Посколько попробовать те конфеты у нас сейчас нет возможности, то давайте хотя бы посмотрим эстетику конфетных обёрток. И можно даже кое-какие закономерности увидеть и отметить.
Карамель "Всероссийский староста" от Моссельпрома, 1920-е
Прежде всего надо отметить следующее: общее качество полиграфии конфет во время "военного коммунизма" и сразу после него довольно сильно упало по сравнению с 1913-1914 гг. Этот процесс мне знаком и по картографии, там было в те годы точно так же. Некоторое время работали на старых формах, но многие квалифицированные печатники либо уехали в село, либо были уволены, либо не могли полноценно работать на истерзанном и изношенном оборудовании, которое 5-7 лет подряд не подвергалось никакому серьёзному обслуживанию. Кроме того, были потеряны заделы и по расходным материалам (краски и проч.), не было значимых поставок - неоткуда, а это тоже важно для качества. Именно поэтому после революции широко распространились однокрасочные обёртки, которые было намного проще делать.
Так что для начала давайте сравним с уровнем Империи.
2. Шоколад "Дети Авиаторов" (до 1914). По оформлению - чувствуется явное влияние стиля ар-нуво.
3. А вот вообще шедевр по качеству и тщательности проработки - "Москва" из Тифлиса. Таких аналогов по качеству в коллекции сайта не так мало, посмотрите (из крупных городов, конечно). Хотя, и тогда были середнячки, бесспорно.
4. Обёртка "со смыслом" (карамель "Фотографическая"). И тут проработка и стилевое решение, в принципе, почти безупречны.
Относительно традиции "персональных" конфет - т.е. посвященным отдельным личностям и событиям. Такая традиция существовала и до революции, были серии к 300-летию Дома Романовых, а ниже - 2 дореволюционных примера с писателями.
5. Конфеты "Лев Толстой"
6. ...и "Максим Горький" (он был весьма популярен и до революции, это не только советский классик - если кто не в курсе)
Перейдём к конфетам Революции и Нэпа.
Так вот, главная послереволюционная тенденция, судя по массиву этикеток, заключалась в том, что обертки от конфет тоже решили превратить в средство агитации и пропаганды масс: они несли на себе портреты героев и символы Новой Эры и стали заметно политизированными.
Конфеты "персональные", аналоги имперских "Львов Толстых" и 300-летий Дома Романовых:
7. Карамель "Декабристы" с повешенным сатрапами Пестелем. Обратите внимание, что в примечании пишется (бывш. т-ва Абрикосова): это же узнаваемый бренд, как ни крути, и людям надо было дать знак, что конфеты сделаны на "хорошей" фабрике с традициями, а не в артели "Рога и Копыта".
8. Карамель "Восьмидесятники". Общий эскиз тот же, что и №7, но примечания "бывш." нет. Интересно, от чего это зависело?
9. Карамель "Юбилейная" со Свердловым (бывш. Эйнем).
Вторая тенденция: но конфетных обертках обожали красный цвет, он доминировал, как символ и главный цвет Революции.
10. Вот очень интересная серия - карамели "Республиканские": здесь показаны многие образы и символы Новой Эры.
Всадник, несущий Освобождение трудящимся всего Мира.
11. Освобождённый от оков и Раскрепощённый Труд. Обратите внимание вверху на башню (новая архитектура).
12. Заря Новой, Справедливой Жизни. Оформление то же: башня, телеграфные провода и т.п.
13. Конфеты "1793 год".
14. Карамель "Ильич". По меркам второй половины 1930-х - практически святотатство; это что же получается - развернул обертку, смял и выкинул Ильича в урну, и потом сосать карамельку? Однако в ранние периоды после Революции такое было ещё допустимо, этот щекотливый аспект применения ещё не принимался во внимание.
15. Карамель "Стенька Разин". А кто знает - может, был и "Емельян Пугачёв".
16. Конфеты "Интернационал". Вот на ней хорошо видно падение качества обёртки и тщательности приводки цветов.
17. Карамель "Красная Москва". Обратите внимание, как в авангардном стиле той эпохи обожали индустриальные дымы и трубы, служившие тогда маркером Силы и Прогресса.
18. Целая серия карамелей "назидательного стиля" (см. №4), но только на политическую и злободневную тему. В создании этой серии принял участие Вл. Маяковский.
19. Ещё одна "Красноармейская звезда" (в коллекции сайта их больше).
20. Карамель "Красный Октябрь". Это явно ранний стиль начала 20-х: потом французские барышни времен Робеспьера с соблазнительными формами, несущие Свободу, вышли из моды.
21. Карамель "Серп и Молот".
22. Карамель "Крестьянская". Правда, у меня крестьянин с Косой вызвал несколько иную ассоциацию, но это уже издержки изменения смыслов, со временем.
23. Карамель "Красный Авиатор" (здесь и далее снова много красного цвета, и в названиях и в оформлении).
24. В серии карамелей "Пролетарская" представлены наркомы диктатуры пролетариата: А.В. Луначарский...
25. ...и Л.Б.Красин.
26. Совсем уж красная карамель "Ренглот". Возможно, "просторечный" вариант названия "Ренклод" (фр. Reine-Claude, т.е. Королева Клод).
27. Карамель "По Особому Заказу".
28. "Выставочная", однокрасочный вариант.
29. ...и многокрасочный. Здесь явно трудились мастера "старой школы".
30. А вот изделие нэповского времени: конфеты "Торпедо" (тогда писали "конфект", муж.род). Оформитель явно вдохновлялся мотивами предыдущей эпохи, ар-нуво (модерн).
31. И "Цеппелин" (ещё не "Дирижабль"!). Интересно, какой город послужил фоном для цеппелина?
32. Конфеты "Футбол". Тут тоже видно низкое качество полиграфии.
33. Карамель "Грибок". Кстати, в ряду грибков, изображённых внизу, кажется, есть и несьедобные? Или я ошибся?
34. Конфеты "Нора". Обёртка однокрасочная, но мотивы предыдущей эпохи проступают очень явно.
35. Карамель "Канвовая" (от термина "вышивка по канве" - по специальной сетчатой ткани с нанесенным на нее рисунком будущего узора, или с использованием образца. Картинка на фантике как раз демонстрирует образец вышивки "по канве" - прим. vovagreek).
36. Конфеты "Лора" фабрики "Большевик". В период нэпа многие карамели и конфеты "деполитизировались" и несли в оформлении признаки упаднического Серебряного Века.
37. Карамель "Крошка".
37. Карамель "Габи" от омской артели "Красный Инвалид".
* * *
В середине 1930-х в кондитерской и пищевой промышленности происходит радикальный "микояновский переворот". Во-первых, конфеты, карамели, леденцы и шоколад решительно деполитизируются, становятся предметом быта и отдыха, и лишаются функции агитации, как в ранние советские годы и в годы первой пятилетки. Отныне конфеты типа "Интернационал" или "Ильич" - просто немыслимы. Во-вторых, разрабатываются единые государственные стандарты СССР (к слову сказать, очень жёсткие) и сборники рекомендованных рецептур для разных классов кондитерских изделий. Это позволяло достаточно обьективно проверять качество конфет по всей территории Союза и не допускать падения качества на мелких фабриках, особенно в провинции. В-третьих, прекращается тотальное засилье дешёвых карамелей и в массовой продаже появляются дорогие шоколадные и вафельные конфеты с красивыми этикетками - как и до революции. В-четвертых, разрабатываются новые неполитизированные нейтральные бренды, ставшие эталонами вкуса, с которыми прожили жизнь три поколения советских людей - такие, как "Кара-Кум", "Маска", "Чародейка", "Мишка на Севере" и др. Заимствуются и часть дореволюционных брендов, любимых потребителями - "Раковые шейки", "А ну-ка, отними!" и некоторые другие. Существенно поднимается и качество оформления обёрток. В-пятых, количество местных, "самодеятельных", сортов сильно сокращается - из-за введения жёстких ГОСТов. Тогда же исчезло и слово "конфект", ставшее привычной нам "конфетой".
38. Свердловская "А ну-ка отними!" образца 1950-х, наследующая дореволюционное название.
39. В моду снова входят французские названия - Шантеклер, Птифур и т.д. Интересно, что при этом никаких англо-американских названий нет. Вообще. "Иностранщина" в конфетах допускается только французская.
40. Ленинградская предвоенная "Ша-нуар".
41. Мотивы и композиция у №40 - явно дореволюционные, это для мастеров отрасли после второй половины 30-х считается хорошим тоном. Вот дореволюционный композиционный аналог - "Бебе".
42. Все "индустриальные", "персональные" и "пролетарские" изыски уходят в прошлое. Зато появляется полярная и северная романтика (Мишка На севере, Арктика и проч.).
Впрочем, конфеты и шоколад сталинской эры - это предмет для отдельного и большого рассмотрения, здесь я подробно разворачивать тему не буду.
Journal information