Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

Курьерский поезд начала-середины 1930-х

Ещё одна недавняя интересность на просторах жж, достойная рассмотрения - серия фото от humus (сделанных, как утверждается, в поезде Москва - Тбилиси в 1933 году). Точный источник мне выяснить не удалось, автор поста на мой вопрос ответил кратко - "одна из западных баз фотографий".
Ну да ладно, положимся на атрибуцию, которая есть в источнике, хотя мне кажется, что фото сделаны годом или двумя позже. Кстати, знатоки униформы, можете попробовать уточнить - на снимках есть военные. Большие по размеру фото можно посмотреть тут, а здесь я выложу немного меньшие версии/фрагменты, но зато комментированные и с диалогом середины 1980-х - т.к. эти снимки весьма коррелируются с рассказами моего покойного деда про маньчжурский экспресс №1/2 середины 1930-х годов.
* * *
Итак, первые три фото серии сделаны в вагоне-кают-компании ("вагоне-клубе") поезда, который легко перевоплощался сразу в несколько инкарнаций. Конкретно здесь он перевоплощён в поездной кинозал:

Если принять за основу год (1933), то это, значит, самый разгар индустриализации, и, следовательно, в контингенте командированных (а поезд такого класса тогда на 70-80% состоял из них) - снабженцы, управленцы, инженеры новых предприятий, причем среди них могли быть иностранные специалисты, и в немалом числе. Обратите внимание также, сколько среди пассажиров военных. Дело в том, что красные командиры пользовались правом бесплатного проезда в классных вагонах, включая членов семей (раз в год к месту проведения отпуска), поэтому их там немало. Классность же вагона зависела от звания, командир уровня комроты мог претендовать на жёсткое купе, а комбриг или комполка - на мягкий или спальный вагон.
Также нужно помнить, что на Тифлис в середине 30-х ещё не было прямой ветки через Сухуми, построенной в войну - и поэтому поезд идёт на Юг сложным кружным путём, через Армавир, курортные Минводы, Махачкалу и Баку; маршрут его долог и протяжен, не менее 3-х полных суток.


2. Тот же вагон (скорей всего, он был хвостовым, с окнами ещё и в торце), но в роли передвижной библиотеки.


3. И ещё одно перевоплощение вагона: в музыкальный салон, там же стояло и пианино. Обе приметных барышни со снимка 2 есть и тут: библиотекарша перевоплотилась в пианистку, а дама в кофточке с ромбиками - села в кресло. Есть предположение, что в поезде такого уровня (с преобладанием классных вагонов) в летнем сезоне содержался на ставке культмассовик (см. барышню в стильной кепочке). Пианино, видимо, импортное.


4. Пункт управления поездной трансляцией, радиоточкой, освещением, энергетикой и прочим-прочим. Скорей всего, находился или в штабном вагоне или в вагоне-клубе, см. кадры 1-3. По меркам начала 1930-х - настоящий продвинутый хай-тек. Есть и стационарное место для патефонных пластинок. Интересно было бы узнать место изготовления такого вагона. К сожалению, не виден год календаря на стене - а так бы был какой-никакой, но ключ к времени съёмки фото.


5. Коридор вагона - скорей всего, мягкого спального или международного. Отделка ещё горючая, вагон деревянный с металлическим поясом. Чудо техники - телефонная связь прямо из вагона. Непонятно только, снимок сделан в пути или на остановке, с подключением к станционным линиям связи? На боковой сидушке - человек с тремя шпалами. Поскольку до 1935-го не было персональных званий, то какой ранг у военного, если принять за правду 1933-й год съёмки? Эквивалент полковника, вроде бы.


6. А вот этот, пожалуй, самый любопытный снимок из серии, в вагоне-ресторане. Как мы видим, тут снова "засветилась" барышня в кофточке с фото №2 и 3. Человек на фото курит, так что в тогдашнем вагоне-ресторане курение, видимо, было разрешено. Я вырезал из полного фото лишь фрагмент, с кондитерскими изделиями.
Наиболее интересно тут то, что изображён "домикояновский" ассортимент, до периода 1936-38 гг. - когда основные советские кондитерские бренды были созданы и "устаканились" в массовом сознании. Шоколад называется "Стандарт", а вина, вроде, местные - шампанское "Абрау Дюрсо", "Мадера" и проч. За вином - коньяки, судя по рисунку с горами - могут быть армянские. Жаль, не видно конфетных обложек. Что за продукт в серединной вазе, неясно - но можно предположить, что нечто вроде рахат-лукума. Интересны также перехваченные лентами крест-накрест пачки на столе - что это?
UPD, из комментов: "В коробочках, перевязанных лентой - рахат-лукум. Такие точно коробочки еще в моем детстве продавались в Тбилиси, и рахат-лукум был очень вкусный. В вазе - нуга."


