November 28th, 2013On this day in different years

Уссурийский тигр

1913-1963 и 1963-2013: замедлился ли прогресс цивилизации?

В посте "50 лет выстрелам в Далласе" я в конце высказал одно наблюдение, которое внезапно, оттеснив основной топик, почему-то задело часть публики и стало предметом яростных споров и опровержений:
...И вот ещё что поневоле думается, глядя на все эти снимки: как резко замедлился прогресс цивилизации.
Между 1913 и 1963 годом разница невероятная - в скоростях, технологиях, всём техническом окружении человека, да и его образе.
Между 1963 и 2013 годом разница, в сущности, невеликая. Уже и самолёты похожи, и машины особо не претерпели изменений. И даже одежда людей не сильно трасформировалась.


Меня обвинили не только в принципиальной неверности подхода (на очевидный факт торможения прогресса), но ещё и стали приписывать неправильность взятия интервалов для сравнения. Короче, возбудились не на шутку - и некоторые даже истерично, с обвинениями в невежестве.

"Техника-Молодёжи" за июнь 1941 г., обложка
(номер журнала посвящён космическим полётам)

Но. На мой взгляд, этот факт совершенно очевиден любому непредвзятому человеку, не очарованному текущим наступлением "цифры", лайками, тачскринами и вай-фаями, и не живущему сиюминутными суетливыми трендами. Достаточно честно проанализировать сравнительное положение мира на момент начальных-конечных точек интервала и взять производную из развития человечества.

Понятно, что радикальное ускорение прогрессу придали две мировые войны. Они обе прошли в первом интервале.
А замедление - это итог исчезновения второго центра геополитической конкуренции и фундаментальной науки - СССР. Оно произошло во втором интервале.

Фактически, с конца 1980-х мир развернулся в сторону гедонизма, спекулятивных искусственных финансовых инструментов и эгоистического потребления, в противовес предыдущей эпохе, отдававшей приоритет познанию и конкуренции знаний и технологий. И даже IT-отрасль, которая сейчас является одним из главных локомотивов развития, расходует не менее 4/5 своего возможного потенциала на консьюмеризм, одноразовость, сознательное оглупление уровня программных продуктов и ухудшение качества бытовой техники - в строгом соответствии с приоритетом повышения текущей нормы прибыли.

В разоблачении факта "торможения" критики уцепились за медицину, связь и микроэлектронику - большие отрасли, да, но которые являются только частью общей картины состояния ноосферы. Писали целые простыни, что сейчас в медицине введено нового - и при этом скромно забыли сравнить медицину 1913-го и 1963-го. Связь 1913-го и 1963-го. Короче - типичный избирательный подход. А уж предъявлять тачскрин как фундаментальное достижение - это, вообще, по-моему, смех да и только :)

Да, интервалы. Они были взяты просто и безыскусно, без манипулирования - просто отмотаны назад равные доли по полстолетия. Специально я выгодные точки отсечки не подбирал. Причём, во втором интервале есть ещё остаток времени бурного развития прогресса - ещё десятилетие 1963-1973, после которого пошло замедление. Если же взять ситуацию после 1973, то этот вывод будет ещё очевидней. Но будем сравнивать равные доли.

Причём - важно! - я говорил не о прекращении прогресса, а о его существенном замедлении.
А это - разные вещи. Этот ключевой нюанс не поняли и продолжали разоблачать.

* * *
Когда развернулась бурная дискуссия, я был в процессе смены техники и мог только наблюдать за бурной реакцией с планшета, откуда писать большие комменты неудобно. То есть, толком не поучаствовал. Зато за меня поучаствовал lapsus88 и высказал практически мои мысли и выводы по этой теме. Причём, в логической и очень доходчивой форме.

Чтобы зазря не плодить сущности, просто процитирую полемику lapsus88 и george_grey в одной из веток (+).
Она наиболее характерна и поучительна: как аргументами, так и используемыми полемическими приёмами.

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Уссурийский тигр

Транссиб-1980 глазами японца

Внимательные читатели навели меня на любопытный фликровский поток японца, проехавшего в 1980-м году по Транссибу классическим интуристовским путём от Москвы до Хабаровска через Байкал. Кадров там немало, но я всё оттуда показывать не буду, ибо меня интересует железная дорога и около-станционный мир. Бояны типа Красной площади-ГУМа или Листвянки я не брал, а остальное решил выложить и тут.

Понятное дело, что японец не знал, как именовать проезжаемые местности, и почти все кадры не атрибутированы. Поэтому у меня предложение к знатокам и жителям транссибирских местностей - просмотрите снимки, может быть, чего и узнаете? То, что мне понятно - я подписываю сразу. А то, что нет - там вопросы.

Для затравки - кадр из купейного вагона "России", новенького коричневого аммендорфа, сконструированного восточными немцами в рамках коооперации СЭВ. Они тогда только года полтора как пошли в широкую серию, до этого базовым был белый аммендорф. На мой взгляд - конструкция и планировка пространства этого вагона является вершиной достигнутого совершенства в данном типе вагонов. Всё, что происходило позже, несмотря на всякие забавные электронные примочки-свистелки-лампочки - являлось откатом от этого совершенства: конструкторы начали или сужать пространство в целом, или воровать кубатуру у багажа / пассажира. Не зря китайцы потом содрали именно эту планировку для себя с точностью до замка.


Collapse )
Уссурийский тигр

2КЭ - Ж. Поезд мчится вдоль Селенги

Видеоприложение к XII части серии.
Здесь - Селенга из окна вагона, 1 минута. Не доезжая Улан-Удэ километров двадцать.
Очень характерные сопки с посёлочками на том берегу, линия проложена рядом с рекой.



Канал periskopspb на YouTube
2-я Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание