Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Святая София Константинопольская. Снаружи

/ Празднику Крещения Господня посвящается /

Стамбул - город многоликий, с большим количеством слоёв Истории; однако есть в нём одна точка, на которую смотришь... и подспудно ощущаешь не очень приятное чувство неясной тревоги. Точка - символ конфликта разных цивилизаций, в которой та, что была родственна твоей - проиграла. Конечно, по серьёзным причинам, не просто так - но проиграла и обрушилась в пропасть; правда, успев передать свои семена другим, более молодым и энергичным нациям.
* * *
Это - храм святой Софии, символ мощи и славы Византийской империи в расцвете её сил, бывший когда-то неоспоримым духовным и государственным центром Православного Мира. Более тысячи лет (а точнее, с 537 до 1626 года) это сооружение было крупнейшим в мире храмовым зданием по вместимости и объему и глубоко поражало современников даже через тысячелетие после своей постройки. И превзойти его совершенство оказалось чрезвычайно сложной задачей. Пал Константинополь, святая София обратилась в мечеть, но только через 173 года после этого печального события западноевропейцам удалось наконец затмить византийских зодчих масштабом, освятив новый кафедральный собор в Риме. Для этого потребовалось 1089 лет.
Для человека русского, кроме того - это Храм-символ, ставший важным источником идентичности всей восточно-европейской православной цивилизации и архитектурным образцом для подражания (вспомните, например, кронштадтский Морской Собор). В общем, пропустить Софию в Константинополе - совершенно непростительно. О ней и будет этот рассказ.

Св. София в лучах закатного солнца с Мраморного моря


Эта поездка, собственно, и созрела потому, что я заинтересовался двумя империями - Византийской и Османской, их судьбой и генезисом. Почему одна победила, а вторая проиграла? В чем причины этого? Как так произошло, что величайшее государственное образование, создавшее в своё время шедевры мировой культуры и инженерного искусства, пало под натиском более примитивной силы? В какой из сфер лежали системные слабости первой, и превосходство второй?

Когда у меня появился Киндл 3, я закинул в него порядка полутора десятков книг на эту тему и стал их изучать на досуге. "Византийцы - наследники Рима" Д.Т.Райса, "Византийская армия IV-XIII веков" Колташова, разные "Истории Византии" - Дж. Норвича и Шарля Диля, "Константин Великий" Дж. Бейкера, "Крестовые походы" А.Доманина, "Сулейман Великолепный" г. Лэмба, "История армян" Лэнга и некоторые другие. Особо ценной в реконструкции событий оказалась книга "Константинополь. Последняя осада. 1453" Роджера Кроули - именно по ней я прошёл дневным походом вдоль всей длины Феодосиевых стен и оценил масштаб имперского города Константина на местности, вместе с заходом в "Панораму 1453". При этом я старался выбирать книги нейтрального, а не "обгаживательного" направления в отношении Византии. Не секрет, что в XIX - первой половине XX века демонизация Византии в историографии была нормой, однако сейчас этот перекос частично выправился.

Во-первых, хотелось понять основную линию развития и главные вехи империй; во-вторых, подробно прочесть про узловые точки - главные события, определившие ход истории. Такие, как май 1453 года (падение Константинополя), апрель 1204 года (взятие и разграбление города крестоносцами из Европы), июль 1054 года (Великая Схизма и её созревание). По мере того, как я продвигался в чтении, много шаблонов, идущих со времён школьного и институтского понимания тех событий, порвалось или видоизменилось. В частности, я наконец осознал, что главная историческая катастрофа Константинополя, решающим образом подорвавшая мощь империи - это не турки с их экспансией и 1453 годом, а апрель 1204-го и грандиозное разграбление франками и латинянами имперского города; депопуляция, разрушение и массированный вывоз его бесценных реликвий на Запад. Это "книжное" понимание полностью подтвердилось и на месте, когда я наконец соединился с Софией и увидел всё в реале.

