Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Music:

Юбилей лодки. Случай в поезде "Смена"

Сегодня, между прочим, небольшой юбилей в истории советского ракетно-ядерного щита: 45 лет назад (5.11.1967) в Северодвинске был поднят флаг ВМФ СССР над первой лодкой пр. 667А: К-137 "Ленинец". Это была принципиально новая для флота лодка: 16-ракетный подводный крейсер-носитель баллистических ракет с вертикальным подводным стартом. Именно с начала реализации этого проекта Советский Союз стал быстро сокращать штатовское преимущество в глобальном ракетно-ядерном балансе и к 1975-76 гг. вышел на стратегический паритет. 667-е подводные ракетоносцы одно время выпекались как пирожки: на пике их производства, в 1970-е, флоту сдавалось по 5-6 лодок ежегодно.
* * *
Я бы, ежели честно, специально вряд ли вспомнил эту дату, но в поезде №26, когда возвращался из Москвы несколько дней назад, случилась удивительная встреча, о которой ниже вам и расскажу. После этого умолчать об этом юбилее было бы нечестно и неправильно :-)

К-137: Лодка-именинница


2. 1 ноября вечер, Ленинградский вокзал Москвы, иду к своему поезду. Холодно, хмуро, пассажирская суета, ледяной ветерок. Ничего не предвещает сюрприза :-)


3. Мой вагон. Захожу.


Сразу за мной заходит в вагон какой-то живенький дед, со спортивной сумкой на боку. Его провожает женщина лет 50-ти.
Он, оказывается, тоже в моё купе: верхняя полка напротив моей. Внизу два места занимает пара - девка и парень столично-хипстероватого вида, лет 25-ти. Видимо, заранее купили билет. Женщина, что его провожает, суёт ему еду из своей сумки, он отказывается. Затем бутылку воды - тоже отказывается.
- Я в дороге воду не пью, зачем мне она? Только таскать за собой лишнее.
Ну ладно, то да сё, обьявили 5 минут до отправления. Дед отошёл на несколько метров по проходу, проводить её до двери, тут женщина незаметно всё вытащила из своей сумки: еду, воду и быстро поставила ему прямо на верхнюю полочку. Распрощалась, ушла.
Возвращается, а на его полочке еда стоит:
- Ох, хитрая, как обвела меня вокруг пальца! Я же сказал, ничего не надо!
- Да ладно, чего там. Пригодится... Вы только поставьте это дело на столик, - это уже я отозвался.

Через несколько минут, подаёт руку для знакомства, без церемоний:
- Юрий!
- А меня Сергей. А... это... как по-батюшке вас? (годков-то вижу, ему немало)
Дед отказывается:
- А не надо по-батюшке! Просто Юрий.
- Ну, как скажете :-) Ок...

Небольшая пауза.
- Вот, еду на юбилей. Послезавтра. В Питере уже 35 лет не был.
- Ооо. Что за юбилей?
- Корабля.
(я насторожился. это что-то вполне может быть такое, интересное)
- Какого?
- Моей лодки.
(ух ты! и вправду интересное!)
- И сколько ей?
- Сорок пять.
(быстро мысленно считаю: 2012 минус 45 равно 1967... что там, в 67-м, уж не 667-й ли ракетоносец?)
- А какой флот?
- Так Северный, Гаджиево.
(точно она, 667-я...)

- Ого. 667-й проект?
- Ага, "Ленинец". (очень удивлённо) Откуда знаешь?
- Да ниоткуда. Просто отнял годы и предположил :-) Я сам выходец с Камчатки, там таких лодок было много. А празднуете в Питере, все ветераны там?
- Не, не все... но многие... Вообще, для меня Ленинград это как Мекка, что-то такое, святое, просто так лапать руками нельзя... это не какая-то там обыкновенная Москва.
- Да уж... Питер сильно изменился, за тридцать пять-то лет...
- Осенью семьдесят пятого, как его покинул, так больше и не видел.
- 37 лет получается даже, не 35.
- Ага. Так получается, да... даже больше. А сейчас я под Москвой живу, городок Ступино.
- Павелецкое, вроде, направление... слыхал немного про такой.

Вижу, дедок удивлён, но удивлён приятно. Лезет наверх, за своей спортивной сумкой. Вытаскивает оттуда бутыль, показывает.
- Самогонка! Собственноручного приготовления!
(смотрю на это с большим сомнением, т.к. уже лет 15 не потребляю непонятные и неизвестные мне спиртные напитки с незнакомыми, а потребляю в поездах только проверенное мной и очень ограниченно)
Слазит вниз.
- Ну что? Выпьешь? Лодке-то юбилей!
(...блять, непонятно что у него - но с другой стороны, видимо, всё искренне, такое не подделаешь. И потом, подводник, моряк, ветеран - ладно, приму грамм полста)
- Ну... немного, пожалуй. (всё ещё колеблюсь, случай выбивается из моих правил)
- Тогда я щас, быстро!

Живенько уходит к проводнику, возвращается с двумя гранёными стаканами. Смеётся.
- Во! Сто лет из таких не пил! :-) - поворачивается к молоденьким хипстерам, - А вы как?
Те мотают головой, типа неее.
- Ну смотрите сами!

Подвинули хипстерский спрайт, поставили. Хипстеры отодвинулись в глубину, молчат, внимательно слушают.
Дед разворачивает пакет с едой, оставленный предусмотрительной женщиной перед отправлением.
- Тааак... что у нас тут? Два пирожка... нарезанная репа... и кусочек сыру.
- Нормально, сгодицца...)

4. Вот такая вот бутыль, Клопогонка-Ф. Для празднования юбилея лодки.


5. Надпись крупней.


Разливаем. Бухнул в стакан для меня многовато, но ладно.
- За флот!
Ок, хорошо. Ладно, за это надо выпить.
Выпили, закусили. Дед мне:
- Ну как тебе, на глаз, сколько градусов?
- М-м-м, думаю, не менее пятидесяти. Крепковата, зараза!
Тот смеётся, довольный:
- Не полста, а шестьдесят пять! Дома замерял, спиртометром :-)
- А этикетка откуда взялась?
- Это мой внук придумывал и печатал!
- А сколько ему?
- А шестнадцать вот будет.
- Понятно.

Ну, в общем, суд да дело, разговорились. И правда, оказался интересный очень человек. Начал случаи рассказывать разные, я не прерываю, не лезу со своими уточнениями, слушаю только. Потом, внезапно:
- Давайте я вас на память запечатлею! Ок?
- Эээ, да зачем это?
- Пусть будет, на память.

6. Вот, получился такой кадр, я бы его назвал: "Портрет матёрого подводника" :-)
В руках как раз сыр и репа, под закусь.


Выпили ещё немного, я уже свою дозу радикально уменьшил. Лучше послушать, чем отрубиться, раз уж так сложилось. Нечасто такой случай попадается.
Потом дошёл разговор до конкретики. Выяснилось, что он входил в экипаж первенца 667-го проекта (К-137), и отходил на ней 8 автономок.
Должность - старший инженер ОКС, в БЧ-5. А ранее, ещё три автономки, прошёл на пр.658. В общем, всего 11 автономок. Солидно. Видел Хрущёва (в Гаджиево, на базе, в 62 или 63-м), Брежнева, Гречко, Горшкова, Косыгина (на достройке своего крейсера, в 67-м). Я начал ему развивать мысль, что если у него есть фотки (старые), то их надо непременно отсканить, чтобы не пропали, и выложить в интернет. Записал ему данные сайта Александра Викторова ("Автономка") и свой е-майл.

- Да, много было интересного в той жизни. Сейчас уже мне семьдесят пять, но я ещё не сдаюсь! На даче вон пруд осушил, за землю борюсь! :-)
- А как вас по отчеству-то, всё-таки?
- Серёж, зачем меня по отчеству, просто Юрий зови! Я чо, такой совсем старый, штоле?
(ну ладно, как скажете... хотя жаль, было бы нелишне)

Тут он что-то опять вспомнил, и полез снова наверх за своей сумкой.
- Там же у меня немного снимков есть! Щаз!
Ну что, вытащил из неё коробку, вышли в проход (молодые хипстеры уже легли, неудобно было их долго доставать).

7. Вот, показывает.


8. Одно фото я снял. Это он же, но молодой. 1970 год, он за своим пультом на "Ленинце" (КиП ОКС).


Потом я снял ещё видео, он рассказывает про то, как к ним Хрущёв приезжал. Очень колоритно, в красках :) Выложу его попозже.

9. А это везёт модель своей лодки семье боцмана лодки. Он уже умер, но семья в Питере. Всё сокрушался, что его не застал, вспоминал, как они с ним в Мурманске отрывались.


10. Надпись к модели.


Потом ещё часа полтора проговорили под стук колёс, про флот, особенности службы и правителей советских, дедок периодически сокрушался, что "мало выпили", но я всё же постарался сохранить ясность мысли, запоминать, что смогу и не впадать в ненужно эйфорическое состояние. В районе пол-третьего пошли наконец спать: дедок, кряхтя, полез на верхнюю полку, я тоже, а хипстеры уже благостно сопели внизу.

Вот такой вот интересный случай произошёл со мной в поезде :-)
На десерт, посмотрите ещё фильм про эту лодку (советский, ДСП, 7 минуток). Там есть и про спуск на воду, и про северодвинский завод, и интереснейшие надводные сьёмки трёхракетного залпа с приёмочных испытаний:



Для дополнительного чтения и уточнения:
1. Краткая биография лодки
2. Автономки и командиры корабля
Tags: Москва, Северодвинск, Советский Союз, железные дороги, подлодки, уход в историю, флот
Subscribe

  • Цикл "Транссиб-2004"

    На платформе Sponsr в "Лаборатории Перископа", кроме глав по истории дальних поездов России, также стал выкладывать старую поездку 2004 года по…

  • Лаборатория Перископа: второй месяц

    Новое в Лаборатории Перископа за прошедшие 4 недели. 1) Опубликовано 9 глав книги: 8. От коммунистов до колонизаторов. Баня 9. Контрасты…

  • Кто и как развалил СССР? (о книге "Коллапс")

    На Карнегах.ру появилась интереснейшая рецензия на новую книгу про процесс распада СССР (В. Зубок "Коллапс"). Сама книга пока англоязычна, хотя…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 166 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Цикл "Транссиб-2004"

    На платформе Sponsr в "Лаборатории Перископа", кроме глав по истории дальних поездов России, также стал выкладывать старую поездку 2004 года по…

  • Лаборатория Перископа: второй месяц

    Новое в Лаборатории Перископа за прошедшие 4 недели. 1) Опубликовано 9 глав книги: 8. От коммунистов до колонизаторов. Баня 9. Контрасты…

  • Кто и как развалил СССР? (о книге "Коллапс")

    На Карнегах.ру появилась интереснейшая рецензия на новую книгу про процесс распада СССР (В. Зубок "Коллапс"). Сама книга пока англоязычна, хотя…