Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Der totalitäre Ring, часть 20. Вена, колорит и характер города

Теперь пора про Вену рассказать поподробней; затравка про трамвай и метро-трам была лишь вступлением в тему.
Сразу оговорюсь, что я совершенно не собираюсь внутри поста делать фотоперечисление достопримечательностей внутри Ринга или на его границах, либо пускать розовые сопли на публику в виде разных Шенбруннов-Бельведеров (это вам и без меня покажут в изобилии). Моя цель в этой части - дать свой эмоциональный портрет города, выделить его характерные признаки и своеобразный колорит, имея при этом в виду, что 95% его территории находится вне центрального туристического кусочка, ограниченного Рингом и Донау-Каналом. В этой проекции её и рассмотрим. А после я сделаю более узкие тематические посты (думаю про семь - Арсенал, советский мемориал, флактурмы Третьего рейха, U-bahn, вокзалы, сецессион и арх-извраты, склеп Габсбургов).
* * *
Вена, в целом, мне очень понравилась. Она из тех городов, которые не скучны, с одной стороны, и которые не напрягают ритмом жизни, с другой. И потом, своеобразный шарм и неповторимый стиль организации городского пространства - он запоминается. Так что я совершенно не жалею, что потратил на неё почти четыре световых дня. Вернувшись и наводя порядок в фотобанке экспедиции, я размышлял о том, что (наверное) мог бы её поставить и на первое место в Западной Европе, по шарму и стилю, среди посещённых мною крупных городов и столиц. В том случае, если бы она была построена "лицом" к воде, как Париж к Сене. Увы, она исторически развивалась по-другому, и стоит "задом" к Дунаю. А жаль. Поэтому, подумав, я отвёл ей второе место в своей табели о рангах, применительно к Европе западнее линии Таллин-Брест-Львов-Одесса. Но, в Вену определённо есть желание вернуться и отсмотреть недосмотренное. Так у меня получается далеко не со всеми городами. Однако есть и на "солнцах" свои пятна - и об этом тоже поговорим :)

Символы бывшей империи Вена любит, холит и лелеет



1. О символах имперского прошлого. Такого добра на фасадах зданий и памятниках - довольно много. Что есть - лелеется и сохраняется, в угоду нейтральным веяниям не сбивается. Я даже заметил некоторую ностальгию по ушедшей Империи и по славному Прошлому. Впрочем, полагаю, это нормальное явление.


2. Некоторые имперские памятники откровенно поставили в тупик. Вот этот, например, на Neubau gürtel. Посвящен славным сынам империи, выстоявшим против "узурпатора". Дата стоит 13.5.1809 - как раз наиболее позорный их день, когда Наполеон вошёл в Вену и овладел императорскими резиденциями. Я бы понял, если бы они посвятили памятник Асперну (21-22 мая) или даже Ваграму, трагическому для австрийцев. Но 13 мая?...


3. А это - имперские символы на Хофбурге, резиденции императора.


4. И кстати. Вот вам Новый Хофбург - резиденция императора Двуединой Монархии поздней эпохи (построен перед 1-й мировой войной). Сравнивая имперские резиденции Австрии и России, нужно отметить, что питерский Зимний дворец как-то повеселее, полегче - относительно австрийской версии. Этот - мрачней, тяжелей, капитальней, больше. Правда, их разделяет 140-150 лет.


Впрочем, углубляться в центральные туристические дебри не будем, вернёмся к самому городу.
Теперь - о венском стиле.

5. Он чувствуется везде. Скажем, во многих местах сохраняются вот такие девайсы. Видимо, водонапорные колонки. Работают ли они при необходимости, я не знаю - возможно, теперь это просто антураж.


6. Или стиль оформления остановок. Он тоже своеобразный. Трамвайные остановки я уже вам показывал, в части 18, а вот - автобусная.


7. Много тут осталось и стиля модерн, применительно к транспорту. Павильоны метро, оформление станций и т.д. В разных местах города. Вот, например, интерьер станции Stadtpark (в посте про венское метро покажу подробней - есть просто замечательные места!).