При этом, прихотливая матушка Клио всё-таки дважды давала Второму Риму шанс, в лице крупнейших завоевателей Средних Веков. Сперва Византии дала большую отсрочку на 120 лет Монгольская империя Чингисхана с безжалостными тумэнами Субэдэя и Джэбэ, буквально раздавив государство турок-сельджуков. При этом Византия сумела немного оправиться, сбросить иго франкократии и в 1261 году вернуть себе Город. Неудивительно, что первое, что они сделали при этом, по одной из версий - символически выбросили из Святой Софии мощи венецианского дожа Дандоло на съедение бродячим собакам (гробница в соборе при этом осталась). Второй шанс остаткам империи предоставил Тамерлан в 1402 году, разгромив турок и отсрочив их возвышение примерно на 30 лет.

Но ни первый, ни второй шансы Византии не помогли - она была смертельно больна, и только отсрочили её конец примерно на два столетия. Турки уже просто добили остатки "имперской тушки" в лице Города. Правда, погибла Империя 29 мая 1453 года красиво и сурово, сражаясь до конца, и последний император пал в бою; хотя загнивала она до этого весьма некрасиво, с безобразными симптомами. Однако турки-османы не занимались массированным вывозом реликвий и тотальным разрушением, как франкократы, благодаря чему в Городе уцелело большое количество византийского наследия. Только вот кресты сменились на полумесяцы...

* * *
Словом, давайте посмотрим на этот легендарный Храм-символ. Символ Величия и символ Катастрофы одновременно.

2. Вид с Галатской Башни на сердце Константинополя. За водами Золотого Рога слева - Дворцовый Мыс и Босфор, вдали - Мраморное море. В центре - Святая София, главная доминанта и посейчас, правее - более поздняя османская Голубая мечеть. Именно так Софию 600-700 лет назад видели генуэзцы с Галаты, колонии торговой республики Генуя напротив Города, в его последние византийские полтора века. Только, конечно, без минаретов.


3. Вид на Софию с вод Золотого Рога. Так она смотрится с парома. Правее - Голубая мечеть.


4. Наконец, вид на Софию из Азии, через Босфор (она правей, а левей - Голубая мечеть, построенная османами позже, для визуального уравновешивания Софии). Такой её видели многочисленные завоеватели, подступавшие к Городу с востока. Прошло 1500 лет, сменились десятки поколений, пали обе великих империи, а она и сейчас выделяется основной доминантой. Хорошо, современные турки не испортили никакой высотностью центр Константинополя, а то бы этого эффекта сейчас, конечно, не было бы.


В первый полный день пребывания в Городе к Софии я подойти не решился - ходил по другим местам. Сделал это на второй день. Можно было подъехать прямо к турпятачку, на трамвае, но это я делать не стал. Подходили мы к ней со второго холма, чтобы получше ощутить её визуальный образ издалека, на фоне городских кварталов.

5. Давайте спустимся с одного холма, по узким улочкам Старого Города, чтобы затем подняться на другой, к Софии.


6. Храм резко выделяется среди других построек своей огромностью и архаичностью. Чувствуется возраст.


7. Подходим ближе. Вид на западный фасад, почти скрытый застройкой.


8. При этом, я бы сказал так, что внешний вид её прост, несимметричен - и даже так, что создатели её, Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, демонстративно пренебрегали внешней красотой в пользу внутреннего совершенства, которое так поражало современников.


9. В каком-то смысле она смотрится нагромождением линий и объемов, и даже несколько подавляет солидной тяжеловесностью.


10. София на фоне стамбульского трамвая. Да-да, можно к собору лихо подъехать на нём, остановка рядом.


11. Вид на южную часть храма. В византийские имперские времена эта часть "смотрела" на гигантский Ипподром, а теперь - на расположенную ниже Голубую мечеть. Ещё дальше и ниже - Мраморное море.


12. В более поздние времена, после взятия Города, турки-османы налепили у её южного фасада султанские гробницы, закрывшие аутентичный вид. Время летит быстро, и сейчас уже и этим гробницам по 450 лет.


13. С левой стороны южного фасада - боковой портал, сейчас это выход из музея.


