Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

В прошлые выходные вместе с коллегами по spbblog посетил Ратную Палату в пригородном Пушкине - где разместился единственный пока в России музей Первой Мировой войны. Называется он "Россия в Великой войне".

Собственно, специализированные музеи по Первой Мировой я видел в прошлогодней тематической поездке от РВИА "Гумбиннен-на-Марне", так что сравнивал концепцию подачи материала именно с ними. Особенно с музеем в Мо, о котором писал отдельный пост. Впечатления от нашенского музея в итоге остались весьма разноплановые, скажем так.

Рассказ о походе - под катом.

Музей Великой войны в Пушкине


2. Идти к музею удобнее всего от Александровского дворца - по Фермской дороге. Уже по пути начинают попадаться интересные места, наводящие на определённые размышения уже заранее. Минут примерно 15 шагать, если не быстрым шагом.


3. А вот и здание, отданное под музей Великой войны - Ратная Палата.


История здания весьма интересная.

Первоначально предполагалось разместить в Ратной палате музей истории побед русского оружия. Основой коллекции стало собрание картин, икон, предметов вооружения и документов по истории русских войн, которое было подарено Еленой Андреевной Третьяковой (вдовой С. М. Третьякова, брата основателя Третьяковской галереи) императору Николаю II на юбилейной Царскосельской выставке 1911 г.

Однако с началом войны с Германией в 1914 г. было решено создать в Государевой Ратной палате Музей Великой войны, разместив в нем галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений.


Это только начало истории.
Пока то да сё - грянул Февраль-1917. Название, конечно, поменялось - и открыли его как «Народный Музей Великой войны 1914–1917 годов». Он просуществовал всего год, и в 1918 г. был закрыт, а экспонаты его были рассредоточены по разным государственным хранилищам, а частично разграблены. Затем здание использовалось всяко-разно: от резиденции Агрономического института и литературного клуба до складского помещения. А в 2010-м решили возобновить тут музей Первой Мировой, как и задумывалось изначально. Открыт музей был к столетию начала войны, в прошлом году.

4. Ладно, в общем, заходим. На самом видном месте нас встречает вдова брата того самого Третьякова, ну и конечно, Государь Император Николай Александрович.


5. Если перевести взгляд напротив, где установочные карты "общего обзора" - то и там Государь на кинохронике нон-стоп. Иногда сам, иногда с цесаревичем.


6. А вот и обобщающая схема-карта. По ней у Российской Империи на старте войны всё было в шоколаде. Конечно, сведений о том, кому принадлежала эта промышленность, куда вывозились прибыли от промышленного производства, а также суммы долговых обязательств тут нет.


Идём, смотрим экспозиции.
У нас хороший экскурсовод, она ведёт группу от стенда к стенду. Рассказывает интересно.

7. Два императора противостоящей коалиции.


8. Если идти в центральный зал влево, то там большой угол униформы воюющих держав. Место нашлось всем основным геополитическим игрокам. Вот, например, кайзеровская Германия. Изречение Вильгельма II подобрано тоже грамотно. Слушая экскурсовода, я стал проникаться современной концепцией Великой Войны: оказывается, в возникновении войны виновата именно Германия! Больше никто.


9. Впрочем, стенды с формой стран-участников вполне интересны. Рассматривая их, подмечаешь много любопытных деталей.


10. Казаки в Российской Императорской армии.


11. Отведены свои стенды и для униформы Императорского флота. Точней, там не только форма, но и знаки различия, и наградное оружие. Образцы кортиков и т.п.


12. Здесь же - парадные морские мундиры Государя Императора (Николая II, конечно).


13. За "флотскими" стендами - авиационные. Кстати, вполне себе интересные - а то российские авиаторы Первой Мировой традиционно остаются в тени.


14. Возвращаемся к "форменным" стендам. Это не оригинал, а реплика, как написано у стенда. Но всё равно интересно видеть предтечу как формы РККА эпохи Гражданской войны ("будённовки", "разговоры"), так и сталинских погон Великой Отечественной обр. 1943-го. Вот он их откуда заимствовал - причём с точностью до мелких деталей (образец шитья, размещение, размеры и форма звёздочек).


UPD. Многие сомневаются в реальном существовании такой формы. Но в музее её происхождение никак не объясняется.

15. Есть и образцы лёгкого стрелкового оружия эпохи.


16. Выше стенов с униформой - возвышение. Это специальная часть экспозиции музея с георгиевскими кавалерами и посвящена Георгиевским наградам - орденам и крестам. В принципе, очень неплохая задумка, мне понравилось.


17. На стене укреплены два больших стенда с портретами наиболее отличившихся Георгиевских кавалеров.


18. Образцы наград и реконструкция полного Георгиевского банта.


19. Портреты Георгиевских кавалеров дублируются бегущей строкой сбоку, кратко повествующей об их фронтовых подвигах, которые были отмечены награждениями.


20. Вот примерно так (снята только первая стадия информации, с фамилиями). В целом, я воспринял эту часть очень позитивно: сделано наглядно, и дефицит публичной информации о таких бойцах очевиден. Как ни крути, а о героях Великой Отечественной мы знаем во много раз больше.


21. В огромный плюс музею я бы записал хорошее техническое оснащение: большие интерактивные доски с массой информации, выбираемой по меню. В плане юзабилити сделано очень качественно, пользоваться ими приятно. Можно довольно долго изучать фактуру по таким доскам.


22. Другая доска - с операциями Великой войны. Кстати, тут концепция возникновения войны - ближе к традиционной и привычной нам, нежели озвучивала наша экскурсовод.


