Метро Екатеринбурга: личный взгляд и впечатления
Недавно я рассказал об алкомаркетах и торговых приметах Екатеринбурга, а сейчас - рассказ о тамошнем метро.
Вообще, надо признать, что обычно повести о постсоветском развитии метро в миллионниках стран СНГ крайне унылы и безрадостны. Это, как правило, консервация его в виде на конец СССР или натужная постройка за четверть века 2-3 станций. Но в уральском Свердловске на самом излёте единого большого государства получилось иначе: тринадцатый и последний метрополитен Союза всё-таки успел родиться и затем использовать инерцию постройки и заделы советского финансирования, пока она (инерция) не выдохлась.
Итак, в апреле 1991 года с двойным переносом даты (1987, 1989) открывается три станции на промышленном севере города, в районе "Уралмаша". В таком виде, конечно, метро было бы абсолютно бессмысленным для города аттракционом. Но по счастию, к этому моменту были набраны немалые заделы по капстроительству и выполнены наиболее трудоёмкие работы по проходке тоннелей к центру. Нужно было просто завершить начатое, не бросив.
Так что в самые тяжелые постсоветские шоковые годы (1992-94) метро с огромным трудом, но всё же пришло сперва к ж/д вокзалу - декабрь 1992, а потом и к центру - декабрь 1994. На этом заделы кончились и всё надолго остановилось, но юное метро в таком 6-станционном виде всё же набрало критическую массу пассажиропотока, чтобы выйти из состояния аттракциона. Через 8 лет его продлили ещё на одну станцию, а в 2011-2012 гг. уральский мегаполис сумел дотянуть метро на юг ещё на две станции, и упрочить свою транспортную ось Юг-Север. Метро наполнилось: в час пик заполнено очень неплохо. Таким образом, поздний советский ребёнок выжил и доказал свою полезность.
По личным ощущениям (а я проехал все станции, причем и в выходной и в час пик тоже пришлось пользоваться), екатеринбургское метро теперь довольно сильно отличается от нижегородского и особенно самарского. Правда, метро в НН я видел до открытия метромоста в центр города. И метро Ёбурга не только живое - оно ещё и красивое. Очень хороши несколько станций из 9-ти - особенно две новых, открытых в "десятые годы". Но и из ранних тоже есть что посмотреть, хотя к властям города есть претензии по рекламному загрязнению метрополитена. Впрочем, об этом ниже.
В этом обзоре давайте проедем метропоездом с юга на север - от нового к старому.
И посмотрим всё строго последовательно.
( Collapse )
Вообще, надо признать, что обычно повести о постсоветском развитии метро в миллионниках стран СНГ крайне унылы и безрадостны. Это, как правило, консервация его в виде на конец СССР или натужная постройка за четверть века 2-3 станций. Но в уральском Свердловске на самом излёте единого большого государства получилось иначе: тринадцатый и последний метрополитен Союза всё-таки успел родиться и затем использовать инерцию постройки и заделы советского финансирования, пока она (инерция) не выдохлась.
Итак, в апреле 1991 года с двойным переносом даты (1987, 1989) открывается три станции на промышленном севере города, в районе "Уралмаша". В таком виде, конечно, метро было бы абсолютно бессмысленным для города аттракционом. Но по счастию, к этому моменту были набраны немалые заделы по капстроительству и выполнены наиболее трудоёмкие работы по проходке тоннелей к центру. Нужно было просто завершить начатое, не бросив.
Так что в самые тяжелые постсоветские шоковые годы (1992-94) метро с огромным трудом, но всё же пришло сперва к ж/д вокзалу - декабрь 1992, а потом и к центру - декабрь 1994. На этом заделы кончились и всё надолго остановилось, но юное метро в таком 6-станционном виде всё же набрало критическую массу пассажиропотока, чтобы выйти из состояния аттракциона. Через 8 лет его продлили ещё на одну станцию, а в 2011-2012 гг. уральский мегаполис сумел дотянуть метро на юг ещё на две станции, и упрочить свою транспортную ось Юг-Север. Метро наполнилось: в час пик заполнено очень неплохо. Таким образом, поздний советский ребёнок выжил и доказал свою полезность.
По личным ощущениям (а я проехал все станции, причем и в выходной и в час пик тоже пришлось пользоваться), екатеринбургское метро теперь довольно сильно отличается от нижегородского и особенно самарского. Правда, метро в НН я видел до открытия метромоста в центр города. И метро Ёбурга не только живое - оно ещё и красивое. Очень хороши несколько станций из 9-ти - особенно две новых, открытых в "десятые годы". Но и из ранних тоже есть что посмотреть, хотя к властям города есть претензии по рекламному загрязнению метрополитена. Впрочем, об этом ниже.
В этом обзоре давайте проедем метропоездом с юга на север - от нового к старому.
И посмотрим всё строго последовательно.
( Collapse )