Рассказ о городе и его жителях получился большой, наблюдений много - так что сократить его, без смыслового разрыва, не было возможности; а посему наберитесь терпения при прочтении. Сразу предупреждаю, в моём рассказе нет тур-пятачков и раскрученных точек - а только реальный город в обычной обстановке. Достопримечательности будут потом.
Рыбаки на Галатском мосту. Вдали, на холме - самая большая из османских имперских мечетей, Сулеймание
Но сперва давайте условимся о терминах. Вы уже заметили, что я называю город по-разному: то Константинополем, а то Стамбулом. Это не просто так, а имеет под собой историческую основу.
Так вот, Константинополь (для меня) - это исторический город на южном берегу Золотого Рога, в пределах Феодосиевых стен, омываемый с юга Мраморным морем. Он очень велик - для древнего города, однако по территории является всего лишь 1/5 или 1/6 частью современного мегаполиса Стамбула. Но эту часть называть Стамбулом у меня не поворачивается язык - слишком уж укоренен там слой другой империи, которая предшествовала османской. Тот покорённый город выглядывает то там, тот тут, и не обязательно в "исторических" местах - и видно, что это всё-таки не есть Стамбул. Несмотря на огромные имперские мечети и поздний слой османской застройки.
А вот всё, что вне исторической части - Стамбул. Он поглотил генуэзскую Галату, и распостёрся затем не только на северный берег извилистого Золотого Рога, не только на запад от Стен к аэропорту, но и на большой кусок азиатского побережья Босфора. Можно даже так сказать, что город Стамбул сейчас простирается на север аж до Моста Фатих (второго босфорского) и включает в себя крепость "Перерезанное Горло" - которая строилась 560 лет назад для решающего штурма византийской столицы.
Посему, далее с вопросами об употреблении имени города ко мне не приходите, тут я всё объяснил.
* * *
Итак, самый первый и главный мой вывод от посещения города: Турция - это не Европа. И даже так: Стамбул (самый европеизированный и западнический город страны) - это тоже не Европа, хотя иногда, в некоторых своих частях, старается ею казаться. Совершенно однозначно это Азия. Также стало понятно, почему Евросоюз упирается всеми копытами и не принимает Турцию в свои ряды, тянет волынку изо всех сил и не признаёт за равного заслуженного члена НАТО.
Почему? Да потому, что дряблый, рыхлый и зарегулированный правилами ЕС, если он примет самоубийственное для себя решение интегрировать 73-миллионную страну, сам будет "интегрирован" Азией лет этак через 20 или 25. Пассионарная, молодая и быстрорастущая Турция в этом случае просто банально сожрёт все Балканы и проникнет ещё глубже в германо-бенилюксовскую территориальную ткань - так как западноевропейцы в массе своей пресыщены, трусливы и неактивны, в основном нерелигиозные материалисты и уклоняются от грязной работы. Посему, на нашей жизни никакого принятия Турции в ЕС не произойдёт, 100%. Это нормальный инстинкт самосохранения от соседней субцивилизации, коей является турецкий мир - так же, как впрочем, и восточно-славянский православный.
Кроме того, я в ходе своего пребывания подметил много черт, роднящих и сближающих турков и русских/украинцев - как бы славянам не было от этого обидно. По своим поведенческим установкам и восточные славяне и турки никак не европейцы (за исключением некоторого слоя в двух столицах обеих стран), формальная зарегулированность общества там гораздо ниже, роль традиций - заметно выше, роль законов - ниже, а личное пространство среднего человека - уже европейского. Зато средний турок изначально вполне дружелюбен, при соблюдении уважительного поведения, и часто тратит своё время, вполне искренне, на помощь пришлому туристу. Так же у турков - в отличие от арабов - заметно ниже страсть к шаровому "бакшишу", хотя кое-где и есть. И страсть торговаться тоже есть - но также ниже арабской по накалу.
2. Что ещё сразу же бросается в глаза в Стамбуле - это то, что (как и в России) везде работают ночные магазины, мелкий бизнес, нет такой зарегулированности, как в Европе - где в выходные или пятницу вечером крайне проблематично найти открытый продмаг. Город и в нетуристических районах вечером не вымирает, как Вена, Брюссель или Гамбург, а полнокровно живёт. Вот смотрите, этот пейзаж - на Эминеню, близ Галатского моста. Пожрать всякого разного горячего даже в субботу в полночь - нет никаких проблем :-)
3. Вот ещё особенность. Турки в среднем очень непосредственны в поведении (причем гораздо более русских), и это тоже бросается в глаза. Причём это проявляется в самых разных жизненных сферах - кафе, рыбалка, транспорт и т.п. Попробуйте себе представить, например, что в Питере, где-нибудь на Английской набережной, сидит группа дружков, жгёт костёр и мило общается :-)
4. Следующая местная особенность (и подозреваю, не только стамбульская) - отношение к формальным правилам, прописанным в документах, "спустя рукава". Это касается и поведения на дороге - пешеходы-турки совершеннно спокойно и массово не соблюдают светофоров, и переходят дороги где попало, если там свободно. И вот яркий пример этому - приходит босфорский паром, постепенно опускается аппарель, но турки не ждут, не терпят - а массово прыгают на берег прямо с ещё неопущеннной аппарели. И пофиг на какую-то там безопасность. Потом это явление наблюдал неоднократно, катаясь на паромах в разные места, так что это не было случайным.
5. С другой стороны, в транспорте места уступаются почти мгновенно, если, скажем, зашла беременная женщина или старик. Нет такого, чтобы молодняк сидел и имитировал засыпание, если над ним нависает пожилой человек. К старикам вообще уважение заметно выше, чем это допускается усреднённой европейской нормой поведения.
6. Ещё бросается в глаза повсеместное присутствие национальных флагов. Они попадаются практически везде, а не только на зданиях гос. власти. Кроме того, я подметил пристрастие турков к установке огромных флагштоков с флагами в знаковых местах - типа господствующих высот города, у главных мостов, на мысах и т.п. Получается, флаг у них, учитывая то, что его государственная история насчитывает около 200 лет - вполне укоренён и популярен. А до 1793 г. у османских султанов флаг был зелёный. Звезда же (в 5-конечном виде) появилась на флаге в 1844 г.
7. А вот "флажный" пример в абсолютно нетуристическом районе, за примыканием Феодосиевой Стены к Золотому Рогу. И это просто какая-то авторемонтная мастерская, самый обычный объект.
8. Понятно Кто присутствует в Турции также везде - хоть в городе, хоть в пригороде. Его фото или профиль - во всех школах, на вокзалах и станциях, в госучреждениях, в капитанских каютах, в воинских частях, а часто даже и "просто так", как демонстрация лояльности. Несколько раньше поездки, знакомясь с историей Республики, я поразился тому, насколько сильно Ататюрк в 1920-30-е переформатировал турецкое общество и насколько глубоко залёз в его стародавние традиции. Если взять параллель с нами, то Ататюрк у турков - это смесь Ленина и Петра Первого. Он запретил османскую одежду, фески, паранджу, насильственно "обнажил" турецкую женщину, открыв её лицо и руки, да и много чего там набирается. И вообще, массовая демонстрирование лица в виде портрета, памятника, барьельефа - идёт вразрез с исламской традицией. Но, в Турции именно так.
Школа в азиатской части Стамбула
9. Вот вход в госучреждение: какой-то райсовет или муниципалитет на территории Константинополя, с непременным Отцом Турок.
10. А это он же - на вокзале Сиркеджи. К слову сказать, он в таком виде и с этим изречением присутствует на всех мало-мальски значимых станциях. Кто в курсе перевода, пишите в комменты. Я где-то видел его, но не запомнил.
11. Полное переформатирование жизненных канонов Ататюрком сказалось и на допустимости изображения женщин в открытом виде. Здесь оно практически такое же, как и в Европе. На рекламе, на анонсах кинотеатров, в торговых центрах. Правда, не совсем везде - кое-где сейчас делаются уступки и традиционным канонам, робко тяготеющим к исламу, как на следующем фото.
12. Вот тут, к примеру, оба вида - вариант и "открытый", и "с покрытой головой". Но в целом, как я понял, глубинная народная тяга к исламизации очень жёстко контролируется армией, являющейся основой светского режима Республики.
13. На деньгах (снял "новые лиры"), как вы уже догадались, тоже Понятно Кто изображён - иначе никак :-)
14. Правда, на обратных сторонах купюр нарисованы и другие деятели - по большей части мне совсем незнакомые.
15. После М.К. Ататюрка, вторым по культу и популярности в стране является не какой-нибудь ататюрковский соратник, а "Фатих" - Мехмед II Завоеватель, который взял штурмом византийский Константинополь в 1453-м и уничтожил имперскую Византию как государство окончательно. Оказывается, по нему тут есть и мультики, и детские книжки, и раскраски, и познавательные фильмы. Да и второй мост через Босфор тоже назван именем Фатиха. А близ ворот, через которые султан въехал в покорённую имперскую столицу, построена монументальная панорама событий 1453 года, рассчитанная преимущественно на турков. Туда водят в обязательном порядке школьников и даже детей-дошкольников, воспитывая патриотизм. Её я тоже покажу, но попозже.
16. Вообще, как я понял, события 1453 года являются для турецкого самосознания знаковыми, и по ним в книжных магазинах - масса литературы. Много и DVD, и других видов информационных носителей.
