Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Music:

Берлин-5. Рейхсканцелярия и бункер фюрера

Итак, идя на север от руин Ангальтского вокзала через площадь Потсдамер Плац, мы приходим к очень примечательному в мировой истории месту – как говорили когда-то хлесткой фразой, к «логову фашистского зверя».
Да-да, я имею в виду Новую и Старую Рейхсканцелярии в период Третьего Рейха, а также комплекс правительственных зданий на Вильгельмштрассе, от которых сейчас почти ничего не осталось... но почти – не считается; так что кое-что таки можно показать.

Вот он, угол Фоссштрассе и Вильгельмштрассе, этот знаковый ориентир.
Пойдемте, однако, вглубь этого квартала, и посмотрим.



Самый близкий U-bahn к месту Рейхсканцелярии – это Potsdamer Platz с выходом на Ляйпцигер плац, т.е. северо-восточный выход. И сразу же открывается пустырь «мертвой зоны» у Стены, времен Холодной Войны, а за ним – жилые дома постройки 80-х годов, поздне-ГДР-овской серии. Так вот, те тёмно-серые жилые дома как раз и стоят на месте новой Рейхсканцелярии.


Если подойти поближе и встать лицом к северной стороне Фоссштрассе, то мы окажемся перед той линией, где стояла Neue Reichskanzlei, новая Рейхсканцелярия. Фото как раз и сделано на том месте, где у здания был отступ внутрь.


Давайте отойдем немного подальше влево, приблизившись к Потсдамерплац. Это - то место, где у Рейхсканцелярии был парадный вход, с лейб-караулом войск СС


Вот точный аналог этого же места, но снимок 1939 года, то есть 68 лет назад.

Как видите, все изменилось до полной неузнаваемости, только линия прохождения улицы (Фоссштрассе) осталась неизменной. Рейхсканцелярия была сильно разрушена в боях апреля 1945 г., и три года стояла в руинах, до тех пор, пока в октябре 1948 г. не вышел приказ Главноначальствующего Советской Военной администрации в Германии о сносе новой Рейхсканцелярии и здания старой Рейхсканцелярии на Вильгельмштрассе «под ноль». Здания снесли, но с бункерами во дворе Рейхсканцелярии советские саперы без крупномасштабных взрывных работ справиться не смогли (кстати, как и английские сапёры с зенитными башнями в других районах Берлина).
Большие светлые камни с основания этого здания по приказу Сталина были использованы при строительстве мемориала советским воинам в Трептов-Парке и на Тиргартене, у Бранденбургских ворот (я еще покажу оба этих объекта).
Затем это место лет 30 было пустырем, «мертвой зоной» близ берлинской Стены, с которой никто не знал толком, чего делать, и только в начале 80-х восточные немцы построили тут и далее, по Вильгельмштрассе, жилые дома, целый квартал.
Здание новой Рейхсканцелярии было огромным по длине (почти полкилометра) и построено всего за 12 месяцев. 8 января 1939 г. здание было готово.
Архитектор – Альберт Шпеер.
Вот можно еще про это здание почитать:
http://www.muar.ru/exibitions/exibit103.htm
А это вид на угол Фоссштрассе и Вильгельмштрассе. От угла перекрёстка влево вглубь шло огромное здание Новой Рейхсканцелярии, а вправо – стояло здание старой Рейхсканцелярии.


Стою на этом же месте на Вильгельмштрассе, откуда был снят предыдущий кадр. Если смотреть прямо через улицу, то в самом центре немецкой столицы (!) сохранился вот этот странный квартал с остатками прежнего времени – встроенную в соединение более старую серединку видите? Так вот, тут было Министерство Транспорта (Третьего Рейха). Когда появились эти вот мрачные и облупленные здания, и почему они до сих пор не снесены, я не знаю. Но это - самый центр столицы.


Можно пройти по Вильгельмштрассе на север, до английского посольства, у которого улица перекрыта для проезда вот такими столбами (и до Унтер-ден-Линден напрямую проехать нельзя), то открывается перспектива на бывшую «правительственную улицу». Тут были почти все министерства Великогерманского Рейха, и сейчас от них осталось всего три следа (но зато каких!). Впрочем, о них я расскажу в следующем посте.
А по правой стороне, где те самые серые дома – стояло здание МИД Германии. Затем резиденция Рейхспрезидента, потом старая Рейхсканцелярия. За ней Новая (боковым торцом – где последний серый дом), потом министерство транспорта, потом авиации (Luftwaffe) и еще дальше, уже на углу Принц-Альбрехтштрассе – Главное управление безопасности (РСХА).

А теперь давайте повернем направо и зайдем на зады этих темно-серых домов. Там проходит небольшая улочка Гертруд-Кольмарштрассе, параллельная Вильгельмштрассе.

Пройдя два из четырех домов темно-серой серии, мы приближаемся к другому знаковому месту мировой истории – бункеру Адольфа Гитлера, где он, собственно, и закончил свои дни 30 апреля 1945 г. Вот он, красной чертой на снимке отмечен (то есть, его границы очерчены). Если смотреть прямо, то далее стояло огромное здание Новой Рейхсканцелярии (мы просто совершили круг по району). А вот это место, где мы находимся, называлось Сад Рейхсканцелярии и было для простых смертных совершенно недоступным.


