Меж тем, сегодня исполнилось ровно 15 лет со дня создания блога periskop.su на платформе ЖЖ. Зарегил его в самый короткий день года - по настоянию друга, которого уже почти 7 лет нет в живых.
Задумался вот - а это же ровно полпути от эпохи СССР! И даже чуть больше. В 2005-м, когда я основал блог, от 1991 года нас отделяло всего 14 лет. Ещё не завалили Басаева, не было грузинской войны, мы были моложе и наивнее. А сейчас до эры Советского Союза расстояние уже почти 30 лет. И та зеленая молодежь 1984-86 г.р., которой тогда было 20 и она писала мне в каменты раннего жж всякую максималистскую херню - сейчас она представлена весьма солидными дядями и тётями лет 35-36 и рассуждает сильно иначе и гораздо ближе к моей логике. Зато подросли бодрые и борзые "девяностники", которые совсем не застали Союз, он для них неведомая Атлантида. Время сильно поменялось за полтора десятилетия :)
Сейчас ЖЖ сильно опустел - основная активность перетекла в Фейсбук и Телеграм, но полностью я его бросать не собираюсь. Пусть живет потихоньку. Ну а тем, кто читал или читает - спасибо!
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Интересный выпуск "Железнодорожника" за июнь 1937 г. Начал его смотреть из-за сюжета по отправке паровозов ФД и ИС на Парижскую всемирную выставку, а там оказался целый кладезь коротких сюжетов. Вторым идёт сюжет про запуск первого советского стримлайнера ИС20-16 в регулярку (по ленинградской линии, конечно). Всего таких паровозов было 2 или 3, но они были и до самого начала войны водили поезда Москва - Ленинград. В третьем сюжете про соблюдение расписания тоже любопытные реалии - взятие жезла на большой скорости, диспетчерская работа, нагон отставания. Кстати, за несколько нагонов (6-8 в месяц) тогдашние машинисты могли получить сверх основной практически вторую зарплату, это очень поощрялось и щедро оплачивалось.
Есть сюжет с электричкой из Киевского вокзала, где диктор с гордостью говорит "Проводники в каждом вагоне. Наконец, водворён порядок и на подножках!" (это намёк на вольницу и хаос эпохи наркома Андреева и недавнее пришествие "железного наркома" Кагановича, который был помешан на точном соблюдении расписания). В конце - интерьеры нововведенных тогда "южных курьерских" поездов на Кисловодск и Сочи. До этого момента в СССР было всего 2 курьерских - транссибирский Негорелое-Владивосток и ленинградский "Красная Стрела", который именовался "экспрессом". С летнего расписания 1937 стало 4 курьерских поезда.
Любопытная инфографика из журнала "Советский Союз" за декабрь 1960 г.: какие обьекты и кому строил СССР за рубежом, в рамках всемирного продвижения социализма как правильного строя для общества. Внутри значков цифра - это количество строящихся обьектов по отраслям. Китая, как видите, в списке уже нет - по приказу Хрущева советских спецов отозвали летом-осенью этого же года (1960-го).
Интересно, что Союз экономически активничал не только в "неопределенных" странах, которых можно было потенциально склонить к социализму (ОАР, Индонезия, Индия, Афганистан, Бирма, Эфиопия, Куба...), но и в твердо-прозападных (типа шахского Ирана или враждебной Турции). И разумеется, во всех этих странах работали тысячи, а кое-где и десятки тысяч советских специалистов. Это к тому, когда молодая постсоветская поросль спрашивает - "а зачем у Аэрофлота был рейс в Стамбул (Джакарту, Каир), а у Советских ЖД поезд на Анкару (Тегеран)?" - так вот затем.
Последний министр обороны СССР всё. Особо ничем не запомнился, был на редкость бесцветным военным и на высших должностях в основном администратором. Да, стал последним маршалом рода войск в Союзе. Сыграл большую роль в послеязовском "обездвиживании" Вооруженных Сил СССР и рулил департизацией армии, выгоняя замполитов после Августа-91. Однако особо не активничал, как "Паша-мерседес" Грачев, и в активные ельцинисты не подался. И как говорят поздние источники - по мере сил тормозил вывод войск из западных республик, чтобы это не было обвальным процессом. В минусе у него щедрая раздача арсеналов СА нацреспубликам, где ему пришлось по должности быть "нарезающим металлический торт" (tm). Но есть у Шапошникова и жирный плюс - форсирование вывода ядерного оружия из Украины, Казахстана и Белоруссии и полной концентрации его в России. Причём в момент хаоса и неясностей, т.е. до образования своего министерства обороны в РФ.
Ну что же, участники конца СССР уходят в небытиё. Время беспощадно. Мир праху.
