По мотивам 90-х. III - будни русско-украинской границы (1994)
Ещё новелла из Девяностых: плач и возмущения по введению контроля на русско-украинской границе. Это из того же номера "Известий", где описывается триумфальное возвращение А.И. Солженицына в Росссию.
Богатейший сюжет эпохи. Вообще, хочу надеяться, что когда-нибудь история введения постсоветских таможен и границ будет написана отдельной книгой, получится шикарный детектив. С русско-украинской границей было так:
1) первые таможни появились на главных автотрассах (Москва - Киев, Ленинград - Одесса, Ростов - Одесса) 1 октября 1992-го, до этого вообще ничего не было,
2) в середине февраля 1993-го начался первый робкий и почти формальный погранконтроль. Погранцы с одной стороны (куда ехал поезд) просто проходили по вагону и спрашивали паспорта выборочно. Я такой заставал летом 93-го в дизеле Белгород - Волчанск - в сторону Украины проверяли украинские погранцы, и всё,
3) и наконец, в августе 1994-го погранконтроль стал двусторонним (т.е. проверка производилась пограничниками обеих стран со своей стороны границы)
4) однако и в 1994-м оставались гигантские незакрытые и непроверяемые "дыры" на границе - а поскольку это был год грандиозных махинаций, пирамид и спекуляций, то по сельским дорогам из России на Украину шли целые колонны контрабандных бензовозов, по 5-10 машин.
Если погранцы были тогда робкими и почти незаметными, то таможенники с конца 92-го по начало 95-го настолько разбухли в числе и наглости, что стали ходячей легендой русско-украинской границы. Хорошо помню по лету 95-го, как на харьковской электричке на Белгород таможенные рыла изымали у какой-то крикливой бабки сумку абрикосового варенья, которую она везла, возможно, на продажу - там было банок двадцать.
В общем, весёленькое было время. Об этом и статья :)
( Collapse )
Богатейший сюжет эпохи. Вообще, хочу надеяться, что когда-нибудь история введения постсоветских таможен и границ будет написана отдельной книгой, получится шикарный детектив. С русско-украинской границей было так:
1) первые таможни появились на главных автотрассах (Москва - Киев, Ленинград - Одесса, Ростов - Одесса) 1 октября 1992-го, до этого вообще ничего не было,
2) в середине февраля 1993-го начался первый робкий и почти формальный погранконтроль. Погранцы с одной стороны (куда ехал поезд) просто проходили по вагону и спрашивали паспорта выборочно. Я такой заставал летом 93-го в дизеле Белгород - Волчанск - в сторону Украины проверяли украинские погранцы, и всё,
3) и наконец, в августе 1994-го погранконтроль стал двусторонним (т.е. проверка производилась пограничниками обеих стран со своей стороны границы)
4) однако и в 1994-м оставались гигантские незакрытые и непроверяемые "дыры" на границе - а поскольку это был год грандиозных махинаций, пирамид и спекуляций, то по сельским дорогам из России на Украину шли целые колонны контрабандных бензовозов, по 5-10 машин.
Если погранцы были тогда робкими и почти незаметными, то таможенники с конца 92-го по начало 95-го настолько разбухли в числе и наглости, что стали ходячей легендой русско-украинской границы. Хорошо помню по лету 95-го, как на харьковской электричке на Белгород таможенные рыла изымали у какой-то крикливой бабки сумку абрикосового варенья, которую она везла, возможно, на продажу - там было банок двадцать.
В общем, весёленькое было время. Об этом и статья :)
( Collapse )