Если перевести взгляд левее, то там сейчас построена автостоянка, причем на мини-холмике. Отчего сделан холмик, я не знаю, но явно, что не просто так. Место непростое. Опять же, далее (по Фоссштрассе) продолжалось длинное здание рейхсканцелярии с тыла, оно тогда полностью закрывало обзор.


Изрядную часть места Сада Рейхсканцелярии занимает небольшой стадион. Думаю, немцы старались превратить этот район в «обычный», чтобы не было нежелательных ассоциаций.


А теперь встанем спиной к Потсдамер Плац и автостоянке на холмике и лицом к бывшему месту нахождения Старой Рейхсканцелярии (Alter Reichskanzlei). Забор стадиона у нас окажется сбоку слева. Красной чертой мною локализовано место выхода из бункера Гитлера (если подниматься прямо из «нижнего» бункера наверх, а не обходить через Vorbunker старой рейхсканцелярии).
Где-то тут и произошло сожжение трупов Гитлера и Евы Браун, скорее всего немного левее, на углу стадиона. По воспоминаниям Эриха Кемпке, шофера фюрера, сожгли тела они примерно в 3 метрах от выхода из бункера.


План бункера фюрера.
Он состоял из двух частей разного времени постройки: Vorbunker, который был построен первым и замаскирован небольшим зданием над ним, стоящим на задах Старой Рейхсканцелярии. Потом был достроен второй, более глубокий бункер, с более мощными конструкциями, которому дали название Führerbunker. Вот там и базировался Гитлер последние две недели существования Третьего Рейха, там шли и все оперативные совещания. В первом бункере базировался Геббельс с семьей, там они с Магдой умертвили своих детей, а потом совершили самоубийство уже наверху, в Саду Рейхсканцелярии, чтобы не тащили тела наверх, цифра 34.
Цифрой 1 показаны личные покои фюрера, цифрой 2 – место его самоубийства.


Если встать на место выхода из бункера (точнее, правее в 10-15 метрах), то видно, что немцы поставили сейчас небольшой стенд с информацией, который сейчас читает несколько человек, случайно (или совсем неслучайно, как я) забредших сюда.
Слева, фасадом на Вильгельмштрассе, стояла Старая Рейхсканцелярия; а по всей поверхности двора этого дома, внизу находятся оба бункера – сначала более глубокий фюрер-бункер, а дальше – фор-бункер.


Информация по локализации бункерной системы Третьего Рейха относительно построек нынешнего Берлина.
Я сейчас нахожусь немного ниже точки 7, где заканчивается улочка Ministerga:rten – там и есть местонахождение выхода из фюрер-бункера. Вверху слева – Бранденбургские ворота, слева – парк Тиргартен, где днем 30 апреля уже шли бои с советскими войсками, а к 15.30 – к моменту самоубийства фюрера – почти весь парк был уже захвачен ими и они вышли к Постдамер Плац и к рейхстагу (его не видно, он выше левого верхнего угла схемы). Сами видите, как близко уже были советские войска от бункера – на расстоянии от 800 м до 1 км.
Цифра 10 – локализация новой Рейхсканцелярии, цифра 14 (и вниз) – министерство авиации, однако Геринга к тому моменту в Берлине уже не было. Цифра 6 – старая рейхсканцелярия. Борман с группой соратников, а также шофер фюрера Кемпке с вице-адмиролом Фоссом и группой стенографисток фюрера прорывались вечером 1 мая к цифре 13, на U-Bahn Моренштрассе, затем они по тоннелю ушли на север, к U-Bahn Фридрихштрассе. Это примерно 20 минут ходьбы быстрым шагом.

Одну из версий реконструкции тех событий вы можете почитать здесь, мне она кажется достаточно обьективной:
http://militera.lib.ru/research/toland1/04.html

Из сохранившегося сейчас (кроме фюрер-бункера) остался еще так называемый «бункер шоферов» (на снимке холмик справа от вьезда в подземную автостоянку), но туда, конечно, не пускают. Это уже ближе к Потсдамер Плац.


Не могу не упомянуть и ценную книжку, благодаря которой я точно смог локализовать основные точки на местности, вот она. На третий день моего пребывания в Берлине мой друг Бодо привез меня в большой книжный магазин Dussman на Фридрихштрассе и я смог ее приобрести (это вообще-то, книжка со сравнительно небольшим тиражом, ее оказалось сложно найти).

Кроме это, в качестве источников я базировался на буклете-схеме, взятой мною в закрытом сейчас музее на Фоссштрассе в сентябре 2006 г. и на карте Берлина 1948 года, которую заснял цифровиком в магазине.

Следующая серия – про министерства авиации (Геринг) и пропаганды (Геббельс), а также про снесенное сейчас здание РСХА (Гейдрих). Все они – на Вильгельмштрассе.
Продолжение следует.

Берлин:
1. Общие впечатления и штрихи
2. Городской транспорт
3. Ангальтский вокзал
4. Потсдамер Плац
Зарисовки: Вокзал-узел Фридрихштрассе, Торговец советской атрибутикой, Вечерние Бранденбургские ворота, Потсдамская солянка
Tags: Берлин, Третий Рейх, архив, уход в историю
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →