Самый большой кошмар для меня - влажная жара. Она обессиливает. После неё, по степени негативности восприятия, идут картинки "селёдочных" пляжей из советских глянцевых альбомов. Непонятно, почему этими картинками гордились и ставили их в такие книжки. Они меня всегда приводили в ужас и я ещё с детства никак не мог понять - что в этом хорошего, давиться в жару на ограниченном месте у моря с такой жуткой плотностью? Кроме этого, валяться на пляжу ещё и банально скучно. Был ещё и третий фактор - наглые продаваны разных мастей, для которых курорт есть пищевой кормилец. Поэтому психологически я всегда избегал городов-курортов. Были, конечно, немногочисленные исключения (Ялта-83, Керчь-91, Крит-05) - но они лишь подтверждали правило: не суйся на курорт в сезон, там - ужас! Причём ужас не тихий, а вполне себе громкий.
И вот, в начале июня этого года я впервые в жизни оказался в Сочи. Не по делам отдыха, но тем не менее. Было любопытно взглянуть на город свежим взглядом, проникнуться его характером и попробовать вычислить закономерности. Сразу скажу, что речь в посте пойдёт только о центральной части Сочи, которую многие отдыхающие не посещают вовсе, сразу разъезжаясь по пляжным окраинам. Это прямоугольник примерно от парка "Ривьера" до Дендрария. Адлер и олимпийские сущности я не посещал вовсе, оставив их на потом. Советские спальные окраины, где живёт курортная обслуга, питающаяся маржой с приезжающих курортников - увы, тоже. Вторые просто не успел. Старого советского Сочи, равно как и доолимпийского постсоветского, я тоже не видел - и поэтому базы для сравнения "стало лучше-хуже" у меня нет. Всё наблюдал с чистого листа.
А теперь давайте проникнемся городом Сочи, в котором, согласно песне, "темные ночи" :)
2. Как вы помните, я сюда прилетел напрямки из Питера. Приземлился в Адлере, на аэроэкспрессе достиг вокзала Сочи. И первое резкое отличие - это запахи. Они тут абсолютно иные. Терпкие, своеобразные и сразу же погружают в иную реальность. При этом, температура тут была вполне комфортная - около +23° вечером. А в Питере, когда я вылетал - +25°. Город и окрестности, кроме того, является единственным небольшим кусочком субтропиков в климатически северной России, с пальмами и прочим таким. Больше у нас такого нигде нет.
3. Второе психологическое наблюдение - здесь меняется настрой. От делового - к расслабленному. Влияет всё окружающее в целом. Где-то через час пребывания возникает внутреннее желание на всё плюнуть, засесть где-нибудь у моря, заказать вина с барашком и вкушать трапезу, не думая ни о чём серьёзном. А может, ещё и с деффками затусить, коих там много и они тоже в соответственном настрое. Причём происходит это изменение настроя даже поневоле, к вашему первоначальному состоянию :)
4. Различие в темпе жизни, надо признать, со столицами разительное - тут вообще мало кто в суете бегает. Все расслабленные, спокойные. Идут медленно, никуда не спешат, фланируют вальяжно. Парочками, в одиночку, семьями, молодёжными компаниями. Кто как.
5. Люди в принципе никуда не торопятся, не спешат. Причем - ни вечером, ни днем, ни утром.
6. И даже к вокзалу фланируют не спеша :)
7. Третье наблюдение - невероятная степень "зелёности" центра. Всё буквально утопает в ней, она подбирается к пешеходу со всех сторон. Очень приятное качество.
8. Будете смеяться, но и платформы главного вокзала - все в зелени! Несмотря на контактную сеть и многочисленные провода.
9. Парковая приморская зона и памятник основателю Сочинского курорта А.С. Ермолову, министру земледения и госимуществ Империи. Сперва было я подумал, что памятник другому Ермолову, более известному на Кавказе, но подойдя поближе, прочитал, что это не тот. Потом почитал по нему ещё - оказалось, что он основатель не только Сочинского курортного кластера, но и Сестрорецко-Зеленогорского у Питера, по северному берегу Финского залива. Именно при нём отвели для куротной застройки эту полосу.
Главный приморский променад
10. А теперь мы спускаемся от более высокой части Сочи к главному приморскому променаду, который психологически формирует темп и своеобразие тамошнего бытия.
11. Больше всего променад любопытен тем, что на нём можно встретить за ограниченное время наблюдения все основные курортные типажи ("мачо-соблазнитель", "грузын-приставан", "джоконда класса я не такая, я жду трамвая", "знойная дэвушка, готовая к...", "яжымать с выводком", "бабушка-забота-квохча", "пронырливая торговка", "может быть, жулик" и проч.). Это тем более интересно, что идут они медленно, вальяжно и всех можно созерцать в их естественном состоянии.
