Итак, смело вперёд - к питекантропам, метеоритам, почечным камням и аметистам! :)
Напротив большой малахитовой шкатулки (см. предыдущую часть) возлежит мраморная Лукреция Борджиа, пришелица из солнечной Италии. Она провожает томным взглядом изредка проходящих по 23-й линии элегантных денди, наверное, думая - "...кто же из них достоин меня взять? может быть вон тот фрезеровщик с Балтийского завода, с благородной щетиной и свертком с селёдкой под мышкой?".
А мы проходим дальше. Вот зал для коллегий и совещаний в узком составе.
На входе в зал стоят очень любопытные артефакты, ростом метра в полтора.
Они наполнены аметистами, изумительно фиолетово сверкающими на свету - оторваться невозможно! Подходишь с одной стороны - сверкают так, с другой - рисунок изменился. Аметистов там тысячи. И, честно, я даже приблизительно затрудняюсь предположить, сколько стоят эти трубочки с ними. Страшно представить, сколько...
Возвращаемся назад и идём опять через помещения музея.
Эта винтовая лестница идёт куда-то наверх, в глубины крыши за фронтоном фасада главного здания.
Проходим в зал для конференций. Он, хотя и оснащён плазменными экранами и ЖК-мониторами, дышит самой Историей и передаёт и нам эти невидимые флюиды. Тут опять нас приветствует Основательница сего заведения - Екатерина Великая, массивные бронзовые канделябры, колонны и люстры из прошлого времени, чуть ли не гамбсовские стулья, полукруглые окна-арки. Солидный и степенный полумрак. В общем - умеренно строгий, но нежмотнический стиль Империи.
По бокам зала между настенными канделябрами - мраморные доски с наиболее видными выпускниками Института, начиная с начала XIX века. Досок довольно много.
В конце зала, за колонным ордером - императоры Александр II и Николай I в сочетании с картой Советского Союза. А почему нет? Ведь советские ордена есть и на парадном фасаде.
Карту, к нашему восторгу, включили, и наиболее серьёзные месторождения засветились на ней разными цветами.
Конечно же, я стали искать те, на которых побывал. Помните, я вам рассказывал про вольфрамовый рудник в Забайкалье (в 2007-м, когда я ездил в восточно-азиатский вояж)? Так вот, он тут тоже есть, помечен буквой W [красная стрелка]. А неподалёку - честно показаны и урановые: краснокаменские, правее, и ново-кижингинский - выше, с буквой U, светятся оранжевым светом.
Теперь пройдём по периметру дальше, в университетскую церковь. В глубине зала, самая левая - икона из самоцветов. К сожалению, вблизи получилась плохо, но зрелище совершенно потрясающее. Такой иконы я ранее никогда не видел.
Ещё вид, внутри церкви.
И ещё вид, если повернуться лицом к 21-й линии.
Топаем обратно в музей. По пути можно поглядеть в окошко: там Нева, Адмиралтейские верфи и кронштадтские подлодки на том берегу.
В музее снова рассматриваем диковинные экспонаты. Вот, скажем, вдали сундучок такой небольшой, видите?
Открываем его... и! Там образцы различных промышленных жидкостей, выпускавшихся в самом конце XIX века в Российской Империи.
Работа ремесленного училища Цесаревича Николая, что видно из выгравированной надписи.
Во многих залах музея сохранились удивительно стильные витрины для экспонатов, изготовленные в конце XVIII века по приказу Екатерины Великой.
Содержимое одной из витрин - "Коллекция жемчужных раковин и опалов". 1844 год.
Проходим по бывшим дортуарам Горного Кадетского Корпуса. Лет двести назад тут жили кадеты-воспитанники, будущие горные инженеры империи. Теперь - стоят музейные витрины.
А это уже наследие 1990-х: конфискованные таможеней ископаемые трилобиты, которые пытались вывезти из России. В 2002 году переданы в этот музей.
Биогенные конкреции. Это то, что вытащили из почек и желчных и мочевых пузырей человеков.
Родная Камчатка! Гладил шершавую поверхность вулканической бомбы и вспоминал, как лет двадцать назад топтал ногой такие же чёрные бомбочки, но поменьше, на Сухой Речке под Авачинским вулканом.
В музее есть целый метеоритный зал. Там много всего, надо просто ходить и рассматривать.
Более всего меня поразил и заворожил Сихотэ-Алиньский камень (с места падения метеорита, февраль 1947 г.). Он - почти чистое железо, и вот что удивительно: когда его гладишь, то он отчётливо тёплый. Удивительно тёплый для комнатной температуры.
Мы потом ещё полчаса ходили по другим залам, но я в конце концов не выдержал и вернулся к С-А. камню, и попросил меня с ним сфотографировать. Рука лежит на камне, он - тёплый.
Музей очень большой по наполнению, и всё я не в силах вам показать.
В палеоантологическом зале мы заканчиваем обход, и печальный питекантроп говорит нам "что, убегаете уже? а мне тут стоять и дальше...".
Спасибо всем за внимание.
Отдельное спасибо - моей френдессе lilamand за организацию похода в это совершенно замечательное место.
Journal information