8. Попадаются и совершеннно потрясающие фасады, той эпохи - "старого доброго времени" Империи, бель-эпок. Мечта ретрограда! :-)


9. Современный венский стиль: "Котельная Шпителлау" (северная часть города, т.н. Hundertwasser Fernwärme Wien - мусоросборочный завод). Это работа легендарного Фриденсрайха Хундертвассера (1990) - с другим, более известным его арх-извратом мы встретимся позже в этой серии.


10. А вот так выглядят перемешанные слои - Вены современной и Вены бель-эпок начала века. Виадук принадлежит совершенно крышесносной по колориту линии U6, мы ещё по ней проедем в посте о метро.


11. Наиболее назойливым, часто повторяющимся, символом города тут избран Моцарт.
Он везде - на магазинах в центре...


12. ...на всяких сувенирах, разумеется - стеклянные скрипочки с алкоголем...


13. ...На коробках с чаем в "просто" магазинах. Честно говоря, сперва это выглядело оригинальным, на второй день я слегка от него утомился, на четвёртый - воспринимал как императорских Кать и Петруш в Питере...)


14. Яркая и необычная примета Вены - фиакры. Ареал распространения - примерно внутри Ринга плюс полкилометра за его пределы. Они мне попадались очень часто, среди общего потока машин и автобусов. Потом смотрел свои кадры, так наверное штук в двадцать они влезли. Вот тут - утреннаяя очередь фиакров, ожидающих своих турыстов. Самый центр города, Стефансплац.


15. Фиакроводительница у своего девайса. Наверное, работёнка не очень лёгкая.


16. Не так мало в городе и "старых" имперских кафешек и кофеен. Некоторые переделаны, а некоторые так и остались в стиле начала XX века. Вот в этом "Герстнере" мы пили кофе.


17. Вообще, о венском кофе можно сказать только хорошее. Нет, не о "кофе по-венски", а именно о "попить кофе" в городе. На мой дилетантский взгляд, среднее качество кофе в ней - самое высокое из всех городов, что я посетил в Европе. Почти везде варят очень качественно, где мне приходилось его пить - я просто наслаждался, хотя совсем не кофеман. Как в парковых кафе, так и в городских. А вот "Захер" их знаменитый я тоже попробовал и совсем не впечатлился (слева на фото).


18. И вообще, тема "насчёт вкусно и сытно пожрать местной кухней" в Вене очень развита. Сибариты были эти Габсбурги со своей империей! Я этому только радовался, потому что, скажем, в соседней Германии чувствуется явный крен на всякие итало-турецко-китайские национальные кухни, либо "быстроеда", а местного мало, зато в Вене свою "Винер кюхе" можно найти намного проще. И еда (основная) - вкусная. Тот же самый шницель или гуляш. Правда, есть и странные вкусы. В целом же, венская кухня лучше баварской или северогерманской. Впрочем, может, я про это отдельно расскажу. Посмотрю по обстановке.


19. Много интересного модерна. Здания в центре в основном в хорошем состоянии...


20. ...Но за пределами Ринга порой попадаются и такие.


21. Что же касается целостности исторической городской среды (вот Варандей недавно у меня спрашивал, как с этим обстоит дело в Вене), то тут всё весьма неоднозначно. Даже в самом-самом центре, на Стефансплац или Кёртнерштрассе, могут быть влеплены говностеклохайтеки (см. Стефансплац, собор за моей спиной).


22. Или вот пересечение с Рингом. Справа - краешек Оперы, а в центре кадра (прямо напротив Оперы!!!) - унылейшая функциональная коробка. Наши сэйв-петербуржцы от подобной наглости захлебнулись бы слюной от возмущения - представьте, допустим, что напротив Александринки, на Невском, поставили бы такую коробку. А вот в "цивилизованной" Вене, часто ставимой сохранителями в пример, такое - в порядке вещей. Увы. Так что особой разницы от нового питерского говнохайтека на Казанской ул. или в створе ул. Добролюбова никакой нет. Те же тенденции.


