Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Казань: метро от конца до конца

Первое знакомство с Казанью уже состоялось, а теперь давайте спустимся в тамошнее метро.
Оно пока небольшое - 7 станций, но активно развивается и на будущий День Победы расширится сразу в полтора раза, до 10-ти. В отличие от худосочных, не доходящих толком до реального центра, метрополитенов Самары или Нижнего, казанский - живой и востребованный. Почему? Потому что с самого начала проходит по красной линии города, захватывая в себя оживлённые пассажиропотоки. Единственный его крупный недостаток - это то, что он прошёл в стороне от главного вокзала. Ну, то есть первая линия так прошла. Увы. В будущем году метрополитен пройдёт через Северный (транзитный) вокзал Казани и придёт в Авиастроительный район - и в итоге станет опорным хребтом всего городского транспорта в этом миллионнике.
Схема на фоне плана города - будет в рассказе; также в нём посмотрим все станции, и рассмотрим некоторые признаки этого метро, положительные и не очень. Оговорюсь, что мой рассказ не претендует на энциклопедичность и отражает только личное сравнительное впечатление и восприятие. Всё-таки я уже больше двадцати метрополитенов объездил, так что сравнивать можно. Но - со своей колокольни. Поэтому без претензий, если чего-то не охватил или оценил не так, как вам хочется.

Вход на станцию "Суконная слобода" на ул. Петербургской


2. Ну что, заходим, вот за этими барышнями? Именно с этой станции и началось у меня знакомство с метро.


Метро тут молодое - ему всего 7 лет (с 2005-го). Самым интересным в его истории является то, что это не советское наследство, а чисто российский проект. Оно было заложено в самые тяжелые годы ельцинщины (1997), когда почти во всех постсоветских городах проходила массовая деградация систем жизнеобеспечения, в том числе и транспортных. Однако в Казани, благодаря одной важной особенности, деградации не произошло. Почему так? Потому что на фоне буйства т.н. "семибанкирщины" в РФ, в Татарстане образовалось авторитарное и по факту полунезависимое "бабайство". Пока олигархи и Чубайс с его ведомством растаскивали и приватизировали российские активы по стране, основные фонды бывшей Татарской АССР оказались под тяжёлой пятой "Бабая" - Минтимера Шаймиева, который выгрыз у Ельцина очень широкие права по распоряжению бюджетом. Так что почти вся накопленная прибыль оставалась в республике, а не уходила в Центр. Кроме того, приватизация в Татарстане была сильно ограничена и могла происходить только с одобрения Бабая, поэтому Чубайсу и Ко ловить тут было, в принципе, нечего. Это - как следствие - позволило концентрировать в Татарстане очень серьёзные средства и, благодаря жёстко авторитарному стилю управления, двигать огромную стройку. Даже в те бедственные для страны годы, даже несмотря на "попилы-откаты".

Ну, вот и реальный результат - в 2005-м метро было открыто, и сразу 5 станций в первой очереди. За восемь лет от начала стройки. А потом ещё две.

3. Составы тут сейчас "Русичи", самая новая их модификация. А раньше были питерские вагоны, но я сейчас их не видел. В общем, без импорта, бегает только свой подвижной состав.


А вот схема метро на плане города. Такие висят на станциях, с объектами Универсиады. Как видите, первая линия соединила действительно важные районы, захватив с самого начала и исторический центр. Вверху - три станции второй очереди, которые должны быть сданы примерно через полгода.


Реальное знакомство с местным метро у меня началось с обыска рюкзака и прохода через металлоискатель. Почему, я понимаю - камеры там расставлены везде, а я начал снимать ещё с наземного вестибюля. И пока спускались, тоже снимал. Вот меня и вычислили. Отвели в сторонку, пропустили рюкзак через сканер.
- А что, у вас там внутри ещё и вторая камера?
- Да.
- А вот это что?
- Именные ложки. Наверху купил.
- Снимать у нас внутри будете?
- Буду.
Молчание, небольшая пауза.
- Возьмите ваш рюкзак, спасибо.

И, надо сказать, после этой проверки, больше ко мне ни на одной станции никто не придрался (а маячил я на всех, кроме одной, и на двух снимал прямо на глазах блюстителей порядка). Да, собственно, и не таился, намереваясь снимать в любом случае. В общем, насколько я понял, снимать там можно - но проверить могут. Всё нашпиговано камерами.

А теперь - 15 рублей, чёрный жетон, турникет, спускаемся и поехали!

4. Звуковые объявления - на 3-х языках. Русский, татарский, английский. Везде.


5. Вагоны новенькие, чистенькие. Сторонних запахов почти нет, ну, разве что иногда. Люди не ломятся, идут в вагон спокойно. В основном.


6. Схема станций в вагоне.


Хотя я ехал и снимал не совсем в линейном порядке, но давайте посмотрим их от конца до конца, с юга на север. Так будет удобней.

7. Итак, конечная с юга - "Проспект Победы". Да, вот ещё важное замечание - на парадных и википедийных снимках в Сети станции сильно переосветлены. Так что я на снимках по возможности старался сохранять реальную интенсивность светового коктейля, корректируя предлагаемую камерой экспозицию согласно восприятию.


