February 18th, 2014On this day in different years

МПС СССР

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс. Часть 1

Довольно давно подбирался к гениальному фильму Шукшина, и вот в эти выходные наконец получилось спокойно посидеть и посмотреть внимательно, а затем и заскриншотить интересное. Пора и поделиться найденным.
Речь идёт о картине "Печки-Лавочки" (1972) и о её железнодорожной составляющей. А она в ней огромна - из 95 минут фильма 53, то есть 56% содержания, сняты в вагоне. С 18-й по 71-ю минуту. Огромное количество интересных деталей, колоритные типажи пассажиров, одежда и тогдашние привычки. Многое уже сильно отличается от того, к чему привык современник 2010-х.

Фильм интересен ещё двумя уникальными особенностями:
1) Съёмки происходили перед наступлением т.н. "эры аммендорфов", то есть господства на просторах железных дорог СССР восточногерманских купейных вагонов, ставших в технической истории нашей страны наиболее приспособленными и почти эталонными для массовых дальних многосуточных сообщений, в сочетании с приемлемой ценой производства. Эта эра продлилась практически 30 лет (1974-2004), но о ней подробно как-нибудь позже. Для нашей же темы важно, что Шукшин поместил своих персонажей в наиболее современный купейный вагон отечественного производства как раз перед пришествием на просторы Отчизны "аммендорфов". Наши купейники продержались примерно до середины 80-х, и затем массово сошли со сцены, честно выработав ресурс. Так что нынешний зритель младше сорока "тот" вагон вряд ли помнит.

2) Стиль Василия Шукшина - снимать как можно более честно и приближенно к реальности, поэтому он гораздо реже прибегал к рязановским или гайдаевским заменам в стиле "выдавать одно за другое для экономии сценического времени и бюджета". И именно поэтому перед нами там развернута обстановка и типажи именно "сибирского" поезда, а не "курортного" ("столица - курорт") - как делало подавляющее большинство его коллег, облегчая себе задачу. Этим фильм и ценен: в историю, к примеру, попал вокзал Бийска и вагон тамошнего сообщения, надписи и детали именно оттуда, из Сибири. Уверен, что и характеры своих типажей он подсмотрел, скорей всего, именно в тех краях. Я и сам многие характеры узнал, они были распространены в те времена. Хотя, конечно, часть сьёмок производилась в павильонах.

Сразу предупрежу, что рассмотрю в своём разборе только ж/д часть фильма, и не буду выходить за её пределы. Деталей и зафиксированных моментов получилось очень много, поэтому пришлось частично сократить размах. Но даже и так вышло примерно 120 скриншотов, и я, скрепя сердце, поделил всё это на две части. Посмотрим и некоторые логические приёмы, которые использовал режиссёр.

Кое-что я не понял; некоторые детали не опознал - поэтому пишите в комментах то, чем сможете помочь и уточнить, что помните из деталей. Думаю, коллективно мы сможем раскрыть остатки загадок фильма. Мне важна конкретика в расшифровке канвы, поэтому бесполезные для темы срачеры и флудеры будут вычищаться - чтобы нормальные комменты с уточнениями или вопросами не терялись в общей массе.


Collapse )
promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…