Стамбул. "Азиатский" вокзал Хайдарпаша
Есть в Стамбуле и азиатский вокзал, стоящий на восточном берегу Босфора - Хайдарпаша (Haydarpaşa). Он младше своего европейского брата Сиркеджи на 20 лет, зато заметно его крупней. Собственно вокзал тоже проектировался немцами - Отто Риттером и Гельмутом Куно, и построен на искусственном насыпном полуострове, в 1906-1908 годах. С двух сторон его окружают пристани босфорских паромов, поэтому удобней всего туда попадать из центра города именно водой.
* * *
Вокзал Хайдарпаша - "сын" большого геополитического проекта под названием Bagdadbahn. Это было то время, когда пассионарные немцы под водительством молодого кайзера Вильгельма II лезли буквально во все мировые щели, чтобы транслировать влияние своей державы и грамотно вкладывать средства Второго Рейха в перспективные проекты. Увядающая Османская империя, в отличие от империи Российской, в тот момент уже не имела сил строить крупные проекты сама, поэтому немецкая концессия была очень кстати - для того, чтобы соединить плохо связанные куски огромной страны воедино. И, если бы не Первая Мировая, быть бы Хайдарпаше имперским вокзалом с маршрутами поездов, которые сейчас звучат для нас экзотически - на Багдад, и далее к побережью Персидского залива; на Иерусалим, Медину, Дамаск и Каир (с пересадкой в Сирии на узкую колею). Но - не сложилось, и вокзал после распада империи стал занимать более скромную роль. Да, и так бывает в истории...
"Морской" фасад вокзала, со стороны Босфора
( Collapse )
* * *
Вокзал Хайдарпаша - "сын" большого геополитического проекта под названием Bagdadbahn. Это было то время, когда пассионарные немцы под водительством молодого кайзера Вильгельма II лезли буквально во все мировые щели, чтобы транслировать влияние своей державы и грамотно вкладывать средства Второго Рейха в перспективные проекты. Увядающая Османская империя, в отличие от империи Российской, в тот момент уже не имела сил строить крупные проекты сама, поэтому немецкая концессия была очень кстати - для того, чтобы соединить плохо связанные куски огромной страны воедино. И, если бы не Первая Мировая, быть бы Хайдарпаше имперским вокзалом с маршрутами поездов, которые сейчас звучат для нас экзотически - на Багдад, и далее к побережью Персидского залива; на Иерусалим, Медину, Дамаск и Каир (с пересадкой в Сирии на узкую колею). Но - не сложилось, и вокзал после распада империи стал занимать более скромную роль. Да, и так бывает в истории...
"Морской" фасад вокзала, со стороны Босфора
( Collapse )