12. Променад проходит прямо через зоны кафешек-ресторанов, которые построены на "красной линии". Удобно :)
13. Буквально рядом, чуть ниже - сразу и пляжи. Ну совсем удобно! Как мне сказал бармен одного из кафешек, "вот ты сейчас сидишь в тишине и на море мало купаются, но совсем скоро тут яблоку будет негде упасть и шум-гам неимоверный!". Верю! Поэтому я в сезон и не на курортах.
14. Советская "Жемчужина"-корабль, где вскоре состоится "Бархатный шансон года" от одноимённой радиостанции. Внизу вдоль променада - торгово-сувенирный рыночек.
15. В ассортименте летнего шмотья преобладают полоски. Что интересно - торговки тут тоже вальяжны, спокойны и ведут себя совсем не по-стамбульски и не по-ташкентски. Видимо, пресыщены клиентами.
16. И много Путина. Глядя на эти футболки, мне сразу вспоминаются непримиримые интернет-борцуны со "сранорашкой", гордо носящие на аватарках его же. "Ехал путин через путин, путин-путин-путин-путин" :)
17. Вдоль променада попадается много забавного кича, который напоминал мне Одессу близ Аркадии.
18. В общем и целом, главный променад - колоритное место, которое быстро покажет вам сочинские курортные типажи и выдаст местные тайны, при определённой наблюдательности :)
19. Курортный типаж у морвокзала, где стоят бронзовые Геша Козодоев-Миронов и Лёлик-Папанов.
20. Ещё меня там постоянно преследовала "барабуля". Нет, не одесско-херсонская барабулька, а именно "барабуля".
21. Она тут везде.
22. Кошмар! Никуда от неё не скрыться. Так и не успел её попробовать. Скажите, что она из себя хоть представляет?
23. Что несколько удивило - многочисленные "акции" с халявным вином к штатной жратве или наоборот, с халявной жратвой к алкоголю. Интересно, это потому, что начало сезона и публика ещё не активна, нужен разгон спроса? Или в разгар сезона такое тоже есть?
24. Гнездо сочинских зрелищ.
25. Пресловутый краснодарский чай. После 1993 года его ни разу не пил. А тут его ажно и рекламируют.
Монетизация
Что ещё поражает в Сочи? Это степень его монетизированности и уровень цен. Настоящий "город-пылесос". Первое соприкосновение с ними у меня произошло через полтора часа после приезда, вечером - когда я сунулся в "Магнит" на перекрёстке неподалёку. Казалось бы, "народная" сеть и уровень цен там должен быть сходным с питерским. Но нет: когда я стал смотреть ценники товаров на полках, был удивлён - молочка примерно на 10% дороже, чем у нас, мясо - на 15-20%, и так далее.
26. Ещё больше я удивился на следующее утро, когда стал спрашивать цены на фрукты у придорожных бабок. Черешня, клубника стоила столько же и даже немного дороже, чем в Питере привозная за полторы тыщи километров (!!!). Нет, я конечно допускаю вероятность того, что в отдалённых и пролетарских районах Сочи это всё дешевле, но в Центральном районе уровень цен сильно озадачивает.
27. Монетизировано всё и вся, любой плевок. Когда садишься на теплоход на прогулку по морю - даже и там первым делом идёт объявление по трансляции, что "кто хочет сфотографироваться со штурвалом в рубке - это стоит столько-то". И т.д.
28. По всему городу разбросаны вот такие экскурсионные киоски. Они однотипны и вносят свою лепту в облик города. Экскурсий много, но и там господствует та же всеобщая монетизация - зачастую тебе объявляют не все платежи в ходе экскурсии, и ты можешь узнать о них задним числом, по факту.
29. Неплохо Сочи зарабатывает и на такой специфической нише, как конгрессная деятельность. Исторический бренд города как неформальной "курортной столицы" сам по себе значит довольно много, и инфраструктура тоже есть: понастроено большое количество шикарных отелей наиболее престижных сетей. Как мне говорили местные, "конгрессный" нон-стоп здесь длится около полугода - я вот, к примеру, был на транспортном бизнес-форуме, неподалёку проходило какое-то мероприятие Норникеля, а Роснефть и ассоциация каких-то строителей готовилась к следующему. На эту категорию визитёров ориентировано немалое количество и ресторанов, и сферы услуг.
В общем - в Сочи для комфорта надо много денег. Этот город не для нищебродов. Что же касается застройки, то Центральный район на редкость уныл в архитектурном смысле. Если упростить, он представляет собой смешение шикарных отелей, особняков с глухими заборами, самстроя в свободных углах и частного сектора. Жилые многоэтажки - где-то на окраинах. Всё это перемешано с торговлей - как хаотической, так и сетевой и разбавлено местами вкушения зрелищ курортниками и госучреждениями в стиле "туркострой". Всё. Правда, сквозь современные наслоения и уплотнительные застройки проглядывается парковая сталинская планировка города-для-здоровья и точечные шедевры эпохи послевоенного черноморского "золотого века" (и вокзал и морвокзал к ним относятся).
Застройка
30. Вот типовой пример заполнения сочинского пространства. Отели как ориентиры и центры притяжения, немного общественных зданий (тут - цирк), особняки и налепленный плотно самстрой.
31. А это - вид того же места в полночь. "Город-праздник" летом каждый день гуляет. Поводов - море. Тем более и море рядом :)
32. Очень большой след в городе оставила Олимпиада и колоссальное вливание в инфраструктуру, связанное с её проведением. Да, основной спорткластер сосредоточен в Адлере, близ абхазской границы - и тем не менее, остальному Сочи досталось немало. Знаков 2014 года в городе много, но не меньше и новых дорог, развязок, переходов и проч.
33. Вот тут идёт в тоннель т.н. "дублёр Курортного проспекта", поэтому от улицы Титова остались рожки да ножки.
34. К следам Олимпиады-2014 можно отнести и систему городской навигации, которая попадается во многих местах.
35. Из разговоров с местными сочинцами выяснилось, что многие всё же таким вливанием недовольны: дескать, понастроили отелей, всяких свечек и изничтожили красивый зелёный город, который задумывался после войны. Вот на этот вид с катера мне сказали, что раньше было без тех домов на заднем плане, только с морвокзалом. "Испоганили и изуродовали наши виды на горы". Как было раньше, я не могу оценить, ибо видел всё впервые.
36. Морской фасад Сочи выглядит на протяжении сильно вытянутого города довольно однообразно и примерно так.
37. Олимпийские деньги принесли не только дороги и развязки, но и кичёвый туркострой, достойный Ашхабада, Казани или Астаны. На фото как яркий пример - местное УВД Сочи :)
Транспорт
38. Водный транспорт, трафик которого по Чёрному морю был очень мощный и разнообразный в советские 1960-1980-е, сильно архаизировался. Сейчас он почти вымер. Есть отправления на Батуми (международное, дорогое) - на "Кометах". Есть 1 рейс на Новороссийск, ею же. Раньше был паром с Турцией на Трабзон, сейчас его не увидел. Всё. Остальное межкурортное сообщение давно вымерло.
39. Городской же транспорт неприятно удивил. К моему удивлению, оказалось, что никакого электротранспорта тут нет вообще! Хотя, конечно, для сочинского рельефа неплохо бы подошли троллейбусы. Основной местный трафик на себя берут "долмуши" а-ля окраинный Стамбул, которые кучкуются стадами, и большие автобусы.
40. Поэтому на остановках по оживлённым магистралям часто автобусная мешанина, один другому мешает, подъезжая. Выхлопы и вот это всё. Странно, что огромное бабло на инфраструктуру мало сказалось на оптимизации общественного транспорта такого важного города России. Какой-то каменный век, чесслово...
41. Никак не работает на внутренний трафик и железная дорога, которая пронизывает насквозь всё побережье. Хотя можно было бы задействовать как-то местные челноки-электрички. Элок немного и они не сильно задействованы в пассажирообмене. Вот тут схема всех маршрутов центра Сочи, можно посмотреть.
42. Большой автобус идёт по Курортному проспекту.
43. Вот, кстати, классический открыточный вид, который я не раз видел ещё на советских открытках 1970-х. А спустя 40 лет увидел и самолично :)
44. Вообще, с автомобилями в Сочи напряжно. Они тут весьма наглые, особо уступать не любят и заполняют всё доступное пространство. Даже тихие улочки напротив особняков заставлены железными повозками и сильно сужают проезд. Также, здесь заметно больше, чем в Питере, распространены все виды автопонтования. Возможно, сказывается ментальность Юга.
45. Приметы приграничности, как ни странно, тут выражены очень слабо. Хотя граница совсем рядом, в Адлере. Вот, одна из немногочисленных примет - корабли береговой охраны в гавани Морвокзала.
Специфика города ещё и в том, как мне сформулировал один местный житель - "мы тут полгода живём, а полгода существуем. Зима тёплая, но никакой активности нет". Однако сейчас начал развиваться зимний кластер. Что из этого выйдет, покажет будущее.
46. На десерт, немного классических видов центра. Субтропический Ленин в окружении пальм и элитных жилых высоток.
47. Летний театр, наследие "золотого века Сочи".
48. Художественный музей.
49. Монумент архангела Михаила на развилке Курортного проспекта - он идёт прямо, а вправо отворачивает ул. Горького, к вокзалу.
* * *
Вообще, за речкой я углядел довольно большой жилой район вдоль ул. Гагарина, где тоже хотелось походить и увидеть некурортный облик города - как устроены дворы, о чём говорят объявления, какие названия у магазинов и вообще, какова там атмосфера. Но не успел. На отдельные посты тянули бы и Дендрарий с парком Ривьера, которые обрамляют центр с разных сторон. Но это не моя тема. Так что следующий пост будет - обзор двухэтажной "Северной Пальмиры" :)
Journal information