* * *
Именно за этим процессом и удалось понаблюдать, что займёт в моём повествовании немалую долю. Но конечно, будут тут и "взлётные" картинки, потому что после осмотра процесса подготовки бомбардировщиков к полётам мы потом поехали к полосе и смотрели взлёты-посадки: взлётов вблизи удалось застать примерно с дюжину, а посадок - 6 или 7. Кроме того, там было упражнение прохода над полосой на малых высотах - именно так над нами прошли три Ту22М3.
Процесс
30. Итак, после осмотра стоянки ВМ-Т "Атланта" и разнообразных Ил-76 и -78 мы прошли пешком на удобную позицию, между двумя готовившимися в этот момент к полёту самолётами: с одной стороны, заправляли Ту-95МС, с другой - авиатехники что-то делали с Ту-22М3, кабина лётчиков была ещё пуста. Всё это делалось одновременно, поэтому надо было выбирать объект. Я вначале прошёл к "двадцать второму", с обеих сторон которого стояли стремянки.
31. Рядом располагалась тележка с привезённой на ней для бомбардировщика "начинкой".
32. Затем я заметил (издалека) некоторое оживление на располагавшейся неподалёку стоянке "девяносто пятого": уехали заправщики, подьехала машина со сжатым воздухом. "Сейчас, видимо, будут пускать двигатели" - подумал я, и не ошибся. Да, надо туда идти. Я покинул "бэкфайра" и пошёл к "медведю".
33. Пуск монстра НК-12 (турбовинтового двигателя на 95-м) - зрелище само по себе впечатляющее, а уж всех четырёх - и подавно. И кстати, любопытный факт: НК-12 до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Прошло уже 55 лет, а это так и осталось. В переводе на привычные нам автомобильные единицы измерения его мощность (на максимальном взлётном режиме) составляет около 15 тыс. л.с. - невероятный монстр! И ещё, высокая шумность сочетается с высоким КПД двигателя - 32-34%. Он также сравнительно экономичен - на штатном запасе топлива в крейсерском режиме самолёт может пройти около 13.500 км в разведывательном варианте, и около 11.000 км с полным вооружением (это без дозаправки в воздухе). Масса самолёта в полном снаряжении - 185 тонн, из которых 87 тонн - это топливо.
34. Сперва я снимал видео, потом стал просто наблюдать за операциями обслуживания. Запускались винты по схеме 3-4-1-2, если считать их слева направо.
35. После пуска всех четырёх двигателей пришлось отойти вбок - каждый из них лупил навстречу неслабый поток тёплого воздуха, так что видео стало снимать весьма затруднительно.
36. Потом машина из-под самолёта уехала, всё отсоединили, закрыли, и техники попросили пройти на соседнюю стоянку - "сейчас пойдёт на взлёт". Ну ладно, отойти так отойти.
37. Прошёл мимо стоянки Ту-22-го: он также был готов к взлёту, стремянки отвезли вбок, всё остальное прибрали.
38. Подошёл, спросил у техника: "этот тоже скоро пойдёт на взлёт?" - "да, минут через пять-семь". Ок, надо идти на наблюдательный пункт, где собрались все остальные участники.
Затем стали наблюдать за уходом обоих бомбардировщиков со своих стояночных мест на взлёт. Своё видео с Ту-95МС и Ту-22М3 я уже показал ранее, а сейчас хочу показать более удачное, от моего коллеги по поездке (в нём же засветился и автор этого рассказа). Крыло 95-го прошло от нас своей оконцовкой буквально в полутора-двух метрах:
39. Когда обе машины стартовали и ушли на полосу, в ожидании разрешения на взлёт, мы расселись "по коням" и под руководством машины-лидировщика из военных поехали на новое место наблюдения - примерно около середины ВПП, чтобы наблюдать за взлётами-посадками.
40. В это время, около 4 - 4.30 часов дня, наступило как раз самое активное время для полётов и упражнений: разные самолёты стартовали один за другим, а некоторые, напротив, садились. А были и такие, что шли на посадку, затем касались, проезжали по полосе сотню метров, а в середине пробега снова выходили на взлётный режим и стартовали опять. В основном численный перевес был за воздушными танкерами Ил-78М - этих было больше всего. Вот он, на фото, на взлёте.
41. Сверху же в это время с резким снижением и поворотом шёл другой танкер.
