Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Серж строгий

15 лет блогу Periskop

Меж тем, сегодня исполнилось ровно 15 лет со дня создания блога periskop.su на платформе ЖЖ. Зарегил его в самый короткий день года - по настоянию друга, которого уже почти 7 лет нет в живых.

Задумался вот - а это же ровно полпути от эпохи СССР! И даже чуть больше.
В 2005-м, когда я основал блог, от 1991 года нас отделяло всего 14 лет. Ещё не завалили Басаева, не было грузинской войны, мы были моложе и наивнее. А сейчас до эры Советского Союза расстояние уже почти 30 лет. И та зеленая молодежь 1984-86 г.р., которой тогда было 20 и она писала мне в каменты раннего жж всякую максималистскую херню - сейчас она представлена весьма солидными дядями и тётями лет 35-36 и рассуждает сильно иначе и гораздо ближе к моей логике. Зато подросли бодрые и борзые "девяностники", которые совсем не застали Союз, он для них неведомая Атлантида.
Время сильно поменялось за полтора десятилетия :)

Сейчас ЖЖ сильно опустел - основная активность перетекла в Фейсбук и Телеграм, но полностью я его бросать не собираюсь. Пусть живет потихоньку.
Ну а тем, кто читал или читает - спасибо!
  • Current Mood
    ...
  • Tags
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
МПС СССР

Киножурнал "Железнодорожник" №6/1937

Интересный выпуск "Железнодорожника" за июнь 1937 г.
Начал его смотреть из-за сюжета по отправке паровозов ФД и ИС на Парижскую всемирную выставку, а там оказался целый кладезь коротких сюжетов. Вторым идёт сюжет про запуск первого советского стримлайнера ИС20-16 в регулярку (по ленинградской линии, конечно). Всего таких паровозов было 2 или 3, но они были и до самого начала войны водили поезда Москва - Ленинград. В третьем сюжете про соблюдение расписания тоже любопытные реалии - взятие жезла на большой скорости, диспетчерская работа, нагон отставания. Кстати, за несколько нагонов (6-8 в месяц) тогдашние машинисты могли получить сверх основной практически вторую зарплату, это очень поощрялось и щедро оплачивалось.

Есть сюжет с электричкой из Киевского вокзала, где диктор с гордостью говорит "Проводники в каждом вагоне. Наконец, водворён порядок и на подножках!" (это намёк на вольницу и хаос эпохи наркома Андреева и недавнее пришествие "железного наркома" Кагановича, который был помешан на точном соблюдении расписания). В конце - интерьеры нововведенных тогда "южных курьерских" поездов на Кисловодск и Сочи. До этого момента в СССР было всего 2 курьерских - транссибирский Негорелое-Владивосток и ленинградский "Красная Стрела", который именовался "экспрессом". С летнего расписания 1937 стало 4 курьерских поезда.

Кортес

В каких странах СССР строил заводы и дороги (1960)

Любопытная инфографика из журнала "Советский Союз" за декабрь 1960 г.: какие обьекты и кому строил СССР за рубежом, в рамках всемирного продвижения социализма как правильного строя для общества. Внутри значков цифра - это количество строящихся обьектов по отраслям. Китая, как видите, в списке уже нет - по приказу Хрущева советских спецов отозвали летом-осенью этого же года (1960-го).

Интересно, что Союз экономически активничал не только в "неопределенных" странах, которых можно было потенциально склонить к социализму (ОАР, Индонезия, Индия, Афганистан, Бирма, Эфиопия, Куба...), но и в твердо-прозападных (типа шахского Ирана или враждебной Турции). И разумеется, во всех этих странах работали тысячи, а кое-где и десятки тысяч советских специалистов. Это к тому, когда молодая постсоветская поросль спрашивает - "а зачем у Аэрофлота был рейс в Стамбул (Джакарту, Каир), а у Советских ЖД поезд на Анкару (Тегеран)?" - так вот затем.

Collapse )
Кортес

Последний министр обороны СССР

Последний министр обороны СССР всё.
Особо ничем не запомнился, был на редкость бесцветным военным и на высших должностях в основном администратором. Да, стал последним маршалом рода войск в Союзе. Сыграл большую роль в послеязовском "обездвиживании" Вооруженных Сил СССР и рулил департизацией армии, выгоняя замполитов после Августа-91. Однако особо не активничал, как "Паша-мерседес" Грачев, и в активные ельцинисты не подался. И как говорят поздние источники - по мере сил тормозил вывод войск из западных республик, чтобы это не было обвальным процессом. В минусе у него щедрая раздача арсеналов СА нацреспубликам, где ему пришлось по должности быть "нарезающим металлический торт" (tm).
Но есть у Шапошникова и жирный плюс - форсирование вывода ядерного оружия из Украины, Казахстана и Белоруссии и полной концентрации его в России. Причём в момент хаоса и неясностей, т.е. до образования своего министерства обороны в РФ.


Ну что же, участники конца СССР уходят в небытиё. Время беспощадно.
Мир праху.
Кортес

Разведопрос про железнодорожную мифологию

Вышел Разведопрос на канале Goblin.
Поговорили о мифологии вокруг железных дорог, в основном политизированной. Строил ли что-то из ж/д Советский Союз? А если да, то как много и что получается в сравнении с Российской империей? (на примере двух интервалов - одинаковые по времени 18-летия 1896-1914 и 1922-1940 и две Мировых войны) Работали ли зэки на строительстве Транссиба до революции или при царях было благорастворение воздусей вольными хлебопашцами? БАМ - это хорошо или плохо, напрасная ли растрата народного труда? Такая ли уж "мертвая дорога" Трансполярная магистраль? И т.п.



Аудиоверсия: https://video.oper.ru/video/audio/interview_railmyths.mp3

PS. Оговорки в речи, конечно же, кое-где имеют место - это совершенно нормальный процесс, когда ты говоришь живой речью практически без шпаргалки в течение полутора часов, поднимая много пластов информации по памяти. Кое-что я дополнил визуальными вставками, т.к. например не помнил на память типы рельс маркировки обр. 1908 г. (как пример).

PPS. В эту же копилку: https://periskop.su/1971048.html
Кортес

Крымская война с нестандартного ракурса

Очень интересный ролик про Крымскую войну от george_rooke, с массой неочевидных (и не соответствующих шаблонным фразам из учебников), но верных сопоставлений и сравнений. Например, про "фатальное" (якобы) отставание России от всех европейских держав по выплавке металла при позднем Николае I. Или про "решающую" роль прогрессивных штуцеров против гладкоствольных отсталых российских ружей.

Точно подмечено, что к 1850 промышленной сверхдержавой с огромным отрывом от остальных была только Британия, а Франция, САСШ, Пруссия и прочие Австрии были плюс-минус примерно на уровне николаевской России. И про пароходы и их роль тоже верные выводы - что, как ни крути, а к 1853 у всех держав основой флотов были ещё парусники.

Короче, категорически рекомендуется к просмотру или слушанью.

Серж борода

100 лет Егору Кузьмичу

Один из главных прорабов Перестройки Егор Кузьмич Лигачёв доковылял до ста лет и встретил зарю своего второго столетия в умеренном здравии и при ясном уме.


СТО ЛЕТ, КАРЛ! Когда Гитлер напал на СССР, Егору было 21, а когда полетел Гагарин, ему стукнуло уже 41. А основному сетевому населению - т.е. тем, кому сейчас от 30 до 35, он приходится уже даже не дедушкой - а практически прадедушкой!

Энергии у Егор Кузьмича вроде бы и много было, но графитовым стержнем-замедлителем реактора Катастройки он так и не стал. Поползновения были, но после ссоры с Горбачёвым в 1990 году он быстро ушёл в тень и, как образцовый исполнительный советский партиец, "не мешал" (с). Ну и конечно, вспомним недоброй памяти антиалкогольный закон. Егор Кузьмич, опять же, вроде бы базовая задумка была в целом неплоха - но зачем было превращать сие мероприятие в столь издевательское извращение, над советским народом, в самых худших традициях тупоого партийного администрирования? Где была ваша обратная связь, а? Вам, инициаторам, тракторный шкворень в жопу за него!

PS. Очень интересный и живой разговор про разнообразные последствия антиалкогольной кампании был на канале Гоблина в выпуске №2 за 1985 год; рекомендую для тех, кто не в курсе их:
https://www.youtube.com/watch?v=Y3iook3XCpA
Кортес

200 лет Ф. Энгельсу

Сегодня стукнуло 200 лет Фридриху Энгельсу, второму основоположнику марксизма - который всегда был как бы в некоторой тени между первым (Марксом) и третьим (Лениным).

С его произведениями мне пришлось вплотную столкнуться в институте: поскольку учился я в экономическом вузе ("планирование промышленности и материально-технического снабжения"), то наша программа на 1-3 курсах была насыщена классиками и основоположниками. Уже на 1-м курсе, весной 1982 года, пришлось всерьёз грызть Первый том "Капитала" Маркса и помню, он мне дался с трудом. Сложно, заумно и тяжело. Хотя зачёт сдал легко - так как всё же его прочитал, в отличие от 90% своих сокурсников.

На 2-м курсе в программе стоял и "Анти-Дюринг" Энгельса. Он тоже пошёл с трудом, но вот другое его классическое произведение - "Происхождение семьи, частной собственности и государства" неожиданно прочлось легко и непринужденно, и было вполне себе интересным и познавательным. Это было для меня тогда открытием - что, оказывается, и классики порой писали нескучно!



Collapse )
Авиация

Москва, 1960. Монорельсы в аэропорты

Известия ровно 60 лет назад, от 25 ноября 1960: планы о скоростных монорельсах в московские аэропорты (Внуково, Шереметьево). Трехвагонные подвесные монорельсовые поезда будут ходить как метро, с интервалом 90 сек., но со скоростью 150 км. Планируется первый монорельс построить к 1962 году. Также будут делать окружную монорельсовую линию :)

Collapse )