Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

Русский Музей. Выставка "Избранники Клио"

Вчера посетил выставку в Русском музее - "Избранники Клио: герои и злодеи русской истории". Одни её ругали, другие хвалили, ну и в общем, я решил составить собственное впечатление.
Сразу скажу, что выставка большая, обьёмная и мне в целом понравилась. Охватывает она период от Рюрика до Брежнева - несколькими залами; в последнем из них есть нечто, названное "арт-объектами", изображающее Андропова, Ельцина и Путина, но собственно искусство (соц-арт) заканчивается именно на Леониде Ильиче. Разброс экспонируемых картин по классу тоже гигантский - от подлинников Маковского, Перова, Васнецова или Самохвалова до вырезок-репродукций из старых журналов, заключённых для пущей солидности в застеклённые рамки.

Я внимательно читал все подкартинные справочные распечатки и в конце концов пришёл к выводу, что над ними, видимо, поработал серьезный, нейтрализующий мнения, редактор - в основном содержание их нейтрально-аналитично. Даже период 1930-х или Ивана Грозного - и там удержались от излишней политизации. Что, в принципе, правильно - это всемирно значимый музей, а не богадельня жж-фриков. Однако в ней обнаружились и перекосы, о которых я расскажу под катом. Ну и общие наблюдения, там же, плюс 8 снимков, снятых в сложнейших условиях: снимать на временных выставках РМ в принципе запрещено, за запретом следят жёстко. Так жёстко, что на 1-м этаже снять было ничего ну никак невозможно - я еле-еле снял кусок с Николаем I, вверху было чуть полегче, но тоже очень сложно. Хотя было очень много достойных арт-обьектов, которые я видел впервые и рассматривал с большим интересом.


Сама выставка довольно большая - несколько анфиладных залов в корпусе Бенуа на 1-м этаже (дореволюционный период), затем подьём на 2-й этаж и там уже период революции и СССР. Представлено немало работ (в основном русских художников) "былинного" периода (домонгольский и татаро-монгольское иго), затем Иоанн Грозный, Смута, допетровская Русь. Потом имперский период - много Петра I с вариантами, уголки даже с фигурами проходными и непродолжительными (Петр II, Петр III, Иоанн Антонович). Снять, увы, ничего нельзя. Я искал какую-то возможность снять шикарную картину "Шуты в опочивальне Анны Иоанновны", но она так и не представилась.

Оформление исторических периодов тоже тщательное, но с одним удивительным (и красноречивым) исключением. Каждый царь (великий князь, император) начиная с основателя династии после Смуты - Михаила Романова, аккуратно поименован, включая годы жизни - и далее идут арт-объекты этого же периода. Логично. И удобно. Поименованы и отделены логически и Петр II, и Петр III. Много Павла Петровича, процарствовавшего всего 4 года. Удивительно, но почти нет "дщери Петровой" Елизаветы и её периода - всего лишь одна картина. Но сама она по логической схеме поименована, ладно.

Прохожу 1812 год, Аракчеева, Сперанского, александровскую эпоху. Дохожу до эпохи Николая I, ищу логический указатель. Интересно же, как его охарактеризовали! Но... ничего нет! Все императоры есть на указателях, его нет. Есть один лишь скромный указатель под названием... "Крымская война", где поставлен портрет Николая Павловича. Может, просто не увидел, пропустил? Я в удивлении обхожу все соседние стены, ища пояснения. Нет, нету! Александр I - есть, Александр II с огромной надпечаткой "Освободитель" и подробнейшей исторической справкой - пожалуйста! Николая I с его 30-летней эпохой как корова языком слизала. Правда, напротив висит картина про декабристов с указателем "Восстание на Сенатской площади". Картина "Пушкин на месте дуэли" почему-то повешена на стену с "александровским" указателем. В общем, чудеса, да и только! Причем потом снова все ок, все указатели есть - вплоть до Николая II.

1. Стена с портретом Николая I. Поясняющая надпись к эпохе: "Крымская война" (вместо конкретного императора, как везде).


Вот такая странность, с Николаем I. Для него почему-то сделано единственное исключение и он не фигурирует в указателях вообще. Интересно было бы узнать, почему так.

2. Вид на зал перехода от монархии к революции. Слева - цесаревич Алексей, справа - ростовой портрет Николая II. Наверху, над ними - "Революция 1905 года". За стеной - эпоха Александра III, левее - Александра II.


В том зале очень понравился портрет К.П. Победоносцева кисти Маковского: получилось пронзительно и сильно. Черный фон, плохо освещенный обер-прокурор на фоне, смотрящий тебе прямо в глаза, проникая дальше. Сильно впечатлило.

Как переход от России имперской к России красной, оформлен лестничный переход. Там висят классические картины революционных вождей периода ссылок и реакции. Впервые в реале увидел картину Ярослава Николаева "Сталин в Туруханске на берегу Енисея". Когда-то давно я у деда нашёл в кладовке "Хрестоматию для внеклассного чтения" 1954 г., так вот она там была воспроизведена и мне запомнилась.

В советских залах тоже много редких арт-объектов.

3. В частности, огромная картина Самохвалова "Явление Ленина II съезду Советов". Шутка, конечно...) "Появление..." Ранее её не видел. Интересна она тем, что Ленин там неканонически зол выражением лица. За Лениным - пролетарий с красным бантом, на месте которого до 1963 г. был Сталин. Самохвалову после выноса Сталина из Мавзолея пришлось переписать. Дальше идёт канонический Свердлов, он уцелел. [тут - маленький центральный фрагмент]


И Лениниана, и Сталиниана представлена на выставке весьма широко. Не так мало неканонического образа Ленина (до 1933 г.).

4. Большая картина 1950 г. "Сталину - слава!", высотой, однако, метра два, а шириной - метра три с половиной. Напротив неё постоянно толпится народ, отгадывая персонажей. Я еле дождался момента, когда почти никого нет. Это полотно интересно тем, что там сохранился полноценный нестертый Берия - т.к. картина лежала в запаснике, свернутая валиком.


4a. Вот фрагмент. Персонажи, слева направо: Покрышкин, Кожедуб, Косыгин, Булганин, Микоян, Андреев, Берия, Каганович, Маленков, Сталин, Ворошилов, Молотов.


Мы никак не могли опознать того, кто стоял за Молотовым и перед Хрущевым.
- Может Жданов?
- Да может... но чо-та не очень похож.
Нас рассудила смотрительница, подойдя на обсуждение компании:
- Шверник же эта!
- А-а-а! Точно, блин!

5. Картина "Крымская конференция" (автора, увы, не записал).


6. А вот фрагмент большого полотна Налбандяна "Сталин у градостроительного плана". Интересно, что над этим Налбандяном в своё время много смеялись на кухнях, подкалывая его плодовитость и издеваясь над официозностью. А сейчас он торгуется и на Сотби, с высокими показателями. Вот такая метаморфоза, со временем.


7. За сталинским залом есть и оттепельно-застойный. Но там уже не очень много.


("сталинских" фото получилось много, потому что охрана там послабже и выгородок побольше - а так много интересных редкостей и в имперских залах)

Вывод: на выставку стоит сходить, несмотря на некоторые перекосы и лакуны. Полтора-два часа интересного времяпровождения и маленьких неожиданных открытий обеспечено. Рекомендую. Идите, она ещё месяц продлится.
Tags: Российская Империя, Советский Союз, живопись, рецензии, соц-арт, уход в историю
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →