Приезжающих в гарнизон Дягилево на въезде приветствует самолёт-памятник Ту-16
...День начался в 4.20 утра, когда меня разбудил проводник поезда №51, идущего из Питера в Москву. Около пяти утра я высадился в хмурой и пасмурной столице, на Ленинградском вокзале, и сразу после открытия метро, в 5.30, поехал в оговоренное место сбора группы, на одной из окраин столицы. Около половины восьмого все собрались, и стартовали направлением на юго-восток. Погода с утра всем не понравилась, и внушала тревогу, но прогноз по гисметео в Рязанской области показывал "переменную облачность", так что понадеялись, что удача нам всё же не изменит.
2. Поскольку программа в гарнизоне начиналась в 13.00, то у нас был некоторый резерв времени, и более сведущие в этих местах товарищи предложили заехать и погулять по Коломне, лежавшей на пути. Так и сделали: остановились в каком-то глухом залесённом тупике у наплавного моста через Москву-реку, а напротив - о чудо! - лежал Коломенский кремль, практически центр города. Так что дождались сведения моста после прохода баржи, перешли его и ушли на кремлёвские холмы.
3. В Коломне мы пробыли около полутора часов, после чего наступал расчётный час X, когда надо было стартовать далее. Город показался мне весьма приятным и чистеньким, с хорошо вылизанным центром, за исключением немалого количества попрошаек, стрелявших бабло у неместно выглядящих прохожих. А одного участника группы, с большой камерой, даже отловила какая-то ушлая местная бабулька и пролечила его разговорами о том, что надо тут всё отснять и покарать обличающими снимками нехорошие власти. Но я ничего "такого" из ряда вон выходящего там не заметил :-)
В общем, если кому будет интересно, потом могу отдельно показать и Коломну - а сейчас это не предмет моего рассказа.
4. Довольно быстро добрались до Дягилево, прибыв туда около полудня. Это военный городок, прилегающий к городу Рязани с северо-запада, и имеющий довольно большой аэродром, совмещённый с Центром, куда мы приехали, и авиаремонтным заводом. Узнать правильную дорогу в сам гарнизон легко - на въезде стоит самолёт-памятник Ту-16, не ошибёшься. Когда-то тут было КПП, как в Монино, но сейчас всё снято, и можно вьезжать свободно.
5. Поскольку мы прибыли немного раньше, то появилось время походить и по самому военному городку. Я довольно много колоритного там наснимал, однако, опять же, подробный показ оставлю на отдельный пост. Впечатление (общее) в принципе весьма неплохое: везде чисто, убрано и невероятно зелено, все дома расположены как бы в своеобразной роще. На придомовой территории много цветов. Жилой фонд разный по качеству - от сталинского, частично обшарпанного, до новеньких панельных 10-этажек. Видно, что денег на содержание жилфонда не так уж много, однако дома не заброшены, они в относительном порядке. Тут, на фото, снял как раз дом постарше, 1950-х годов.
6. Наглядная агитация на главной аллее городка :-)
7. Приметой этих рязанских мест являются красивые девчонки, девушки, женщины. Прямо как на подбор. Помните, не так давно, на 8-е марта, у меня в жж было обсуждение городов, где больше всего красивых девок? И я там говорил от себя, что мои фавориты - Рязань, Самара, Полтавщина и т.д. Так вот, походив по гарнизону, ещё более укрепился в мысли, что Рязанщина - это столица эталонного русского генофонда :-)
8. Также бросилось в глаза, на гарнизонной территории, большое количество молодых мам с колясками и маленьких детей на площадках.
Уже потом, в самом конце, я поделился впечатлением с одним из сопровождающих, почему так, и он ответил:
- Так платить стали неплохо, вот и. Если инженер-техник где-то около полтинника получает, то почему нет. А лётчики ещё и больше. Стабильность, она даёт о себе знать.
- А у нас большая оплата выливается в "больше турций и канарских островов"...
- Это у вас, в мегаполисах, так. Вы немножко любите с жиру беситься, разными хитрыми способами :-) А у нас здесь все закономерности проще, они в детках прорастают :))) (смеётся)
9. Походив по городку, мы постепенно собрались опять у КПП Центра, начали созваниваться с начальством.