23. Вот ещё, центр. Собор св.Стефана справа, а прямо по курсу - тоже унылая коробка, без какой-либо попытки украшательства.
В целом, я бы оценил аутентичность и целостность исторической застройки центр Петербурга - центр Вены как 1:2,5 (на глаз, относительно - по числу инородных внедрений в ткань города). Т.е. Питер гораздо более исторически цельный. Однако среднее состояние зданий в Питере - хуже (правда, красные фасадные линии и у нас сейчас на уровне).


24. Есть близко к центру и небоскрёбики (этот - недалеко от вокзала Вена-Митте). Правда, ими тут несильно увлекаются. Что, на мой взгляд, очень хорошо - потому что основная масса построена скученным районом далеко от центра, на берегу Дуная.


25. Но самое преступное деяние послевоенной архитектурной Вены - это исчезновение всех исторических вокзалов Империи. Ни одного исключения! А ведь австро-венгерский вокзальный стиль - совершенно шедевральный (совсем недавно я показал Прагу, например). Вместо них сейчас - унылые коробки-сараи, от которых плеваться хочется. Либо строится что-то новое-унылое и тоже говнохайтечное. Я снял рендеры, всё это покажу, отдельным постом. На фото - Зюдбанхоф (Южный вкз.). Именно от него я ехал на метро-траме №18.

Вот ещё и из-за вокзалов я Вену считаю в целом ниже Парижа по образу - парижане сохранили почти все свои исторические вокзалы в целости, кроме Монпарнаса. И я не могу себе представить, что, скажем, в Питере (например) исчезли бы Витебский, Балтийский и Московский вокзалы.

26. К большой реке - Дунаю - Вена расположена "задом", т.е. довольно отдалённой от центра окраиной (вид с моста).


27. За Дунаем - т.н. "город ООН" (UNO City), где сосредоточена высотная застройка. Своего рода аналог парижского Дефанса.


28. Да, есть тут и шикарная необычная фишка - длинный-длинный узкий остров меж двух рукавов Дуная, протянувшийся на много км. Вот такая его ширина (слева и справа от кадра - вода). Велодорожки, парки - в общем, хорошее место.


29. Велодвижение тут в принципе неплохо развито. Можно покататься, велодорожки очень много где. На фото - прокатные городские велики.


30. Схема движения зарегулирована очень строго, все дороги размечены, припарковаться на личном авто - немаленькая проблема. Да и дороговато. Масса скоростных ограничений, особенно в центре.


31. Ещё одна фишка Вены, по которой можно понять, что это таки Австрия, а не Германия - мощение проблемных мест деревянными тротуарами. Эстетикой тут сильно не увлекаются, вот так стелят, по-простому. Как в Чите или Астрахани, это вам не Бремен какой.


32. А вот ещё, это район немного южнее Вестбанхофа. Первый раз увидел такой тротуар - удивился, второй - улыбнулся, а на пятый или шестой раз - привык :)


33. Северней Ратуши увидел на соборе рекламу. Как-то внутренне покоробило. Понимаю, что там стройка, понимаю, что народ сейчас в Европе в основном безбожный (кроме Польши или Греции). И всё-таки, можно было бы и обойтись без неё тут.


34. Попадаются и разгильдяйские места - как вот тут, на мосту Аугартен. Это я шёл от Ратуши на флактурмы. Собственно, чистоту и изысканность можно отметить в основном на турпятачках и внутри Ринга, а вне этих зон может быть по-всякому.


35. Да, что ещё удивило - серпы с молотами на граффити. Этот - на дунайском мосту у метро "Донау-инзель", но подобные граффити я встречал раз семь и в итоге счёл за закономерность. А вот, например, в Праге такого ни разу не видел.


36. "Высокое искусство" в центре Вены тоже есть :) не без этого. Хотя, конечно, в этой области Скандинавия Австрию, пожалуй, обскачет.


Это только некоторые из общих впечатлений от столицы Австрии.
Поподробнее - посмотрим в тематических постах...

Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание
Tags: der totalitäre Ring, Вена, архитектура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal