Если в первой части я показал фрагменты Смоленска авиационного, то в этой - мы проедем немного северо-восточней, за монумент Як-42, что близ цехов авиазавода, и посмотрим очень интересное место, тоже теперь вошедшее в историю. А именно, место авиакатастрофы польского Ту-154, вместе с которым разбилась большая часть тогдашней польской элиты во главе с президентом Третьей Речи Посполитой паном Качиньским, которая направлялась в Катынь. С того времени прошло больше двух лет, и место постепенно "мемориализируется". Теперь у поляков под Смоленском не одно, а уже два мемориальных места. Вот там мы сейчас и походим - а заодно и проследим финальную траекторию падения самолёта.
Смоленск-Северный. Деревянный стол и скамьи на месте катастрофы. К ним прислонены деревянные кресты с именами
2. Итак, держим направление на север от Днепра. По пути проезжаем авиапамятник Як-42, вам уже знакомый, но далее не едем прямо, а заворачиваем правее, на ул. Кутузова, которая ведет из города на соединение с магистральной московско-минской трассой. Это довольно оживлённая транзитная дорога.
2а. Вот фрагмент плана города (с захватом кусочка центра южней Днепра), чтобы было понятно место падения. Как видите, оно практически в самом городе - расстояние от ж/д вокзала всего километра 4, смоляне точней подскажут. На развилке Фрунзе - Кутузова - самолёт-памятник, отмечен значком, если ехать прямо - приедем по ул. Фрунзе к КПП аэродрома и заводоуправлению САвЗа. За ним тупик - это территория аэродрома Смоленск-Северный. Вот туда-то поляки и пытались сесть.
Стрелка - упрощённая траектория захода самолёта, красный круг - место "посадки".
3. Привожу и ещё одну инфографическую схему, основанную на расследовании МАКа. Её я привожу не просто так - с нею вам будет гораздо более понятна топографическая привязка к местности, где мы с вами будем сейчас ходить. Также важно, что здесь показан рельеф местности, а также высоты самолёта над местностью и его ориентация в пространстве.
Самолёт садился в густом тумане, ниже предела видимости, на финальном этапе отклонившись от глиссады влево. Красная стрелка (цифра 3) - это легендарная берёза, отпечатанная сейчас на миллионах монет в Польше. Синяя ось (цифра 1) и синяя точка на карте - это дорога к московской трассе, переходящая из улицы Кутузова. Зелёная ось (цифра 2) и зелёная точка - место разрушения самолёта и прекращения его полёта.
Так вот, я прошёл по местности от синей точки к зелёной. К "роковой берёзе" не пошёл - до неё было около 500 метров по пересечённой местности, с подтоплениями почвы, а я был в цивильном. К тому же не было гарантии, что она не срублена целиком - т.к. местность после аварии поменяли сильно, и ниже вы это увидите.
Диспозиция (очень упрощённо) была такая:
1) Самолёт садится в густом тумане, на свой страх и риск, полагая, что сейчас увидит полосу Смоленска-Северного,
2) Вместо этого ошарашенные пилоты видят лужайку с редкими деревами и кустарником, снизившись до критической высоты 5-6 м,
3) Пытаясь спасти самолёт, они дают газ и резко берут ручку на себя, пробуя набрать высоту,
4) Однако через 1 секунду после этого маневра самолёт левым крылом цепляет роковую березу (3), отламывая часть его концевой плоскости,
5) Ещё через секунду следует команда российского диспетчера с требованием уйти на второй круг,
6) Но поляки уже ничего не могут - самолёт сперва было идёт вверх, но с отломлением части крыла нарушается аэродинамика, и он быстро переворачивается против часовой стрелки,
7) Ещё через 2 секунды самолёт пересекает оживлённую автотрассу, на высоте 11-12 метров (над дорогой он уже перевернут примерно на 105 град.), т.е. подломленное берёзой и более короткое левое крыло "пролетает" над дорогой в 2 метрах (!),
8) Он чудом не задевает дорогу, идущие по ней машины и продолжает вращение, переворачиваясь на спину, садясь на местность хвостом вниз,
9) В 250 м от дороги он касается почвы и разрушается на части, с отломлением хвоста.
10) Конец.
Пассажиры вряд ли чего-то там успели осознать - экстремальная фаза полёта длилась всего 10 секунд (от критического снижения над полем и до берёзы), а катастрофическая (от подломления крыла березой до падения) - 6 секунд. Всего - 16 секунд. Ради эксперимента, включите секундомер и отсчитайте на нём 16 секунд. Много ли вы успеете за это время понять и осознать? (я не про пилотов, а про пассажиров на борту).
4. В плане ориентации на местности мне повезло: меня привезли сюда смоляне в лице sirjones и его супруги, хорошо знающие диспозицию, и запарковались с аварийкой на обочине - точно на траектории его полёта. Так что мне не пришлось предварительно вычислять это место, а осталось лишь пройти по пути его падения.
А теперь смотрите. Я стою на трассе, лицом к востоку - откуда летел Ту-154 (синяя ось на схеме, точка 2). Толстое дерево справа, с молодыми побегами листочков - оно было задето плоскостью крыла, с повреждением веток. Сейчас те ветки уже дали молодые побеги - природа не стоит на месте.
5. Вот то же самое место, но 2 года назад (сделано 13.4.2010, через 3 дня после). Это же дерево с отломленными ветками, вдали - идущий с креном Ту, наложение на фото. Он вращался по оси очень быстро, и над дорогой уже был перевёрнут более, чем на 90 град.
Обратите внимание, как сильно переменилась местность после аварии - за 2 года нафиг снесли киосочки продаж, заборы, деревянные сортиры и прочие хозпостройки, срубили много деревьев. Видимо, это было сделано в ходе расследования катастрофы.
(фото из альбома смолянина Сергея Амелина в Гугль+)
6. Теперь переходим автодорогу и смотрим в направлении места, где он упал (на запад). Цифра 1 - место касания с почвой и разрушения фюзеляжа. Между мной и (1) - место, куда густо сыпались мелкие обломки вращающегося самолёта. Цифра 2 - направление на полосу Смоленска-Северного, куда он должен был идти по глиссаде. На пути - много вырубленных мелких деревьев, тут всё перекопали, когда собирали фрагменты для расследования катастрофы.
7. Иду по полю. Позади - упомянутая мной дорога (ул. Кутузова). Весьма оживлённая. Рядом автосервисы, хозпостройки, стоянки, автомагазины. Северней - АЗС. Удивительно, как Ту филигранно прошёл между ними, никого не унеся с собой из местных!
8. Вот такими колышками отмечался каждый фрагмент упавшего самолёта. Внимательные читатели увидят на кадре и ещё один колышек, в центре на заднем плане.
9. Каждый колышек имеет свой уникальный номер, дабы фрагменты не путались. К слову, я тут отметил ещё один необычный эффект - все кустарники (средней толщины, не мелкие) аккуратно подломлены на одной высоте и в одном направлении. К сожалению, я не нашёл ракурса, чтобы это снять наглядно для журнала. Потом уже, смотря на инфографику траектории падения, я понял почему - Ту в этом месте практически коснулся земли и по инерции, от большой скорости, утюжил правым крылом кустарник.
10. Теперь подходим к месту падения и разрушения фюзеляжа. Оно огорожено сеткой и имеет форму длинного сплющенного прямоугольника, с запада на восток.
11. Аккуратно вдоль сетки пробираемся через весенние подтопления и тропкой идём к бетонке.
12. На юг уходит бетонка. Это технологическая дорога, проложенная в конце весны 2010-го, для удобства вывоза фрагментов и для многочисленных официальных делегаций, посещающих место катастрофы.
13. Идем по бетонке вдоль сетки. Вдали виднеется рекламный щит - он стоит у обочины трассы (см. фото 6).
14. Это же место, этот же ракурс, но через 37 минут после катастрофы (самолёт упал в 10.41 10.04.2010, снято в 11.18)
15. Проходим по бетонке до конца. Ориентир места, куда самолёт пропахал почву - приметная береза вилочкой. Примерно за 5 метров дальше неё заканчивается огороженная сетка, там был нос фюзеляжа.
Для наглядности - пара не моих кадров с места катастрофы, снято 11 апреля 2010-го. С этого же места, от берёзы вилочкой.
16. Хвостовая часть фюзеляжа с двигателем сбоку и внутри.
17. Подкрыльевые шасси (самолёт коснулся почвы хвостом вниз).
18. Эта берёза сейчас огорожена дощатым настилом, и тут устроено место поминовения.
19. Рядом стоит стратегический запас лампад.
20. На некоторых - какие-то надписи (тут - логотип "Солидарности").
21. Место поминовения.
22. К стволу дерева прикручены скотчем старые, уже выцветшие фото: видимо, это делалось родственниками погибших по свежим следам, пару лет назад, а сейчас уже выцвело.
23. В массе венков, хвои и лампад можно обнаружить визитки и портреты.
24. Высокий крест поставлен поляками, по форме катынского. Рядом - берёзовые кресты (смоляне отметили, что в их краях ещё со времён Великой Отечественной это очень сомнительная ассоциация, и лучше бы поляки ставили их из другого материала).
25. Берёзовый крест с лампадками и польским дуколором.
26. А вот мемориальный камень. Он установлен на цивильной площадке, замощённой плиткой, и служит для возложения венков официальными делегациями...
27. ...и весь уставлен лампадками и венками.
28. Надпись на этом камне в своё время была причиной локального русско-польского скандала. Дело в том, что поляки сперва поставили самочинную, со своими словами, а российская сторона затем её заменила постоянной, но более нейтральной надписью. Поляки же хотели, чтобы после слов "...Качиньским [...]" был написан дополнительный оборот типа "...Качиньским, направлявшимися на место катынского преступления советского режима, погибших..." (и далее по тексту). Эту фразу русские выкинули, и официальные поляки бились в истерике и обиде от данного факта. Доп. слова я воспроизвёл по памяти, возможно не вполне дословно, но смысл был именно таков.
29. Тут же - венок от "Председателя Правительства РФ", датированный 2011-м годом.
30. Дальше, у конца сетчатого ограждения - деревянный стол со скамьями, где прислонены новые кресты для установления на месте трагедии.
31. Здесь же - выцветший коллаж с фотоснимками погибших, видимо 2-летней давности.
32. Осмотрев место падения, мы всей компанией побрели назад, огибая подтопления на поле. Выйдя на шоссе, я увидел то, что описывается русской поговоркой "нарочно не придумаешь!": на рекламном щите, направленном плоскостью на место падения Ту, написано "Добро пожаловать", и машина от Макдональдса едет строго в направлении катастрофы. Мдя...
Фотографии не моего авторства (5, 14, 16, 17) взяты с фотоальбома смолянина Сергея Амелина в Google+. Альбом целиком посвящен отснятию места катастрофы, весьма интересный - там почти полтысячи фото.
На Смоленщине.
Часть 1 - Смоленск авиационный
Часть 2 - Смоленск и польский самолёт
Продолжение следует
Journal information