14. Реконструкция облика Софии с крестом и без минаретов. Примерное впечатление об облике Храма византийской эры есть, хотя реконструкторы не очистили южную сторону от султанских гробниц, т.е. поленились довести изображение до большей степени аутентичности.


15. А это - 1890-е годы, время, когда София была главной имперской мечетью Османской империи (до 1935 г., когда Ататюрк закрыл её как мечеть и сделал просто музеем).


16. Ещё одно изображение 1890-х.


17. Теперь давайте её обойдем. Надо идти наверх, на холм - обходим с северной стороны.


18. София при этом остаётся справа, за оградой.


19. Выходим на площадь, которая ограничена крепостными стенами османского времени. Далее, за ними - территория комплекса Топкапы, султанского дворца, сейчас это не тема нашего похода. Можно спускаться с холма вниз, к Босфору.


20. Вид с площади на восточный фасад Софии. Тут она тоже смотрится тяжеловесно и архаично. Впечатление тяжеловесности усиливают контрфорсы, пристроенные уже турками-османами (храм несколько раз подвергался землетрясениям, и конструкцию усиливали).


21. Народу там гуляет много, в том числе и нетурецкого, это музей мирового значения.


22. Алтарная часть храма, восточный фасад. Хорошо видны более поздние контрфорсы.


23. С юго-восточной стороны в имперские времена Второго Рима рядом с храмом размещался Большой императорский дворец эпохи Юстиниана (VI век н.э.), где сейчас ведутся раскопки. Дворцовая территория была велика, и позже турки на части этой территории соорудили Голубую мечеть. Византийские императоры забросили этот дворец ещё во времена Палеологов, перенеся резиденцию во Влахерны.


24. Посмотрим на детали южного фасада, который выходил на императорский дворец и ипподром.


25. Световые окна (сила света дозировалась, для достижения желаемого уровня внутреннего освещения).


26. Примыкание к главному зданию прилепленных позже султанских гробниц.


27. Общий вид с юга, в последних лучах солнца. Ещё пять минут - и солнце исчезнет, оно тут быстро заходит.


28. Вид с запада.


29. Уходим от Софии на запад, вид подальше. Тут было снесено какое-то здание или здания, так что через пустырь храм виден очень хорошо.


30. Утренний вид, с юго-запада. Конечно, утром совсем не то: Софию первый раз, для полного впечатления, надо смотреть в хорошую погоду на закате. Тогда - самое сильное впечатление.


31. Вид на южный фасад, солнце в облаках, прямых солнечных лучей нет (сравните с фото №12 и 27).


32. Наконец, вечерние виды. Это - с юго запада, на южный фасад, по центру кадра проходит трамвайная линия.


33. Строго с юга. Слева - горячий чай из самовара: можно подойти и испить. Очень хорошая традиция, я ею там восхищался. У нас в северных краях, думаю, горячий заварной ароматный чай (без вранья в виде пакетиков) в холодное время года шёл бы на ура.


34. Вид на молчаливую полуночную Софию, восточный фасад.


35. Войти в храм можно только с западной стороны, где был когда-то Императорский портал. Контрфорсы - более позднего времени, примерно X века, то есть младше храма примерно на пятьсот лет. Их пристраивали как византийцы (после землетрясения 989 года, обрушившего купол), так и турки-османы (см. кадр 22).


В следующей части - смотрим внутренности великого собора.

Продолжение следует.

0. Введение
1. Город котов и кошек
2. Российское генконсульство и турецкий "серп и молот"
3. На метробусе из Европы в Азию (видео)
4. Стамбул: колорит и характер города
5. Трафик босфорских паромов (видео)
6. Европейский вокзал Сиркеджи
7. Железная дорога по руинам Константинополя (видео)
8. Азиатский вокзал Хайдарпаша
9. Турецкий чай и едальные сущности
10. Пересечение Босфора
11. Босфорские мосты
12. Святая София Константинопольская. Снаружи
13. Святая София Константинопольская. Изнутри
14. Городской рынок и большой бедлам
15. Рыбный рынок
16. Транспортная система города
Tags: Константинополь, Турция, архитектура, уход в историю
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 31
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 106 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →