Из Китая в Ригу впервые в истории направляется тестовый контейнерный железнодорожный состав. Поезд отправился из китайского города Иу (Yiwu) в четверг, 20 октября и прибудет в столицу Латвии в начале ноября. Маршрут состава - Иу - Забайкальск - Рига, протяженность маршрута - 11 066 км. В Риге составу обещают устроить торжественную встречу на центральном вокзале.
Больше фоток тут
И к этой же теме, почему вдруг всплыл такой маршрут (от BBC.com):
[...] На фоне оттока российского транзита из Прибалтики власти Латвии начинают "охоту" за китайскими и белорусскими грузами. Первый поезд из Китая в Латвию отправляется уже на днях. Успех проекта - вопрос выживания для местных портов.
Латвия зависит от российского транзита, и сегодня этот факт - в большей или меньшей степени - признают все вовлеченные стороны. Также все стороны признают: Россия закрывает ту часть "окна", которое было "прорублено" в Европу через Прибалтику.
Существовавшая веками система, при которой российские грузы шли на запад через Латвию, Литву и Эстонию, исчезает на глазах. Россия заменяет Прибалтику на Приморск, Усть-Лугу и Санкт-Петербург, причем процесс выглядит перманентным. На что Прибалтика заменит Россию, пока непонятно.
Беспокойство усилилось после того, как в российских СМИ появилась неофициальная информация, что все российские грузы будут переориентированы в отечественные порты уже к 2020 году - со ссылкой на источники, "близкие к совещанию, которое провел специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов". Все знали, что это произойдет, но никто не думал, что столь быстро.
"2020 год - это новость, конечно. Но я не вижу политики, я вижу экономику. Если в России развита инфраструктура, то ею надо пользоваться. По цене это более выгодно, так как в России оплата происходит в рублях, а тут - нет", - сказал Русской службе Би-би-си экс-министр сообщения Латвии Анрийс Матисс.
Обещали - уходят
О том, что "Транснефть" собирается переориентировать транзит нефтепродуктов из прибалтийских портов в российские к 2018 году, было известно уже давно. Это - единственная дата, которая называлась официально, и все выглядело вполне органично: кризис, война санкций, падение курса рубля и незагруженная инфраструктура в Приморске.
Однако нефтепродукты составляли треть грузооборота латвийских портов в 2015 году. Для Вентспилсского порта это примерно 60%, для Риги - четверть. Большинство нефтепродуктов идет в Латвию из России, и за первые восемь месяцев этого года объемы транзита действительно упали на 22%.
Объемы железнодорожных перевозок за первую половину 2016 года тоже сократились примерно на 20%. Для Таллиннского порта наливные грузы составляют около 60% от грузооборота, для Клайпеды - 20%. В этих портах объемы наливных грузов в 2016 году уже упали на 20%. Если российская сторона продолжит придерживаться обещанного курса, то через полтора года латвийские порты потеряют треть оборотов, и заменить их пока нечем. А еще через три года, если информация про 2020 год окажется правдой, потери удвоятся.
[...] Еще три года назад об этом же предупреждал Всемирный банк: в период с 2000 по 2012 год объем перевозок в регионе Балтийского моря вырос почти в два с половиной раза. Вместе с ним выросла и доля российских портов - с 25% до 60%. Доля Таллинна, Клайпеды и Вентспилса резко сократилась. Для Вентспилса это падение с 27% до 9%. По мнению Всемирного банка, Россия и в дальнейшем будет наращивать мощности собственных портов, в то время как латвийским портам надо готовиться к снижению оборотов.
На фоне войны санкций к стратегическим целям российских транспортников прибавилась неблагоприятная экономическая ситуация и упавший курс рубля. Согласно данным Ассоциации морских торговых портов РФ, за первые восемь месяцев 2016 года объемы перевалки наливных грузов в регионе Балтийского моря выросли на три миллиона тонн. А в портах Латвии, Литвы и Эстонии они сократились более чем на шесть миллионов тонн. То есть спад в Прибалтике лишь наполовину объясним переориентацией на российские порты.
Битва за китайский транзит
[...] По словам Таварса, Латвия сможет компенсировать примерно половину российского транзита, однако для этого придется сильно постараться: учитывая уход россиян, местные порты начинают настоящую битву за китайский транзит. И если, например, для Клайпеды, которая обслуживает в основном белорусов и не сильно страдает от российской переориентации, китайские проекты были бы приятным бонусом, то для портов Латвии это вопрос выживания.
Китай вкладывает сотни миллиардов в развитие инфраструктурного пояса через Евразию, частью которого станет железнодорожный коридор - Новый шелковый путь. Один из маршрутов проходит через Белоруссию, создан индустриальный парк "Великий камень". Предполагается, что часть китайских грузов будет приходить туда. А вот куда они будут идти дальше - вопрос.
Вариантов несколько, самый популярный - по железной дороге в Польшу. Однако в Латвии считают, что из Минска китайский транзит мог бы направляться в Вентспилс или Ригу. В Литве, само собой, полагают, что Клайпеда подходит больше, тем более что сотрудничество с Белоруссией в транзитной сфере давно налажено.
В Латвии тихо радуются тем трениям, которые нарастают между Литвой и Белоруссией в связи со строительством АЭС - это автоматически дает преимущество конкурентам. Обе страны по очереди пытаются обаять потенциальных партнеров и готовят предложения, от которых сложно отказаться.
(целиком - на сайте BBC, большая статья)
PS. И при любом раскладе, перетяжка грузопотока "на себя" - это через Транссиб или через Казахстан - Южный Урал - московский узел. Иных вариантов не просматривается, т.к. "политический" путь через Грузию, а тем более через Украину - выстрел в голову самим себе.
Journal information