Она представляла собой форму круга (точней, многоугольника) с началом в Нюрнберге, а затем - на обратном пути из Штутгарта в Лейпциг снова коснулась этого города, замкнув контур. Поездка была посвящена в основном посещению мест, где сохранилась тоталитарная архитектура времён Третьего Рейха и и авторитарная архитектура поздней Австро-Венгерской монархии, и вообще, имперской стороне истории Германии и Австрии. Отсюда и имя, данное ей мною - Der totalitäre Ring.
Мюнхен. На небольшой улочке недалеко от Кёнигсплац.
1. Нюрнберг
Был осмотрен тамошний альтштадт, впрочем, весьма меня разочаровавший степенью новодельности, с редкими вкраплениями уцелевшего в бомбардировках 1943-45 гг. Правда, надо сказать, вечером всё это выглядит весьма романтично.
Нюрнберг. Альтштадт: местная кукурузина
Но главное внимание было сосредоточено на окрестностях пруда Дутцендтайх, где находится самых большой комплекс построек Третьего Рейха из сохранившихся до настоящего времени: на него я потратил больше полдня, если считать ещё и посещение Доку-центра. Тут будет целая серия постов: Конгрессхалле, котлован Дойче Стадиона, Гроссе Штрассе, Поля Цеппелина с грандиозными трибунами, где сейчас автостоянка большегрузов.
Нацистский колизей на берегу пруда. Успели построить только до 39 метров, а должен был быть - 71 метр высотой.
Второй по степени важности обьект - Музей транспорта DB, куда я хотел попасть несколько лет. Был тоже внимательно осмотрен, особенно период империй - Второй и Третий рейх. За Второй рейх музею - двойка (полный низачот, фрагментарность и никакой связной истории), за Третий - четвёрка. Но интересного, тем не менее, немало.
Музей Deutcshe Bahn, выставка подвижного состава.
Впрочем, Рейхсбану периода доктора Дорпмюллера (1926-1945) будет посвящен отдельный пост.
2. Прага
Поскольку я в Праге уже бывал, то сейчас сосредоточился на имперском слое австро-венгерского периода, а также наконец прошел по всему Пражскому Граду и много покатался на трамваях.
Осенняя Влтава.
Отдельно посмотрим чешские железнодорожности, особенно австро-венгерское вокзальное наследие, которое (увы) варварски уничтожается в Вене.
Прага. Главный вокзал.
Был посещён музей Коммунизма (ранее в 2008-2009 я посетил четыре аналогичных заведения - в Киеве, Риге, Вильнюсе и Таллине). Убедился, что тут местный музей не носит пропагандистского характера ленинской комнаты в солдатской казарме, как в Прибалтике, а предназначен исключительно для туриков, жаждущих приобщения к советской цивилизации, хотя бы и в такой извращённой форме. Кроме того, он жутко дорогой по цене. Но, внимательно осмотрен и будет помещён в кунсткамеру моего журнала :)
Прага. В залах музея Коммунизма.
3. Вена.
Конечно, прежде всего меня интересовала Вена имперская, её общий образ. На неё я отвёл больше всего времени - три полных дня. Очень странное ощущение от неё: страна малюсенькая - а столица монументальная, как большая и красивая голова на микроскопическом теле: голубыми глазками с ресничками хлоп-хлоп, щёчки румяные, макияж элегантный и дорогой. Такая столица могла быть создана только империей!
Св. Стефан вечерний.
Отдельно надо упомянуть про феномен венского трамвая, много на него поохотился. Кроме того, покатался и на венском метро-траме (маршрут №18): вы увидите, что он есть не только в Волгограде! :-)
Венский трамвай
Венская кухня: кофе и прочее - про всё это надо будет рассказать непременно. Она шикарна, а кофе в Вене - это самый высокий средний уровень, что я пробовал где-либо. Имею в виду не одно отдельно взятое заведение, а именно городской массовый уровень. В общем, Вена для меня теперь останется неоспариваемым кофе-эталоном до тех пор, пока я где-нибудь потом (мало ли!) не попробую лучше. А вообще, хорошая жратва и излишнее сибаритство - это то, что погубило тамошнюю империю, теперь я это понял (Балканы, конечно, тоже - но не только).
Отличный венский кофе (не путать с кофе по-венски, что есть почти фантом!)
Посетил я и гробницу Габсбургов, считая это делом принципиальным, засвидетельствовал своё почтение несравненной и несчастной императрице Сисси.
«Я тоже хотела бы умереть от небольшой раны в сердце, через которую улетит моя душа, но я хочу, чтобы это произошло вдали от тех, кого я люблю»
Однако более всего в Вене меня впечатлили аугартенские флактурмы, особенно первый (круглый). Вот наснимал-то их вволю! Тем более на фоне прелестной венской осени.
Парк Аугартен. Венский флактурм и автор на фоне :)
Отдельно поговорим об австрийских железнодорожностях и о том, как это они умудрились уничтожить все исторические вокзалы в Вене, заместив их уёбищными безликими коробами, что я лично считаю настоящим преступлением. А ведь Австро-Венгрия дала миру потрясающие примеры шикарной вокзальной архитектуры - достаточно вспомнить Львов, Прагу или Черновицы...
На этом поезде RailJet я достиг Зальцбурга.
4. Зальцбург.
Он был изначально незапланирован, остановился там от перестраховки - думал, вечером в маленьком горном Берхтесгадене будет сложно найти приемлемый ночлег и решил, что в более крупном Зальцбурге это будет оптимальней. И раз уж там появился - то прошёлся и по нему: весьма интересная троллейбусная столица Австрии, опутанная уличными проводами.
Река Зальцах, вдали - местный альтштадт.
5. Берхтесгаден - Бергхоф.
Наверное, это был пик поездки: величественные горные пейзажи, жара до +27 (7 октября), мотовоз из Зальцбурга в глубокой долине и насыщенная тоталитарная история. Кроме того, в Берхтесгадене было обнаружено шпееровское творение: я мгновенно узнал стиль, хотя пришлось потрудиться, чтобы найти на фасаде незаметную дату 1937. О, про всё это много надо рассказывать...
Бергхоф, центр документации: выстроен на месте взорванной виллы фюрера.
Бергхоф, фюрербункер: специально приехал рано, чтобы не спеша походить по всем лабиринтам и чтоб в кадр не лезли. Это, несомненно, стоило очень раннего подьёма.
Обратно из Бергхофа спустился вниз в Берхтесгаден пешком по "дороге Тодта", наснимав окружающие буколические пейзажи. Ну, и погода радовала...
6. Мюнхен.
По Мюнхену походил весьма немало, особенное внимание уделив району Кёнигсплац и Одеонплац, где и были сосредоточены знаковые обьекты мировой истории первой половины XX века. Вот, как этот, например. Не узнали, что ли?
Тогда подсказка: вот так выглядело это же здание 71 год и 1 неделю назад. Тот же ракурс. Через пару часов сюда зайдут Чембелен, Муссолини, Даладье, Гитлер - чтобы сугубо демократически, ради "хороших намерений" бросить Чехословакию в пасть ненасытному рейху...
Бундесархив. "Фюрербау", 29 сентября 1938 года
В Мюнхене был посещён Deutsche Museum - как они говорят, крупнейший в мире политехнический музей. Правда ли это, не знаю, но музей огромный - я посетил только залы авиации, космонавтики, книгопечатания, оптики и тоннелестроения, и на этом остановился.
Творение сумрачного германского гения - Фау-2 (1944). Можно рассмотреть и все её "кишки"
Вышел потом на крышу музея, подышать туманным мюнхенским воздухом. А там сидит ворон чёрный и эдак внимательно на меня зырит. Хотя, вообще, Мюнхен - город львов, я там их видел не менее сотни.
Мюнхенский птиц.
Отдельный разговор - про баварское пиво. Поскольку я не сильно большой любитель пива как напитка, то целью было не напиться им во всех многочисленных тамошних биргартенах по пути, а посетить только исторические пивные с большой историей, спокойно или неспокойно посидеть, проникнуться их атмосферой, заценить баварскую кухню. У меня получилось посетить три - Лёвенбройкеллер, Аугустинер и (конечно же!) легендарный Хофбройхаус. В последнем я побывал дважды, о чём будет большой отчёт в пятничной пищевой рубрике :)
Биргартен Лёвенбройкеллера.
7. Штутгарт.
Будет небольшая прогулка и по Штутгарту - городу не особо историческому, но всё же со своим лицом. Там я больше общался со старинными сибирскими друзьями родителей, прожившими на Севере больше 20 лет, но немного и погулял.
Местный олень на крыше (Шлоссгартенплац)
8. Лейпциг.
Завершающий аккорд поездки - вечерний Лейпциг.
Лейпцигский трамвайчик около хауптбанхофа.
Вот такие получились итоги.
Подробнее буду рассказывать постепенно, придется сочетать два цикла - "Ворота в Азию" и этот.
Как именно? Не знаю, но буду пробовать сочетать параллельно.
Journal information