8. На пилонах подписаны города-герои СССР (не только России). Сама станция показалось темновата. Но по отделке - впечатление умеренно-неплохое. Нет ощущения дешёвки, экономии, хотя некоторые моменты я бы подкорректировал, в частности, потолочные "золотые" арки и т.п. Но это уже чисто мой взгляд.


9. [Осветлил кадр]. Метропоезд уходит на оборот, после высадки пассажиров.


10. Станция "Горки". Самая обыденная и простенькая из всех, на мой взгляд. Также, на ней я почувствовал и неприятную местную метро-особенность - многие станции сильно притемнены. Специально ли это делается, или нет - не в курсе, но большинству станций не хватает освещения. После щедро залитого светом питерского метро это особенно ощущалось.


11. "Аметьево". Я не очень-то жалую хай-тек, но эта станция выглядит очень стильно. Особенно в реале. Я бы даже так сказал - это одна из двух самых красивых станций в Казани. В её пользу также играет то, что много света - она наземная, освещать не надо. Психологически свет вообще играет немалую роль. Странно, что казанцы этого не учитывают.


12. Она проходит метромостом над дорогой и служит ещё и пересадкой на электрички, тут платформа.


13. Очень хороши и отражения на гладком полу. В общем, продуманно.


14. Указатели станций, телефоны-автоматы. Едем дальше.


15. "Суконная слобода". Крепкий середнячок. С освещением тут нормально.


16. Названия станций и указатели с двух сторон продублированы на русском и татарском.


17. Вот по-татарски, к примеру.


18. Подошёл поезд.


19. Девушки-студентки в вагоне. Очень мило и непосредственно общались :-)


20. "Площадь Тукая". Тоже очень понравилась. Умеренно строгая, и с национальными мотивами. Практически самый центр города - не властный, а реально-человеческий. Это где концовка ул. Баумана и церковь, где Шаляпина крестили.


21. На стенах - много красивых мозаик. Можно ходить и рассматривать.


22. Однако сама станция тоже притемнена, можно было бы добавить света. И ещё: какой-то умник догадался "украсить" колонны некой выставкой, наклеив туда конкурсные фотографии. Благодаря чему выверенный и ритмичный стиль колонн сразу принизился до афишных тумб. В общем, я бы ни за что не дал вешать туда эти плакаты. Нашли место!


23. "Кисонька" очень интересно называется по-татарски. Мияяяу! :-)


24. Все станции тут мелкого заложения. Поднялся, и выход. Не то что у нас - глубина, как в окияне.


25. "Кремлёвская". Тут выход к Кремлю, который был осмотрен в предыдущей казанской серии.


26. Сама станция по какой-то причине сильно притемнена (возможно, чтобы добавить романтики восприятию мини-башенок), поэтому, чтобы рассмотреть оформление, осветлил кадр.


27. Но мозаики тут тоже неплохие.


28. Выход наверх, как "конец туннеля". А дальше - вот такая темень.


29. А вот так выглядит выход из "Кремлёвской" наверх. С этаким симпатишным дракончиком-зилантом.


30. И, наконец, конечная с севера - "Козья Слобода". Выполнена тоже в хай-теке, как Аметьево. Свет уведён в желтый спектр.


Суммируя впечатление, я бы подвёл такой итог: две станции понравились сразу и без оговорок (Аметьево, Пл. Тукая), одна - поменьше, но тоже неплоха (Пл. Победы), три средних (причем впечатление от "Кремлёвской" смазано неестественной темнотой) и одна слабенькая (Горки). И хорошо, что на станциях мало рекламы.

31. Из примет метро я бы выделил рамки-металлоискатели на видном месте...


32. ...и туалеты. Правда, платные - 10 р.


Надеюсь, вам понравилась эта поездка.
Ещё я не показал выставку детских рисунков на ст. "Пл. Тукая", там есть очень забавные, но сделаю это дополнением к серии. Попозже.

Продолжение следует.
Tags: Казань, метро
Subscribe

  • Актуальные ссылки

    Добрый день всем! Новое в Лаборатории Перископа, из недавних очерков: 1) Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х (открыто…

  • Постсоветская эпоха и её глашатай

    Человеческая жизнь конечна. Но нам, современникам, казалось порой, что над Владимиром Вольфычем смерть не властна. Он был с нами всё постсоветское…

  • Информационные каналы взаимодействия

    К сведению читателей этого блога. На этой платформе публикации, кроме общих информационных извещений и (возможно) полезных ссылок, пока не…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 124 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Актуальные ссылки

    Добрый день всем! Новое в Лаборатории Перископа, из недавних очерков: 1) Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х (открыто…

  • Постсоветская эпоха и её глашатай

    Человеческая жизнь конечна. Но нам, современникам, казалось порой, что над Владимиром Вольфычем смерть не властна. Он был с нами всё постсоветское…

  • Информационные каналы взаимодействия

    К сведению читателей этого блога. На этой платформе публикации, кроме общих информационных извещений и (возможно) полезных ссылок, пока не…