Исаакий - жемчужина Петербурга. Церковь vs государство
В пятницу 7 августа группа блогеров СПб, и я в том числе, посетила Исаакий с большой (даже фундаментальной), но очень нестандартной экскурсией. Нам показали гигантское сооружение изнутри, с непарадных точек, не видимых обычному посетителю и технологию работы большого коллектива. Мы могли своими глазами посмотреть, как управляется система в реальном времени и реагирует на внешние вызовы, какие у неё есть функции, и заглянули даже в серверную и теплоцентр.
Такое уникальное окно возможностей открылось не просто так. Дело в том, что в самом конце июля, совершенно внезапно, ранее безоблачные отношения РПЦ и администрации Исаакия (точней, целой группы музеев) дали трещину - Санкт-Петербургская епархия заявила права на полное владение Исаакиевским собором, и поставила такой вопрос перед администрацией города. Попутно также обвинили музейщиков в раздутом коллективе с массой ненужных функций - примерно этак раз в 10 ("можно обойтись и сорока человеками"). Именно поэтому мы и увидели то, как в реальности идёт работа с комплексом зданий - Исаакием, Смольным, Спасом-на-Крови и Сампсониевским соборами, какие у дирекции есть отделы и какую именно работу они ведут.
Вопрос этот, надо сказать, крайне сложный. Спор между государством и церковью по части Исаакия ведёт своё начало ещё с 1871 года (!), однако собственно собор никогда не управлялся духовными ведомствами Синода, а всегда, исторически, был в ведении государства. Почему? Прежде всего потому, что Исаакий изначально рассматривался имперскими властями не просто как собор - а как важный символ российской государственности и храм №1 Российской империи, имеющий политическое и идеологическое значение. Примерно то же самое, как и Св.София в православной Византии: такой собор это больше, чем просто культовое сооружение.
Сейчас Российской империи давно нет, однако духовное значение Исаакия как важнейшего исторического символа русской государственности всё равно осталось. Собор принимает в год около 3,3 млн. интернациональных посетителей (!) - побольше общего турпотока некоторых стран, и является вторым в России по этому показателю, после Эрмитажа. "Все флаги в гости к нам". При этом, 4 раза в неделю ведутся службы в приделе собора, обеспечен бесплатный вход паломнических групп - и раз в неделю, а также в престольные праздники ведутся службы во всём соборе. То есть, сосуществование церкви и государства в Исаакии до июля 2015 г. было вполне доброжелательное. И вот, теперь заявлена претензия на весь собор.
По этому поводу, после самой экскурсии, у нас состоялась встреча с гендиректором группы музеев "Исаакиевский собор" Н.В. Буровым и он ответил на наши вопросы. После встречи я не стал писать пост, по горячим следам - так как на встрече выслушал только одну сторону, и несколько дней потратил на выяснение позиции церковных деятелей. Чтобы, так сказать, ситуация виделась более объемно. И в итоге пришёл к однозначному мнению.
Ниже - немного подробней о ситуации с Исаакием.
( Collapse )
Такое уникальное окно возможностей открылось не просто так. Дело в том, что в самом конце июля, совершенно внезапно, ранее безоблачные отношения РПЦ и администрации Исаакия (точней, целой группы музеев) дали трещину - Санкт-Петербургская епархия заявила права на полное владение Исаакиевским собором, и поставила такой вопрос перед администрацией города. Попутно также обвинили музейщиков в раздутом коллективе с массой ненужных функций - примерно этак раз в 10 ("можно обойтись и сорока человеками"). Именно поэтому мы и увидели то, как в реальности идёт работа с комплексом зданий - Исаакием, Смольным, Спасом-на-Крови и Сампсониевским соборами, какие у дирекции есть отделы и какую именно работу они ведут.
Вопрос этот, надо сказать, крайне сложный. Спор между государством и церковью по части Исаакия ведёт своё начало ещё с 1871 года (!), однако собственно собор никогда не управлялся духовными ведомствами Синода, а всегда, исторически, был в ведении государства. Почему? Прежде всего потому, что Исаакий изначально рассматривался имперскими властями не просто как собор - а как важный символ российской государственности и храм №1 Российской империи, имеющий политическое и идеологическое значение. Примерно то же самое, как и Св.София в православной Византии: такой собор это больше, чем просто культовое сооружение.
Сейчас Российской империи давно нет, однако духовное значение Исаакия как важнейшего исторического символа русской государственности всё равно осталось. Собор принимает в год около 3,3 млн. интернациональных посетителей (!) - побольше общего турпотока некоторых стран, и является вторым в России по этому показателю, после Эрмитажа. "Все флаги в гости к нам". При этом, 4 раза в неделю ведутся службы в приделе собора, обеспечен бесплатный вход паломнических групп - и раз в неделю, а также в престольные праздники ведутся службы во всём соборе. То есть, сосуществование церкви и государства в Исаакии до июля 2015 г. было вполне доброжелательное. И вот, теперь заявлена претензия на весь собор.
По этому поводу, после самой экскурсии, у нас состоялась встреча с гендиректором группы музеев "Исаакиевский собор" Н.В. Буровым и он ответил на наши вопросы. После встречи я не стал писать пост, по горячим следам - так как на встрече выслушал только одну сторону, и несколько дней потратил на выяснение позиции церковных деятелей. Чтобы, так сказать, ситуация виделась более объемно. И в итоге пришёл к однозначному мнению.
Ниже - немного подробней о ситуации с Исаакием.
( Collapse )