Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Продолжаю показывать избранное из газет 20-летней давности. Одной из интересных тенденций тех смутных лет была тяга к отрицанию всего того, что принесла перестройка, плавно перешедшая в катастройку. Причина, в общем-то, лежала на поверхности. На глазах у людей, всю свою сознательную жизнь привыкших к стабильности и постепенному возрастанию достатка, рушились все устои прежнего общества, стремительно возрастал криминал, межнациональные войны и прочие "прелести" новых времён. Неудивительно, что начались призывы к реабилитации тех деятелей, которые олицетворяли стабильность в тех или иных союзных респуликах и которых наиболее рьяно разоблачали "перестройщики". Эта тревожная тенденция по мере сил клеймилась центральной печатью, находящейся в руках штатных идеологов типа А.Н.Яковлева. Статья в номере "Известий" от 7 января 1991 года приведена под катом. Интересна и её лексика: "...с каким трудом ведут борьбу узбекские демократы борьбу с авторитарно-бюрократической системой...". Кому интересно - знакомьтесь.
Очень положительным впечатлением от январской поездки "Западного направления" был музей техники Вадима Задорожного близ Красногорска. Слышал я о нём много, видел и подборки снимков у френдов, но как-то не осознавал - без личного впечатления - размеры и уникальность коллекций. Два года назад amilkar1976 чуть было не привёз меня туда из авиационного Монино, однако мы попали в сильную многочасовую пробку на востоке столицы и поездка не состоялась. Сейчас же, посетив его в реале, был не просто по-хорошему восхищён, но даже и удивлён: за какие-то 6 лет, практически "с нуля", возник такой монстр, сопоставимый с большими европейскими техническими музеями (скажем, с таким немаленьким, как Нюрнбергский ж/д музей). Судите сами: появился он как коллекция авто-ретро в 2004 году, а уже в 2008-м не просто расширил свой охват до авиации и декоративно-прикладного искусства, но ещё и въехал в огромное здание с расположенной рядом здоровенной открытой площадкой. Причем, там не какое-то хаотическое нагромождение, а тщательно (и даже филигранно) отреставрированные экспонаты, разделенные по тематическим коллекциям - лимузины и первые автомобили Советского Союза, мотоциклы военной эры, самолёты СССР и бронетехника военного периода, автомобили США и Франции периода 1930-х - 1950-х, предвоенные автомобили Третьего рейха, коллекция "сталинского" фарфора и многое другое. И всё это - без идеологизации (в любую сторону), без умолчаний и лакун, аккуратно подписанное, в хорошо вентилируемом и чистом здании, с большим сувенирным магазином, безупречными туалетами и т.д. Имеет свою мощную реставрационную мастерскую, через которую проходят авто-мото-авиаэкспонаты.
В общем, по нынешним временам - настоящий феномен! Которые мне пока до конца не понятен - как он сумел появиться и так высоко подняться. Я это говорю совсем без преувеличения. Это, надо, конечно, видеть. А всем гостям столицы, особенно из Украины, Белоруссии, дальних весей и других мест экс-СССР - настоятельно рекомендую. Получите много больше удовольствия, чем от походов по перенаселённой, перегруженной и довольно тяжелой сейчас для восприятия Москве. Вот так выглядит на дороге указатель на музей, крыло с пропеллером:
Ниже - немного снимков этого феномена, без попыток отразить полноту коллекций. Просто, для понимания масштаба и общего впечатления.