Воистину, Петербург – это город сокровищ! Вот ходим вокруг и о многом окружающем нас ничего не знаем. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем...
Итак, идём на прогулку по Горному Институту. За мной!
Парадный фасад Горного Института.
Основан он был в 1773 году при Екатерине Великой, как горное училище, но довольно скоро приобрел – через стадию горного кадетского корпуса – статус вуза (1834 год, Николай I). То есть это один из старейших технических вузов Российской империи и в каком-то смысле – наследие тех самых николаевских времён, которые потом проклинались и уничижительно высмеивались разными герценами, как якобы безвременье и застой. Однако, на мой взгляд, так могут рассуждать либо идеологизированные деятели, преследующие свои конкретные корыстные цели, либо просто невежды и дураки, мыслящие сугубо поверхностно и неглубоко.
На парадном фасаде сохранились и ордена, которыми вуз был награждён при СССР. Они не были сняты и во время господства рыночно-перестроечной пидарасни, как скажем, сняли когда-то свои ордена «Известия» (1991). Правильное решение – ни от какой исторической преемственности отказываться нельзя! Это уважение и к истории страны и к своим предшественникам.
Ладно, хватит стоять у фасада и разглядывать мощные колонны и изящные скульптуры. Давайте решительно шагнём в эту дверь, с парадного фасада и зайдём в прохладу коридоров.
Коридоры первого этажа.
Но нам наверх. Поднимаемся по парадной лестнице с красивым художественным литьём (увы, не получилось — темновато), и на втором этаже главного исторического здания — вход в конференц-зал. Наверху — год основания института и вензель Екатерины Великой.
Часики напротив лестницы, над входом в институт, но с обратной стороны. Точно запечатлено время моего прихода сюда ;-)
Сперва пройдём в помещения музея. Вот один из залов с минералогической коллекцией (которую саму по себе можно разглядывать часами).
Люстры XIX века.
Если же из этого зала взглянуть через окошко во внутренний прямоугольный дворик, то мы увидим, что там, среди зелени, важно ходят павлины. Вот так.
Самородок меди, называемый (кажется) «Медвежья шкура», XIX век. Точно не запомнил, но как-то так.
Этот здоровенный камень тоже с медью, но более раннего времени — дар Екатерины II горному училищу. Оцените также окружающие интерьеры.
Опал огненный. Тысячная часть коллекции минералов, выставленных тут. Просто как пример. А вообще, всего очень много, просто глаза разбегаются...
Центральный зал музея (Зал Минерального Собрания Горного Корпуса). По обоим сторонам — минералогические коллекции.
Потолочная роспись в центральном зале. Это — подлинник XIX века (примерно треть поверхности), а остальное было восстановлено после войны — часть росписей была повреждена от немецких артобстрелов 1941-43 гг.
Надпись над дверью этого зала.
Теперь давайте иэ этого зала пройдём в соседний, зал моделей горной техники, созданных и накопленных в коллекции за прошедшие 230 с лишком лет.
Моделей, искусно исполненных, тут тоже очень много — большинство из XVIII и XIX веков, начиная с Екатерины Великой, но есть и экспонаты сталинской эпохи, в основном 1950-х. Многие модели — действующие.
Вот, например. Что это такое есть, я нечётко запомнил, и врать не буду. Каждая мелкая деталь сделана тщательнейшим образом!
Зал вытянут в длину и разделен наполовину колоннами, так что моделей — десятки.
А вот — дар Екатерины II Горному училищу (1780-е). Это модель доменной печи. На стене висит и портрет дарительницы.
Табличка к этому экспонату.
Ещё один вид на модели и кусочек этого зала.
За большим модельным залом с колоннами есть и небольшой, где в находятся просто «удивительные» экспонаты, собранные за два столетия.
Вот, скажем, пальма, выкованная из рельса донецким кузнецом А.И.Мерцаловым (1896 г.).
Или герб Российской Империи, сделанный из златоустовских ножей и их деталей.
Есть в музее и залы украшений, самоцветов и драгоценных минералов.
Огромная янтарная ваза. Получена музеем в 1960 г.
Фрагмент её. Интересная техника сборки.
Здоровенная малахитовая шкатулка, 1955 г. Правда, рубины синтетические, по тогдашней моде технического прогресса. Но тем не менее, смотрится потрясающе.
Много из драгоценностей я вам показать не могу, т.к. просто смотрел, а не снимал. Но аметисты сотнями, пожалуй, покажу, в следующей серии — в реале зрелище завораживающее. А потом наш путь проляжет в метеоритный зал...
Окончание следует.
Journal information