Железные дороги Империи в Первой Мировой: путь в пропасть
На Ленте.ру 31 марта была опубликована вторая часть моей статьи про железные дороги Империи в годы Первой Мировой.
В этой части я рассмотрел как некоторые позитивные сущности - вроде строительства новых линий в 1914-16, так и (в основном) негативные - постепенный распад транспортной связности страны, начиная с лета-осени 1915. Особенно неприятно было отслеживать 1917-й, когда сообщение за какие-то 10 месяцев с января по ноябрь коллапсировало вдвое - по наличному парку как вагонов, так и (в особенности важно) локомотивов.
Вообще, беда тогдашней ситуации, если её упростить ("генерализовать", как говорят картографы) - это то, что имперская верховная власть так и не поняла, до самого своего конца - что транспорт в мировой войне, при таком напряжении сил, не должен работать разрозненно и расслабленно. Он просто обязан в такой ситуации быть единым организмом с жёсткой вертикальной дисциплиной, управляемым из одного центра - как это было во Вторую Мировую войну. Такой организм быстро реагирует даже на катастрофические изменения ситуации и может устоять и в пиковом случае, снабжая войска в изменившейся конфигурации фронта.
( Collapse )
Уже летом 1915-го транспортными специалистами рисовались вот такие карты, с зонами затруднённого и "невозможнаго" снабжения продовольствием районов Империи (незакрашенные белые зоны - это там, где снабжение было более-менее приемлемо). По факту, ещё за полтора года до Февраля Семнадцатого из нормального товарообмена были выключены Омско-Кулундинский, Зауральский, Алтайский хлебопроизводящие районы. И чем дальше - тем хуже.
Ниже - немного сканов, которые могут дополнить мою статью на "Ленте", но не вошли в неё по объёму.
Для интересующихся более подробным раскладом ситуации.
( Collapse )
В этой части я рассмотрел как некоторые позитивные сущности - вроде строительства новых линий в 1914-16, так и (в основном) негативные - постепенный распад транспортной связности страны, начиная с лета-осени 1915. Особенно неприятно было отслеживать 1917-й, когда сообщение за какие-то 10 месяцев с января по ноябрь коллапсировало вдвое - по наличному парку как вагонов, так и (в особенности важно) локомотивов.
Вообще, беда тогдашней ситуации, если её упростить ("генерализовать", как говорят картографы) - это то, что имперская верховная власть так и не поняла, до самого своего конца - что транспорт в мировой войне, при таком напряжении сил, не должен работать разрозненно и расслабленно. Он просто обязан в такой ситуации быть единым организмом с жёсткой вертикальной дисциплиной, управляемым из одного центра - как это было во Вторую Мировую войну. Такой организм быстро реагирует даже на катастрофические изменения ситуации и может устоять и в пиковом случае, снабжая войска в изменившейся конфигурации фронта.
( Collapse )
Уже летом 1915-го транспортными специалистами рисовались вот такие карты, с зонами затруднённого и "невозможнаго" снабжения продовольствием районов Империи (незакрашенные белые зоны - это там, где снабжение было более-менее приемлемо). По факту, ещё за полтора года до Февраля Семнадцатого из нормального товарообмена были выключены Омско-Кулундинский, Зауральский, Алтайский хлебопроизводящие районы. И чем дальше - тем хуже.
Ниже - немного сканов, которые могут дополнить мою статью на "Ленте", но не вошли в неё по объёму.
Для интересующихся более подробным раскладом ситуации.
( Collapse )