Тут надо рассказать и о наиболее поразившем меня лётном упражнении: лётчики, сопровождавшие нас, называли это "посадкой по-афгански". Поскольку это именно Центр переучивания и боевой подготовки, а не просто линейная часть, то здесь оно отрабатывается штатно, как необходимая часть лётного опыта. Суть "афганской посадки" в том, что тяжёлый самолёт идёт на полосу не по плавной прямой глиссаде, как в гражданской авиации, а заходит на полосу... с противоположной стороны, затем с резким креном и одновременным снижением выполняет полный поворот на 180 град., при этом он в конце поворота должен попасть точно на полосу. Это делается для того, чтобы избежать опасности быть сбитым на посадке от переносных ЗРК с тепловым наведением - которые могут запускаться даже и с рук, типа "Стингера".
42. Если честно - выглядит всё это в реале довольно устрашающе: здоровенный пузатый Ил-78 заворачивает, снижается носом вниз непонятно куда; становится несколько не по себе, хотя понимаешь, что это просто упражнение. Затем в самом конце поворота танкер выравнивается и тяжко плюхается на полосу, немного покачивая крыльями при окончательном выравнивании. Вот тут видно издалека, в каком положении самолёт заходит на полосу. Представляю, какое при этом напряжение у облётываемых лётчиков...
А вот видео этого процесса "посадки по-афгански". К сожалению, зум совсем маленький, так что визуально самолёт расположен далеко, но всё видно, как он садится с поворотом:
43. Вот этот Ил как раз сел "по-афгански", немного прокатился по полосе, а прямо сейчас переходит во взлётный режим (обратите внимание на визуальное размытие травы за турбинами - это тёплый воздух сзади) и через секунд 15-20 опять уйдёт в небо...
44. Затем, довольно неожиданно для всех, над полосой на малой высоте прошёл Ту-22. Пока я секунды раздумывал, включать ли видео, или так поснимать, он стремительно приблизился и прошёл мимо - так что я успел сделать только кадр вослед. Справедливости ради, после этого я уже внимательно следил за всеми маленькими точками над полосой и больше никого не пропустил.
45. А это садится новый "цифровой" А-50У, первый из переоснащённых. "Ого, да вам повезло сегодня, ребята - наш авакс садится" - сказали лётчики-сопровождающие, завидев необычный силуэт издали.
Кстати, о том, что это не обычный А-50, а только что переоснащённый на новую элементную базу А-50У, я даже не знал и не ведал. И никто про это там не сказал. Зато более сведущий в авиации коллега по поездке sokol_ff не только сразу это распознал, но и не поленился пройти до его дальней стоянки пару километров по рулёжным дорожкам и поговорить с лётчиками. Об этом - читайте у него в посте.
46. А-50У сзади, только что прошёл мимо нас. Сейчас он сбросит скорость и уйдёт на свою стоянку.
47. Двое наших сопровождающих от Центра (из трёх), наблюдают за полётами. В принципе, очень удобно: любой вопрос по ходу наблюдения можно было спросить сразу. Вот только на месте всё происходило очень быстро, не всё нюансы можно было ухватить прямо сразу, и много вопросов - тех, что надо было задать, я не задал и осознал это уже после, когда читал про бомбардировочную тему подробней и вникал в эту область знания. Ну да ладно, всё равно хорошо получилось, с поездкой.
48. Над полосой снова проходит Ту-22М3: видимо, это тоже какое-то упражнение. Этого я заприметил точкой издалека и был готов.
49. Вот он ближе...
50. ...и проходит над нами. Резкий звук турбин, щёлк по ушам, затем ещё пять секунд - и он уже возле облака вдалеке.
51. Насмотревшись на взлетно-посадочный процесс, поехали обратно, на уже знакомую нам стоянку.
52. Проехали мимо закрытого Ту-95, возможно законсервированного.
Ещё одно важное отступление. На нашём мероприятии, в его конце, присутствовали также съёмочные группы Первого канала и РИА Новости. Первые опоздали на три с половиной часа, вторые на четыре с половиной, и подьехали уже к шапочному разбору - все красивые машины уже улетели в небо. Так вот, ушлые журналюги с Первого, за неимением летающих бомберов, уже ушедших на плановые упражнения, избрали для репортажа тот самый, законсервированный. Об этом хорошо написал коллега sokol_ff:
Знаете, почему, частенько в журналистских репортажах, даже центральных СМИ фигурируют ржавые самолёты, вросшие в землю танки и прочий ужас и мрак? Частенько, просто из-за личных качеств самих журналистов.
