьего Рейха и как государство перестало существовать; Словакия отделилась и стала его сателлитом.
* * *
Фотограф Карел Хайек (Karel Hajek) в тот мрачный мартовский день снимал на улицах так знакомой многим Златны Праги – и эти снимки оказались после войны в архиве «Лайфа». Многие места, я думаю, побывавшим там знакомы (на кадрах есть и Вацлавская площадь и Град и т.п.), и вы их легко узнаете.
Немецкие войска входили в Прагу демонстративно, колоннами, и двигались по главным улицам, при большом скоплении смотревших на это зрелище пражан.

1. Немецкая техника на Вацлавской площади.



2. На Вацлавской пл. состоялась официальная церемония - парад вермахта с проходом техники и оркестром.


3. Мотоциклисты на улицах Праги.


4. Ходили ли трамваи на период прохождения техники, я так и не понял. На многих кадрах они даже перегораживают движение (см.предыдущий снимок).


5. Вот трамвай виден (слева). Справа идут пешие колонны, по улице едет лёгкая техника.


6. Движением управляют военные регулировщики вермахта.


7. Хотя, надо сказать, присутствует разнокалиберная техника, в том числе заезжающая с боковых улиц.


8. На технике есть следы снега, выпавшего, по-видимому, на марше.


9. Вот тут тоже видны следы снега. На переднем плане – полицейские-чехи?


10. Машина вермахта, трамвай на другой стороне движения и там же – гражданский автомобиль.


11. Немцы около Малостранской предмостной башня у въезда на Карлов Мост. Их обступили городские обыватели.


12. Немец-мотоциклист на Вацлавской пл. Рядом стоят люди в форме (возможно, чехи).


13. Огромная толпа пражан и узкий проход между ними. Чего-то ждут?


14. Парад вермахта на Вацлавской пл., вывешены партийные и военный флаги Третьего Рейха. Принимающий парад - генерал Кейтель.


15. Однако вот что интересно: военный флаг на параде обрамляют не только партийные (справа), но и чехословацкие два (слева).


16. Оркестр сопровождал музыкой прохождение войск.


17. Стоянка машин около Пражского Града.


[отсюда]
Исход переговоров Гахи с Гитлером в Берлине, собственно, был предрешен заранее. Речь шла об одном – окажет ли сопротивление чехословацкая армия, или же оккупация пройдет мирно. Нацистское руководство устроило настоящий спектакль, оказав на пожилого президента, чувствовавшего себя плохо (у Гахи случился гипертонический криз), сильнейшее психическое давление. Сам Гаха в разговоре с журналистом Карелом Горким позднее так описывал завершение своей ночной аудиенции у Гитлера и Геринга: «Когда напряжение достигло предела, а я был измотан и полумертв, но кое-как еще держался, Геринг взял меня за руку, по-приятельски отвел в сторону и якобы мягко начал меня уговаривать – мол, действительно ли нужно, чтобы за пару часов эту прекрасную Прагу сровняли с землей, чтобы всё взлетело на воздух, и только лишь потому, что мы не желаем понять фюрера, который не хочет, чтобы тысячи молодых чехов сложили свои жизни в бессмысленной борьбе».

Эмиль Гаха вернулся в Прагу сломленным человеком. В радиообращении к народу он, порой с трудом подбирая слова, заявил:
«...Наша обязанность – принять случившееся с мужественным спокойствием, но и с осознанием серьезной задачи: сделать всё, чтобы сохранить для наших будущих поколений то, что осталось нам от нашего, может быть, слишком богатого наследия... Наблюдая за тем, что приближается, я решился, с согласия правительства, в последний момент попросить о встрече рейхсканцлера Адольфа Гитлера... После длительного разговора с рейхсканцлером, после анализа ситуации, я принял решение – объявить, что предаю судьбу чешского народа и государства с полным доверием в руки вождя немецкого народа».

Всё снимки – (c) Архив «Лайфа», 15 марта 1939 г.
Tags: Германия, Прага, архив, уход в историю
Subscribe

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 3: Ту-144 и остальное

    Продолжаю рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, во второй - основной "зоопарк" музея, а…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 2

    Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной "зоопарк"…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 1

    1-я часть иллюстрированного поста про авиамузей в Ульяновске. В этой части Ту-114, Ту-116, Ту-104, Ту-124 и Ил-18. Остальное пойдет второй и…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 3: Ту-144 и остальное

    Продолжаю рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, во второй - основной "зоопарк" музея, а…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 2

    Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной "зоопарк"…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 1

    1-я часть иллюстрированного поста про авиамузей в Ульяновске. В этой части Ту-114, Ту-116, Ту-104, Ту-124 и Ил-18. Остальное пойдет второй и…