17. Немного о типажах населения. Тут у меня упал старый шаблон - я с удивлением отметил, что стамбульское население в массе своей (не туристы!) имеет не менее чем наполовину европейский типаж. Или так - балкано-венгерский. Тюркского элемента, наследников степняков - может быть, 50% или даже около 40%. Возможно, это результат имперского смешения народов при Османах. Но это именно в Стамбуле так - если отьехать на электричке по азиатской ветке, то соотношение меняется в пользу тюркского.
18. Много женщин и девушек с абсолютно европейским типажом - опять же, навскидку около половины. Встретишь такую, к примеру, в Будапеште, Любляне или Черновцах и нисколько не удивишься. И это совсем не туристка, как некоторые предположат - а местная, она брала мобилку и болтала по-турецки.
19. О степени раскрепощённости женщин в одежде.
Стамбул - город западнический, открытый, страна - светская по конституции и тем не менее дыхание Ислама с его традициями всё же подспудно, но чувствуется. Я всё пытался вывести пропорцию по стилю одежды женщин - покрытые платком / непокрытые, но в разных районах соотношение сильно менялось. На Истикляль - одно, в небоскребном районе - второе, в азиатской части - третье, в Кумкапы - четвертое и т.п. По итогам же наблюдений, если усреднить, могу сказать так: молодые женщины - 20/80 в платках/без, пожилые (старше 45) - 70/30. То есть, после достижения среднего возраста турецкая женщина с большой степенью вероятности всё же одевает платок, "в обществе".
20. В центре же высокий процент "непокрытых" турчанок, т.е. без платка. Кстати, славяне (а тем более западные люди) в толпе легко узнаются, по отличному от турок поведению и выражению лиц - я почти ни разу не ошибся в этом деле. Как уж это получалось, трудно обьяснить, но факт есть факт.
21. Что же касается традиционного закрытого женского облачения, принятого в исламской традиции (см.), то в Стамбуле это редкость. Я думаю, не более 2-3% женщин. Это - максимум, а скорей всего - даже пониже.
22. Вот сделал снимок в метро - примерно такой расклад по покрытию головы платком среди женщин до 45 и есть (см. выше).
Теперь наблюдения относительно городской среды.
23. Самое главное по архитектуре, что стало для меня удивительным откровением - это то, что Константинополь в его византийских границах совершенно никак не обезображен современными говно-хайтечными новоделами, его скайлайн абсолютно цельный и по сравнению с XIX веком вид не изменился никак. Если учесть, что на окраинах говнохайтек растёт весьма и весьма активно, то нужно признать, что это результат жёсткой градоохранной политики. Не думаю, что земля в центре дешевая. Доминантами города, как и в XVI веке, остались синановские имперские мечети на холмах, а также Айя-София.
Вид на Константинополь и Золотой Рог с Галатской башни
24. А вот вид с парома на закате - на Дворцовый Мыс с маяком, Голубую Мечеть и обминареченную св. Софию. Наверное, почти таким же город видели с парусных кораблей и паломники XVIII века, направлявшиеся в Святую Землю.
25. Лес стамбульского небоскрёбного хайтека растёт в значительном отдалении от Константинополя - думаю, не менее 6-7 км от св. Софии. А то и дальше. Наверное, это очень правильно - глядя на это, я сразу вспомнил газоскрёбную эпопею в Питере.
Вид на северную европейскую часть города
26. Ещё одной особенностью города, которая меня сильно поразила - это совершенно невероятная интенсивость паромного сообщения через Босфор и Золотой Рог. Маршрутов паромов много, ходят они часто, сами в размерах немаленькие - и, значит, перевозят народу очень и очень немало. Если смотреть на водные акватории сверху в разгар дня, то можно видеть одновременно движущимися от 3 до 6 паромов. Даже не могу припомнить ещё городов, разделенных водой, чтобы было такое интенсивное сообщение по воде. Может, вы припомните аналоги.
27. Что касается социальных контрастов, то они в Стамбуле высокие - выше, чем практически во всех виденных мною европейских и российских городах. Размах контраста - от вот таких районов на севере...
28. ...до трущоб в историческом центре. Причем, по внутренностям это совсем не питерская Коломна или даже жутковато-депрессивное Пикалёво, а именно самые настоящие реальные трущобы с помойками. Я не Зялт, и шокировать вас мегапомойками не буду, но они там мне попадались. Кое-где.
29. Поэтому, если вдруг вас начнут лечить тем, что Стамбул весь такой современный и прогрессивный, не верьте. Он - очень, очень, очень разный. И контраст между разными районами там очень велик. Конечно, есть много и средних, и хороших районов. Но и дна не так уж мало.