23. Доска работает как тач-скрин, и кроме того, ею могут одновременно пользоваться 2-3 человека, стоящие в разных её секторах.


24. Можно не только читать описания операции и смотреть портреты командующих, но и вызвать на экран карты и рассматривать их. Это важно, так как на "бумажных" картах в музее заметно сэкономили, их там совсем немного.


25. Интерактивные доски стоят и у других тематических стендов. Вот, например, у стендов истории авиации. Есть возможность вызывать и короткие видео.


26. Затем надо из главного зала идти по длинному отростку-галерее, вдоль него размещены другие экспонаты. Часть из них сгруппированы в тематические подборки. Однако по годам и периодам войны, как в музее Мо, разделения экспозиции нет. Она как бы вся составлена "в общем".


27. В одном из "узлов" стоит Форд - ровесник эпохи войны.


28. Полевые кухни того времени. Нам объясняют принцип работы.


29. Интересный экспонат - кружка для сильно усатых :)


30. Образцы касок, шлемов и сапог. Там ещё несколько таких тематических коллекций.


Однако самое сильное впечатление в музее осталось от маниакального упора на императора Николая, его семью и цесаревича Алексея. Пока мы шли, я в разных местах с удивлением отмечал фиксацию состава экспозиций именно на них. Мундиры, портреты, снова мундиры, экраны, плакаты и проч. и проч. По моим примерным прикидкам, около четверти или 1/5 музея посвящено именно персоне Государя Императора или его роли в событиях войны, или великим княжнам, или цесаревичу. Это было настолько натянуто, что я начал искать хотя бы один персональный портрет - хоть где! - первого Верховного Главнокомандующего войсками в той войне вел.кн. Николая Николаевича. И что вы думаете? Нигде нет!

31. Ниже Георгиевской галереи сделана специальная экспозиция "Николай - Верховный Главнокомандующий". Вот тут, за стеклом.


32. Здесь реконструирован его рабочий кабинет, предметы быта и мундиры. Его и цесаревича.


33. Рядом - интерактивный стенд с аналогичным названием.


34. Напротив стоит другой стенд, со сведениями о его семье во время Великой Войны.


35. Там же, дальше - целая выставка мундиров великих княжон с символикой разных полков и прочих предметов, им принадлежащих. Маленький мундир - цесаревича Алексея. Она любопытна, конечно - но вот к ведению войны имеет очень отдалённое отношение.


36. Специальная доска посвящена и цесаревичу Алексею.


37. Короче, абсолютный николаецентризм в полный рост! Ощущение, что его больше тут, чем всех остальных, вместе взятых. Кроме того, я нигде не увидил подборки/ портретной галереи командующих фронтами. Странно...


Уже после экскурсии у меня состоялся такой диалог с экскурсоводом:

- Скажите, я вот видел такой подробный стенд "Николай II - Верховный Главнокомандующий". Там всё так подробно и море фотографий с пояснениями. А где можно посмотреть про остальных Главковерхов русской армии?
- А кто именно вас интересует?
- Ну как это? Ведь в войне было аж восемь Главковерхов - семь утверждённых и один исполняющий обязанности! Где их галерея?
- Музей физически не может охватить все темы. Вот сами посудите, вы что-то знаете про русский Экспедиционный корпус во Франции? Мы его не могли никуда вместить.
- Кое-что знаю, конечно. Хотя не претендую на многое. Но я о другом. Вот смотрите, у вас есть электронный стенд про Николая-главкома. Так?
- Так.
- А ведь даже в "императорский" период войны был первый Главнокомандующий - Николай Николаевич. Где я могу что-нибудь почитать-посмотреть про него, например? Ведь и в его бытность были победы - скажем, Галицийская операция осени 1914 года. Он больше года командовал всеми вооружёнными силами! И нигде нет даже его портрета!

- (поняла, наконец, суть подвоха и немного смутилась) Ой, вы знаете, я концепцией не занималась, это работа других людей. У нас вот такая концепция, это уже не мои полномочия. Да и снят он был за польское отступление.
- Снят, да. А Николай? Сшиблен с престола либералами и тут же отрёкся. А ведь в электронный стенд вполне и легко можно было поставить Н.Н., первого главкома. Там не нужны дополнительные площади, в электронику. Ведь так?

Другими главкомами после отречения Николая я её уже мучить не стал - а то, не дай Бог, прапорщик Крыленко им будет сниться. Ну и про себя подумал: "Дааа.... А если бы была галерея Главкомов, с точными датами пребывания на посту - картинка у вникающего в историю этой войны была бы радикально иная - пришлось бы о многом призадуматься".

Короче, увидел в музее снова привычные грабли Суслова - Епишева, только в ином, современном, обличье.
Что же касается конца войны и вообще периода после Февраля-17 - то он не отражён почти никак. Как будто бы его и не было. Только и напоминает о нём пара плакатов и роспись на стене. Ну и стенд с операциями, в георгиевском зале. Только там о тех операциях можно отыскать сведения, если порыться.

38. Ну что, поход окончен. Пора домой...


Общие выводы:
а) в музее много интересного и малоизвестного
б) огромный плюс - интерактивные доски
в) явный вывих и фиксация на николаецентризме.

Идти или нет?
Тем, тему интересна эта эпоха - идти безусловно.
Но фильтруя информацию.

Как-то так.
Tags: Российская Империя, анализ, военная история, идентичность, напёрсток, размышлизмы
Subscribe

Posts from This Journal “Российская Империя” Tag

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 123 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Российская Империя” Tag