Сперва пришёл офицер, посчитал нас, и сказал, чтобы подождать человека со сверкой. "Человек со сверкой" действительно через некоторое время подошёл - это оказался мрачный старший прапорщик (которых, как известно, в армии сейчас юридически не существует) с рубленым лицом, с римским профилем, как будто сошедший с античных монет периода Траяна. Он вытащил из планшета список и начал сверять наши паспорта. В процессе выяснилась маленькая деталь - в список военные "забыли" вставить одного из отобранных участников. Звонили, выясняли, в общем, разрешили наконец.
Далее прапор, сверив и посмотрев документы, обвёл нас строгим орлиным взглядом:
- А вот снимать у нас что попало не разрешается. Будем потом отсматривать все ваши снимки на предмет.
Воцарилась минутная пауза, изумлённые блогеры переваривали инфу. Наконец, один из тех, что помоложе, спросил:
- А... а как это вы будете смотреть всё? Если каждый по тысяче снимков наснимает? Что, все 13 тысяч снимков сверять? Так это вы до полуночи не справитесь...
Прапор мудро ответствовал:
- Ничего, мы найдём оптимальные способы. Не вы одни такие умные.
Все зашумели:
- Так вы просто скажите, что можно, а что нельзя снимать! Ну всё отсматривать, это же немыслимо долго!
- Ладно, мы во всем разберёмся
Более мы его уже не увидели :-)
Затем подошли двое сопровождающих - полковник (замполит Центра) и капитан, все гурьбой пошли в столовую инженерно-технического состава.
В столовой все начали сразу всё снимать, чем немало шокировали окружающих, особенно работников. Видимо, там сроду никому не приходило в голову, что в столовой кому-то что-то может быть интересно, кроме проверяющих комиссий. Я подошёл к заведующей, стоявшей в конце прохода, и спросил:
- Здравствуйте! Чем кормить будете?
Она зарделась от такого прямого и неожиданного вапроса и смущенно проговорила:
- Чем? Ну, чем положено по норме, тем и будем...
- Хорошо, спасибо, мы всё запечатлеем! (круглые глаза заведующей с немым вопросом - "а кто это такие???")
10. Затем вдоль ряда пошли официантки с раздаточными столиками, и начали раздавать еду: первое (4 выбора), потом второе (3 выбора), яблочный сок "Малыш", а закуска - жареная рыба с морковкой и горошком - уже лежала на столах сразу. Ну, конечно, не только нам, но и техникам, сидевшим дальше.
11. Еда не то чтобы прям офигенная, но вполне сносная, где-то на уровне обычной советской заводской столовой. А для путешественника такой вариант вообще хорош, т.к. в составе присутствовали 2 горячих блюда, никакой сухомятки. В общем, до вечера есть не хотелось, наелись вполне сытно.
12. Наконец, все поели и подошли к КПП, где нас опять пересчитали, проверили, сделали перекличку и мы наконец попали на территорию собственно Центра подготовки.
13. Перед зданием штаба в скверике стоял Ильич.
14. Обратите внимание на эмблему Центра. С падением коммунизма на армейских символах красные звёзды заняли незаметное положение, зато вполне законно появились маковки куполов. И это вполне логично, потому что в армии вакуума в принципе быть не может, пробел в идеологии должен чем-то заполняться.
15. У здания штаба с участниками сопровождающие провели небольшое совещание по предстоящей программе, технике безопасности на лётном поле, от чего беречься, как себя вести и тому, что можно, а что нежелательно или нельзя. Полковник, кстати, был вполне адекватным, спокойным и доброжелательным, потом я с ним разговорился - оказалось, что он служил в Хороле и часто бывал в Елизово, на 28-м км у военных лётчиков, так что с ним было интересно и беседовать и задавать вопросы.
16. Следующий пункт программы - музей Дальней Авиации. Он находился прямо в штабе и занимал часть помещений второго этажа. Об этом пункте программы я попозже сделаю отдельный постик.
17. Вёл экскурсию по музею его директор, седовласый отставной лётчик.
18. Приборная панель с Ту-16.
Там же, в музее, воспользовавшись присутствием аж четырёх людей "в теме", я задал свой любимый авиавопрос (который уже 2 раза задавал в жж, но это совсем не то):
- А зачем вообще нужна стратегическая авиация, если есть РВСН с баллистическими ракетами и подлодки-ракетоносцы? Она же очень дорогая и её легко опознать на подлёте?