Вышел Разведопрос на канале Goblin. Поговорили о мифологии вокруг железных дорог, в основном политизированной. Строил ли что-то из ж/д Советский Союз? А если да, то как много и что получается в сравнении с Российской империей? (на примере двух интервалов - одинаковые по времени 18-летия 1896-1914 и 1922-1940 и две Мировых войны) Работали ли зэки на строительстве Транссиба до революции или при царях было благорастворение воздусей вольными хлебопашцами? БАМ - это хорошо или плохо, напрасная ли растрата народного труда? Такая ли уж "мертвая дорога" Трансполярная магистраль? И т.п.
PS. Оговорки в речи, конечно же, кое-где имеют место - это совершенно нормальный процесс, когда ты говоришь живой речью практически без шпаргалки в течение полутора часов, поднимая много пластов информации по памяти. Кое-что я дополнил визуальными вставками, т.к. например не помнил на память типы рельс маркировки обр. 1908 г. (как пример).
Очень интересный ролик про Крымскую войну от george_rooke, с массой неочевидных (и не соответствующих шаблонным фразам из учебников), но верных сопоставлений и сравнений. Например, про "фатальное" (якобы) отставание России от всех европейских держав по выплавке металла при позднем Николае I. Или про "решающую" роль прогрессивных штуцеров против гладкоствольных отсталых российских ружей.
Точно подмечено, что к 1850 промышленной сверхдержавой с огромным отрывом от остальных была только Британия, а Франция, САСШ, Пруссия и прочие Австрии были плюс-минус примерно на уровне николаевской России. И про пароходы и их роль тоже верные выводы - что, как ни крути, а к 1853 у всех держав основой флотов были ещё парусники.
Короче, категорически рекомендуется к просмотру или слушанью.
Один из главных прорабов Перестройки Егор Кузьмич Лигачёв доковылял до ста лет и встретил зарю своего второго столетия в умеренном здравии и при ясном уме.
СТО ЛЕТ, КАРЛ! Когда Гитлер напал на СССР, Егору было 21, а когда полетел Гагарин, ему стукнуло уже 41. А основному сетевому населению - т.е. тем, кому сейчас от 30 до 35, он приходится уже даже не дедушкой - а практически прадедушкой!
Энергии у Егор Кузьмича вроде бы и много было, но графитовым стержнем-замедлителем реактора Катастройки он так и не стал. Поползновения были, но после ссоры с Горбачёвым в 1990 году он быстро ушёл в тень и, как образцовый исполнительный советский партиец, "не мешал" (с). Ну и конечно, вспомним недоброй памяти антиалкогольный закон. Егор Кузьмич, опять же, вроде бы базовая задумка была в целом неплоха - но зачем было превращать сие мероприятие в столь издевательское извращение, над советским народом, в самых худших традициях тупоого партийного администрирования? Где была ваша обратная связь, а? Вам, инициаторам, тракторный шкворень в жопу за него!
PS. Очень интересный и живой разговор про разнообразные последствия антиалкогольной кампании был на канале Гоблина в выпуске №2 за 1985 год; рекомендую для тех, кто не в курсе их: https://www.youtube.com/watch?v=Y3iook3XCpA
Сегодня стукнуло 200 лет Фридриху Энгельсу, второму основоположнику марксизма - который всегда был как бы в некоторой тени между первым (Марксом) и третьим (Лениным).
С его произведениями мне пришлось вплотную столкнуться в институте: поскольку учился я в экономическом вузе ("планирование промышленности и материально-технического снабжения"), то наша программа на 1-3 курсах была насыщена классиками и основоположниками. Уже на 1-м курсе, весной 1982 года, пришлось всерьёз грызть Первый том "Капитала" Маркса и помню, он мне дался с трудом. Сложно, заумно и тяжело. Хотя зачёт сдал легко - так как всё же его прочитал, в отличие от 90% своих сокурсников.
На 2-м курсе в программе стоял и "Анти-Дюринг" Энгельса. Он тоже пошёл с трудом, но вот другое его классическое произведение - "Происхождение семьи, частной собственности и государства" неожиданно прочлось легко и непринужденно, и было вполне себе интересным и познавательным. Это было для меня тогда открытием - что, оказывается, и классики порой писали нескучно!
Известия ровно 60 лет назад, от 25 ноября 1960: планы о скоростных монорельсах в московские аэропорты (Внуково, Шереметьево). Трехвагонные подвесные монорельсовые поезда будут ходить как метро, с интервалом 90 сек., но со скоростью 150 км. Планируется первый монорельс построить к 1962 году. Также будут делать окружную монорельсовую линию :)