В связи со снимком №6 мне вспомнилась история 1988 года, когда я возвращался из Вьетнама. На обратном пути оттуда купил три банки баварского пива. Для СССР-88 баночное пиво - это была небывалая экзотика, а уж баварское - так и вообще... Производителя запамятовал, равно как и место приобретения - поскольку мы на своём Ил-86 делали в Индии две промежуточных посадки - в Калькутте и Бомбее, то где-то там. В пакистанском Карачи была техническая посадка, нас в терминал не выпускали - поэтому это было возможно сделать только в индийском аэропорту.

Ну и вот, значицца, довёз я эти две баночки до Читинской области и торжественно вручил их своему деду, Павлу Степановичу, как гостинец с бусурманщины.
- Деда, пробуй! Настоящее баварское, в банках!

Дед Паша невозмутимо взял одну, ловко её вскрыл за колечко и отпил несколько больших глотков.
- Ну и как? (сгорая от нетерпения, жду авторитетной рецензии)

Дед, спокойно, чтобы особо меня не обидеть:
- Да так себе... херня, если честно. В своё время пил баварское и получше....
- (я, с изумлением) А где ты его мог пить?
- А в тридцать пятом, или шестом. В маньчжурском номер один, в вагоне-ресторане. Разливали из ёмкостей. Вот там вкусное было...
- (с ещё большим изумлением) А что, там продавали???
- Ну да. Продавали. До отмены карточек - по купонным книжкам, а потом - по коммерческой цене. Ты же у меня подкованный, вспомни точно год отмены карточек, я сейчас не точно припоминаю.
- И как ты его пил? Дорого же, наверное?
- Недешево, но подъёмно. Мы садились в Иннокентьевской на номер первый по служебной форме и ехали до Китоя. Как раз хватало пару кружек посмаковать. Потом обратно возвращались, уже в ночь, попутными товарными.
- И сколько стоило?
- Да я сейчас уже не помню. Но тогда ещё не было ни твоей бабушки, ни детей, так что можно было, холостому, употреблять.
- А надолго такое продержалось?
- В тридцать девятом зимой ещё было. В скорых и курьерских, типа Москва - Отпор, Челябинск - Отпор. Ну, где были в составе классные вагоны, с передачей пассажиров по Маньчжурии. А потом меня на Халхин-Гол забрили, потом ранение, госпиталь. А после войны уже ничего такого не было. Всё. Кончилось баварское в поезде.
- Почему же ты мне никогда раньше про такое не говорил?
- Так не было разговора про это. А так просто, чего болтать? Вот, ты привёз, и я вспомнил.

В общем, этот разговор меня тогда потряс, я-то в свои 24 года наивно полагал, что всё это приходит к нам впервые. Ан нет - существовали разные "окна-отдушины", и для людей того поколения подобные "илитные" штуки могли быть в ряде ниш доступны. И ещё из того разговора выяснилось, что дифференциация поездов по классам в то время была очень высокой, намного выше, чем сейчас. Т.е.разница между салон-вагоном "Двух Столиц" Москва - Питер и плацкартой мурманского пассажирского - меньше, чем тогда между курьерским поездом до маньчжурской границы, и простым "максимкой" с общими вагонами.

7. Заключительное фото сделано внутри купе, видимо, мягкого вагона II или I класса (скорей всего, II-го - судя по габаритам и отсутствию умывальника). Слева - флотский командир, видимо, в звании капитана 2-го ранга или его эквиваленте (уточняйте). Возможно даже, командир корабля. Настольной лампы в купе нет, значит, вряд ли I класс.


Снимки, скорее всего, постановочные - судя по повторяющимся персонажам и делались для какого-нибудь рекламного буклета НКПС или "Интуриста", либо для альбома про железную дорогу. Но точный источник мне, увы, неизвестен.

Если какие ещё интересные подробности снимков увидите / сопоставите - пишите в комменты.
Tags: Советский Союз, архив, железные дороги, реалии торговли, ретро, уход в историю
Subscribe

  • С Днем ВМФ!

    Товарищи военморы, вас с Праздником! Как действующих, так и отставных. Равно и ваших боевых гарнизонных подруг, деливших тяготы службы в отдаленных…

  • 100 лет Компартии Китая

    Сегодня исполняется 100 лет Компартии Китая (КПК). Она оказалась более удачливой, чем КПСС и дотянула до векового юбилея. В апреле 2013 года, будучи…

  • Ретро-станция Козлова Засека

    В предыдущих частях я рассказал про два тульских вокзала – Московский и Ряжский; а меж тем в пригородном кольце Тулы есть целых две…

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 31
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • С Днем ВМФ!

    Товарищи военморы, вас с Праздником! Как действующих, так и отставных. Равно и ваших боевых гарнизонных подруг, деливших тяготы службы в отдаленных…

  • 100 лет Компартии Китая

    Сегодня исполняется 100 лет Компартии Китая (КПК). Она оказалась более удачливой, чем КПСС и дотянула до векового юбилея. В апреле 2013 года, будучи…

  • Ретро-станция Козлова Засека

    В предыдущих частях я рассказал про два тульских вокзала – Московский и Ряжский; а меж тем в пригородном кольце Тулы есть целых две…