Лётчики сперва офигели от такой постановки вопроса, но потом горячо и рьяно стали обьяснять про недостатки подлодок, про гибкость применения бомбардировщиков ("а запущенную ракету с шахты обратно не вернёшь!"), про широкий набор средств оружия - в общем, в итоге сошлись на том, что ДА - это отличная дубинка и средство давления на средних держав-противников, но всё же не для всеобщего ядерного Армагеддона. А потом другие нетерпеливые участники прервали наш разговор с рефреном - "время! время идёт! пора идти дальше!".
19. Затем пошли на стоянку - наружную площадку Музея Дальней Авиации. Точней даже, не пошли, а поехали - военные предпочитали, чтобы мы не передвигались по части гуськом, растягиваясь - а перемещались компактно по территории на транспорте за машиной-лидировщиком. Про музейную стоянку я постараюсь рассказать отдельно, в комплекте с музеем. Здесь же скажу, что там стоят несколько тяжелых самолётов ДА, списанных с эксплуатации. А рядом - их типовое оружие, лишённое, конечно, взрывчатых частей.
20. Там же стоял и мясищевский монстр М-4 - первый в СССР и второй в мире (после Б-47) серийный стратегический реактивный бомбардировщик, ставший в итоге заправщиком и прослуживший в этом качестве до конца СССР (автор стоит на крыле такого монстра).
21. С М-4-II оказалась и очень хорошая точка съёмки на остальные экспонаты на стоянке Музея. На снимке - Ту-95 первых серий, вдали - средний бомбардировщик Ту-16, а за тушей 95-го спряталась стоянка летающего тренажера. Далее виднеется основная полоса совмещённого аэродрома Центра и авиаремонтного завода.
22. Вот и летающий тренажёр - Ту-134УБ-Л. Это такая хитрая штука: вроде бы и гражданский Ту-134, но с острым носом aka Ту-22 и приборной доской от него же. На нём начинающих летчиков на бомберы облётывают - дешевле и спокойнее, чем сразу сажать на дорогущий "двадцать второй".
Он как раз готовился ко взлёту, а сам процесс я заснял попозже, можете на него посмотреть:
23. Затем наступил кульминационный пункт программы: осмотр площадки музея мы завершили, после чего поехали непосредственно на аэродромные стоянки, для наблюдения и съемки предполётного обслуживания бомбардировщиков, а также взлётов-посадок непосредственно у ВПП.
24. Приехали, высадились уже непосредственно на большой аэродромной стоянке. Сразу же всеобщее внимание привлёк ещё один огромный мясищевский носитель - ВМ-Т "Атлант", настоящий осколок империи. Он перевозил с заводов-изготовителей большие негабаритные элементы космических носителей - ракетные ускорители для "Энергии", советские шаттлы "Буран" и тому подобное оборудование. Создан на базе стратегического бомбардировщика 3М - глубокой модификации М-4.
Длина самолета — 58.7м, размах крыла — 53.14м, экипаж — 8 человек, полезная нагрузка — 32т.
Я спросил про него:
- Он летающий?
- Да, вполне.
- А сейчас не летает?
- Сейчас нет, пока не востребован. Но если надо - полетит.
25. Он же, но сбоку (хвост у меня не влез). Обратите внимание на изогнутый плавно фюзеляж и внешние крепления наверху.
26. Выглядело в реале это в советские времена примерно вот так (с одним из элементов для ракеты "Энергия")
"Атлант" на аэродроме хорошо получился у onepamop, вот здесь посмотрите.
А вот моя же съёмка "Атланта", но сзади:
27. Рядом стояли, большой группой, самые разные Ил-76-е и 78-е. Каких только модификаций не было! Я и не знал, что это такое развитое по модификациям семейство самолётов. Вот этот, к примеру, на снимке - Ил-76ТД от "Алросы".
28. Вдалеке, ближе к корпусу 360-го авиаремонтного завода, стояли и другие. И справа и слева за границами этого кадра, тоже. А вообще, 76-е тут не только ремонтируются, но ещё и переоснащаются на новый двигатель пермского производства - ПС-90А.
29. Мимо нас периодически проезжали самые разные специальные машины развитого аэродромного хозяйства, про некоторые я даже и не знал, каково их назначение. Вот, например, эта весёлая клетчатая повозка с буржуйкой - для чего она, кто знает?
Далее мы проследовали (пешком) на стоянки стратегических бомбардировщиков, которые как раз готовились к плановым полётам, о чём будет показано и рассказано в следующей части.
Продолжение следует.
Journal information