Потому что, опоздав на 5 часов, пока действующие самолёты центра переучивания готовились к вылету, и приехав, когда они уже давно выполняли учебную задачу в небе, журналисты, чтобы снять репортаж на земле, использовали не летающий, законсервированный на стоянке Ту-95, единственный ржавый самолёт на всю округу.
[...] Впрочем, пока я снимал групппу "1 канала" увлечённо снимавшую репортаж, мимо проехала, ещё больше опоздавшая, только что прибывшая группа журналистов "РИА Новости". Что они собирались снимать, когда все уже разлетелись - это их большая журналистская тайна.
Вот так, ребята и девчата. Делайте сами выводы, о качестве новостей Первого канала и прочих зажравшихся структур, утонувших в рекламном бабле и считающих всё остальное второстепенным. Я это тоже видел, и всё это было наблюдать не очень-то приятно :-(
Получается, "люди из Интернета" очень часто показывают тему лучше, шире и душевнее, чем официальные информационные структуры.
53. Ладно, вернёмся к самолётам. Для наблюдения за возвращающимся Ту-22М3 мы запарковались под "Челябинском" в теньке (солнце не на шутку разбушевалось и жарило под тридцать традусов) и стали ждать бомбер.
54. Вот он сел и "Ураган" его откатывает на законную стоянку. Тут же, очень оперативно, техники на стоянке уже катят стремянки.
55. Открыли кабину, вниз спускается командир бомбера.
56. ...и лётчики с другой стороны (экипаж у него 4 человека).
57. Открытая кабина.
58. Лётчики спустились и ушли, но вверху производятся какие-то обслуживающие операции.
59. А рядом, уже в готовности, стоят три КрАЗа-топливозаправщика.
60. Какие-то пять-семь минут - и бомбер уже заправляют на следующий полёт, КрАЗы встали с обоих сторон.
В целом, меня на аэродроме поразило ещё и то, как всё было технологично: каждый знает свою роль, и операции идут, как на конвейере. Видно, что полёты сейчас - дело рутинное, и их много. Я спросил сопровождавшего нас полковника, насчёт интенсивности полётов по сравнению с началом 2000-х, и он сказал, что они выросли в числе примерно в 4-5 раз, если сравнивать с тем периодом. Т.е. выросло сильно.
При этом, у них есть и немало текущих проблем - причём часть проблем вытекает, в том числе, и из возросшей интенсивности полётов. Скажем, проблема быстрого износа самолётной резины и её регламентной замены, что приходится решать всякими экзотическими способами. Ну и т.д.
61. ...Ну а после всего, поехали в лётную столовую на ужин. Если в обед мы столовались в столовой инженерного состава, то сейчас уже - в лётной. Она была поменьше первой и побогаче ассортиментом. Более всего меня там поразил несладкий квас в кувшинах - настолько вкусный, что я пил, пил и не мог напиться :) Пять стаканов выпил.
62. Чай лётчики пьют из подстаканников. Дешёвый вариант, но всё равно приятно за правильную ретроградскую традицию :)
63. Общий вид столовского зала. Лётчики как раз стали массово приходить после дневных полётов, и ужинали.
...Примерно в 8 часов вечера мы распрощались с принимающей стороной и выдвинулись обратно в сторону Москвы. Я немного уснул по дороге, от длинного дня, начавшегося у меня пол-пятого утра в поезде, и проснулся уже у "Домодедовской".
64. Около 23.30 я достиг "Славянского бульвара" и через 40 минут наконец добрался до места ночёвки, в пригороде Москвы.
Такой вот получился длинный, интересный и насыщенный день.
Спасибо всем ребятам, кто составил компанию в поездке, а также тем, кто организовал поездку и принимал нас у себя - пресс-клубу МО РФ, командованию Центра переучивания, всем офицерам, сопровождавшим нас.
Ещё постараюсь отдельно рассказать о столовой, музее ДА и прогулке по гарнизону. Но попозже.
PS. Необходимый дисклеймер.
Сразу оговорюсь, что экспертом в области дальних бомбардировщиков я не являюсь, а руководствуюсь общими знаниями о военной авиации, поэтому в тексте могут быть некоторые неточности, на которые знатокам можно и нужно (однако, аргументированно и с источником) указывать. Лица с эстетскими наездами и культуртрегеры всех мастей будут игнорироваться и/или изгоняться из обсуждения. Имейте, пожалуйста, всё это в виду при прочтении.
Первая часть рассказа тут
Journal information