Какая тут была предыстория? На внимательное и вдумчивое посещение этого уникального района меня вдохновил вот этот пост моего френда zabyg17. Так что я тут не первооткрыватель. Помню, как я был сильно поражен после прочтения его поста, и конечно же, включил поход по Соцгородку в свои сталинградские планы. Только я расширил ареал похода и приезжал на эти места дважды, так как в первый раз, 23 августа, меня застиг там сильный ливень, прямо в середине похода, и пришлось эвакуироваться. Потом приехал на следующий день, 24 августа, после осмотра «Баррикад», «острова Людникова» и «Красного Октября», и побродил ещё. Поэтому и снимки будут разные – одни солнечные, утренние, а другие пасмурные, послеобеденные.
Район этот уникальный: соцгород с индивидуальными квартирами для работников СТЗ – легендарной стройки СССР – был построен в 1930-1933 гг. как единый городской район на севере города, что для тех времен было не очень частым. Это уж потом появились массовые хрущевки, которые обьявили «первым массовым жильём», да и сейчас их часто в таком контексте упоминают. Нет, первыми были соцгорода промышленных гигантов, в том числе и Сталинградского Тракторного.
Потом соцгороду не повезло – он оказался на острие третьего и четвертого больших немецких наступлений в рамках директив фюрера Великогерманского Рейха по взятию этого упрямого города. В конце сентября 1942-го штурмовая волна 6-й армии вермахта дошла до этого района, и бушевала вплоть до 20-х чисел октября, когда немцы нечеловеческими усилиями и огромной кровью все-таки вытеснили войска 62-й армии Василия Чуйкова ближе к Волге, на цеха Тракторного Завода, где тотальная война продолжилась и далее, с невероятным ожесточением. За эти четыре недели дома соцгорода пережили многое, и затем три с половиной месяца принадлежали немцам, подвергаясь, в свою очередь, регулярным точечным ночным атакам «железных ворон» (или «швейных машинок» - так немцы тоже звали ночные бипланы-бомбардировщики По-2) с аэродромов подскока левого берега Волги, превращая жизнь немецких штабов и тыловых частей близ передовой у линии заводов в еженощный кошмар и ужас. 4-й воздушный флот фон Рихтгофена и немецкие зенитные батареи в борьбе с этими бесшумными тихоходными «воронами», как ни удивительно, оказались весьма малодееспособны.
Район этих домов, как и Тракторного Завода, капитулировал последним в Сталинградской битве. Фельдмаршал Паулюс со штабом ещё 31 января 1943-го рано утром вышел из Универмага, сдавшись Красной Армии, а северная группа войск 6-й армии еще двое суток после этого держалась. Так что советские войска вошли сюда с боями 2 февраля, таким образом освободив город полностью.
В конце 40-х район решили восстановить: на «красной линии» от Тракторного Завода вглубь района построили большие парадные дома (1948-1956), а скромные довоенные 4-этажки Соцгорода остались в глубине квартала. Их тоже восстановили, но израненные тела этих домов и следы снарядов становятся видны, когда отваливается штукатурка или выступают от сильного дождя, как в моей первой прогулке.
Итак, следы боев сентября – октября 1942-го в соцгородке Тракторного Завода Сталинграда. Смотрите.
Идём вдоль бульвара Дзержинского от Тракторного завода, и после кинотеатра «Ударник» заходим в обе стороны квартала в арки больших парадных домов, и исследуем внутренности кварталов.
Типичный 4-этажный дом Соцгорода начала 30-х. Обратите внимание на расположение балконов.
А вот пожалуйста – след от мелкокалиберного снаряда на нём, правей водосточной трубы, где отвалилась штукатурка.
Дом 1930 года постройки. Торцевые окна заделаны для упрочнения конструкции при послевоенном восстановлении дома. Обратите внимание на линию крыши: небольшие артефакты образутся как раз там, где были когда-то разрушения от попадания снарядов.
Дзержинского, 5. Это был один из последних опорных пунктов советских войск в кварталах Соцгорода (КП полка), покинутый штурмовой группой уже в неплотном окружении немцев 14 октября.
Балкон, укрепленный после восстановления конца 40-х и продержавшийся ещё 60 лет.
А вот табличка под этим балконом.
Ещё одна довоенная 4-этажка. Она – с элементами послевоенного «украшательства», которое потом так резко отверг Никита Хрущев, посчитав это лишним и нефункциональным.
Табличка под одним из балконов этого дома. Она уже погрознее, чем предыдущая.
Фрагмент дома: обратите внимание на послевоенное украшение над окном, а также на следы от пуль и пулеметного огня – у окна на втором этаже, а также под отвалившейся штукатуркой ниже подоконника окна 1-го этажа. Отверстие под украшением над окном – не результат боев, а след от крепления одного из элементов декора.
Этот же дом, только с непарадной стороны двора. Тут сейчас ни души, так как хлещет ливень (обратите внимание на поток из водосточной трубы).
А это уже другой квартал, левей бульвара Дзержинского, если смотреть от проходной СТЗ. Обнажившаяся под штукатуркой довоенная кирпичная кладка, со следами повреждений.
Довоенные дома, немного видоизмененные после восстановления после войны.
Фрагмент крупного повреждения кладки, под отвалившейся штукатуркой. Тут «поработали» артиллерийские снаряды более крупного калибра, возможно на излёте траектории. Ниже видны точечные повреждения от более мелких калибров.
Еще дом. Видите пояс (не знаю точно – декоративный или упрочнения)? Если вверху дома он полностью цел, то в нижней части он несколько раз прерывается. Это – места, заделанные от повреждений снарядов.
Вот этот же дом, фрагмент покрупнее. Правей и выше хорошо видны места заделок «пробоин» от артиллерии. Точки и пятна на штукатурке – это «следы» вчерашнего ливня, под который я и попал. Под пятнами и были повреждения военного времени.
* * *
Я не мог покинуть этот район, пока не нашел тот самый дом, так сильно поразивший меня в посте у Коли Калашникова. Искал его минут двадцать (Дзержинского, 32). Вся торцевая стена у него с незаделанными пробоинами от снарядов, минометного и пулеметного огня. Сначала он производит впечатление «мемориала», что вроде бы стена оставлена специально. Я обошел его весь, но не нашел никаких табличек или памятных досок. Так что «не специально»...
Верх этого дома со звездой и эмблемой СТЗ.
Утол этого же дома с балконом. В качестве элементов упрочнения вставлены рельсы (сбоку) и стальные балки (снизу). Выше балкона пробоина от снаряда.
Дом 1929 года, один из самых первых. Обратите внимание, что разрушения от неухоженности дома начинаются в местах военных повреждений (верх фронтона и крыши).
Перестроенный после войны довоенный дом на парадной линии бульвара Дзержинского.
Табличка на стене этого дома. Штабу батальона 27 сентября пришлось покинуть место дислокации, тут стала проходить линия соприкосновения войск 6-й немецкой и 62-й советской армий. Линия фронта колебалась внутри кварталов Соцгорода почти до середины октября, пока немцы в ходе четвертого генерального наступления не вышли к Тракторному заводу.
Тыльная сторона (двор) этого же дома и парадная, увитая плющом. Что интересно, выкрашена совсем в другой цвет, чем парадная сторона.
Вот что решил показать из снятого там.
Надеюсь, покажется вам интересным.
Продолжение следует.
Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы •• 3. Общие наблюдения •• 4. Черпачок негатива •• 5. Вечерние виды •• 6. Архитектурная прогулка •• 7. Волго-Донский канал •• 8. Мамаев Курган •• 9. Вокруг Мамаева Кургана и музей Сталина •• 10. Панорама и музей Сталинградской битвы •• 11. Сталинградский Универмаг •• 12. Поход к Волге по следам вермахта •• 13. От Тракторного Завода к «Ударнику»
Journal information