Городской пейзаж близ берега Мраморного моря в р-не Кумкапы
30. Ну и конечно, бедная прослойка населения там немала, несмотря на динамичность мегаполиса в целом.
31. Внутри Константинополя довольно много мелких остатков прежней цивилизации. Причем не обязательно в туристических районах, а просто так. Идешь где-то, проложив маршрут - бабах, и византийская кладка (кстати, я вполне уверенно стал её различать примерно на 3-й день пребывания). В самом неожиданном месте! Или церковь ушедшей в Вечность православной империи, но не разрушенная следующими властителями, а превращённая в мечеть, с минимальными изменениями. Даже не по себе становится...
Бывш. византийская церковь Богородицы Кириотиссы, XII век
Еда.
32. По части быстрой еды Константинополь теперь у меня очень прочно ассоциируется с тремя вещами: гранатовый фреш, бублики и заварной чай. О чае будет отдельный пост, а вот фреш там делают много и охотно. Апельсиновый, грейпфрутовый, но больше - гранатовый. Сочный и приятный; мне показалось, что он даже тонизирует.
33. А это я в Цистернах гранатовый фреш пью. Очень романтично, знаете - в подземелье у колонн VIII века огромные рыбы плещутся, а ты сидишь себе у деревянного парапета и неторопливо потягиваешь концентрированный темно-красный напиток...)
34. Точек с фрешем там очень много, найти не проблема. Хорошая городская традиция!
35. Бублики. Тоже, видимо, топовая городская еда. Пекут их там огромное количество, они свежие, хрустящие и я когда покупал по пути, с большим наслаждением их потреблял :-)
36. Вот так бублики распространяют, от пекарен к точкам продажи. Точек - неимоверно много, прямо на улице, почти на каждом шагу. Видимо, и спрос огромен.
37. Ещё больше мне нравились бублики без кунжутных семечек, вот такие, как на этом фото, что поближе.
38. Также много на улицах кукурузы, тоже везде продается и популярна. Но я её не брал. И - жареные каштаны, но сие я вообще не люблю, и как-то так вышло, что и не снял. Всё это быстроедящееся пищевое хозяйство перевозится и продаётся на тысячах вот таких тележек.
39. Популярны орехи, но уже меньше, чем вышеописанные мною сущности. И опять - тележка! Это тоже, наверное, символ Стамбула :-)
40. Товар на улицах выставляется, как правило, прямо на улицах, а сами улицы часто "специализируются" по видам товаров - кабельные, фотографические, электрические, сантехнические, авнтикварные и т.п.
41. Что касается еды, то огромное обилие продавцов с тележками (бублики, орехи, кукуруза, кебаб и т.п.), видимо имеет свою подоплёку. Непосредственные турки всё время что-то жуют. А когда едят что посущественней - то без вопросов и проблем могут массово потреблять еду в любых условиях, где культурного европейца хватит кондратий. Причем, проблемой мусора и чистоты турки тоже совсем не заморачиваются - и относятся к этому равнодушно. Ну, бросил остатки на землю - да и хер с этим.
42. Так же просто едят и в торговых переулочках. Вообще, на спокойно жующих хавчик турков можно наткнуться в самых неожиданных местах, вплоть до византийских развалин.
43. А вот группа женщин, ждут своего парома на азиатский берег Босфора - и тоже едят кебабы, в самых неприхотливых условиях :-)
Короче: по поводу питания в Стамбуле не заморачивайтесь. Совсем. Всегда можно найти еду - хоть быструю, хоть не очень. И вообще, Стамбул массово жуёт на ходу и питается даже в самых неприспособленных местах. При этом, еда как правило, вкусная.
44. Ещё одной интересной приметой города стало для меня немалое наличие посланцев из советского прошлого - классических Икарусов 1980-х. Откуда они там, непонятно. Но их немало.
45. Так же много попадается и "тазиков", которые российские столичники на иномарках любят презрительно третировать. Но факт: в Турцию их завезено немало и в автопотоке они попадаются регулярно.
Таково, вкратце, то, что я бы выделил как особенности города (городской транспорт сюда не вошёл, про него будет отдельный рассказ). При этом помните, что все наблюдения - это сугубо моё личное мнение, и касаются они не Турции в целом, а только города Стамбула. Также я не имел намерения обидеть жителей города, а просто выделил то, что меня впечатлило и запомнилось. В целом - город невероятно интересный; впрочем, об этом дальше.
В посте использованы снимки Ивана Зеленова (17, 30, 34, 36, 38)
Продолжение следует.
0. Введение
1. Город котов и кошек
2. Российское генконсульство и турецкий "серп и молот"
3. На метробусе из Европы в Азию (видео)
Journal information