Прибытие поезда №7 "Таврия" в Севастополь
2. Всё это я благополучно проспал после ночной съёмки моста, и утром внезапно проснулся от вокзальных объявлений. Было уже совсем светло. Выглянул в окошко – батюшки светы, да это ж Симферополь! Множество пустых путей, здоровенная станция, цветущие вишни по сторонам и пение птичек. Погода была отличная, солнечная и обещала чуть ли не летнее тепло. Красивый вокзал был с другой стороны, но его я отревизую уже на обратном пути.
3. В Симферополе стоянка 15 минут, и в 7.45 утра «Таврия» пошла дальше. Ехать нам оставалось уже меньше 2 часов. На другом конце станции, ближе к южной горловине, стоял двухэтажный состав «Гранд-Экспресса» – видимо, тот, который пойдёт вечером на Москву.
4. Затем начались пыльные предместья, унылый бетонный забор с логотипами УЗ, а за забором – кое-что более интересное: выведенный из обращения в 2014-15 гг. украинский парк подвижного состава. Точней, советский, но который Украина гоняла до самого отсоединения Крыма.
5. Электровозы и тепловозы стояли на трёх путях, причём среди них было множество антикварных ВЛ-8, которые бегали под пассажирскими поездами ещё 7-8 лет назад.
6. Как только вышли из пределов плотной застройки Симферополя, начался типичный внутрикрымский пейзаж: бескрайние поля с как бы наплывающими на них округлыми холмами, преимущественно лысыми. Рельеф относительно сглаженный, но неровный.
7. В какой-то момент возник очень любопытный эффект, связанный с тем, что восходящее низкое солнце светило строго перпендикулярно поезду, а насыпь была приподнята. Поэтому на полях симпатично отражалась тень от электровоза и вагонов.
8. Между Симферополем и Севастополем у "Таврии" тоже есть остановка – Бахчисарай. От него - ровно час до конечного пункта.
9. Несколько раз на пути попадались и эшелоны с военной техникой. Подспудно чувствуется, что Крым – это не просто полуостров, а ещё и военно-стратегический форпост. Но этот состав я "поймал" на станции Мекензиевы Горы, она сугубо военная уже почти полтора века. И вообще, эта станция известна тем, что являлась когда-то базовой для маневра тяжёлой ж/д артиллерии. Отсюда же в обе стороны уходят ветви на военно-морские причалы Северной стороны и в арсеналы ЧФ.
10. От станции Мекензиевы Горы начался наиболее интересный и живописный участок – очень сложный по рельефу подход к Севастополю. Здесь железная дорога проходит через несколько тоннелей и причудливой кривой огибает длинную и узкую Севастопольскую бухту. Проход этого участка сам по себе занимает не меньше получаса и, я думаю, является самым красивым на всём пути. Виды на бухты и бухточки сменяются горами и скальными монастырями, мимо мелькают доки, корабли, заводы, микрорайоны – и на всё это нанизано 6 тоннелей! Я поискал в интернете, что наверное же хоть кто-то описывал этот отрезок, но ничего не нашёл. Поэтому постараюсь показать вам в картинках основные этапы спуска к бухте и внедрения железной дороги в самый центр военно-морского Севастополя.
Для ориентирования прилагаю эту карту. Розовым я показал главный пассажирский ход до вокзала.
11. За Мекензиевыми Горами - первый из тоннелей подхода, Сухарный. Главный ход на этом перегоне описывает плавную петлю над Клеопиной балкой. Поезд идёт очень высоко над бухтой, и вдали открывается шикарный панорамный вид на южную часть Севастопольской бухты и микрорайоны Севастополя, расположенные на взгорье.
12. Затем следует ещё несколько петель и два тоннеля - Графский и Белый. Быстро и крутым спуском, как автодорога, железная дорога спускаться не может, и поэтому уходит на юго-восток. Внизу вдали виден Инкерман – пригород у самого основания Севастопольской бухты.
13. Пересекаем автодорогу на Северную сторону.
14. Ещё одна петля. Мы уже ниже и огибаем один из отростков Инкермана.
15. Входим в следующий, Цыганский тоннель длиной около 500 м. Он четвёртый на севастопольском ж/д подходе.
16. После Цыганского тоннеля - неплохие виды на зону городской застройки Инкермана.
17. Видны какие-то цеха; не опознал, что за производства. Возможно, судоразделочный завод "Чермет".
18. Дальше нас ждёт ещё одна крутая петля, которая огибает Климентовский пещерный монастырь, расположенный в горе. Сама гора являет собой вертикально срезанную скальную стену с неровной кромкой. Хотя, вообще-то, мне сказали, что здешняя порода довольно мягкая (относительно, конечно).
19. Здесь поезд делает живописную петлю малого радиуса, чтобы пересечь речку Чёрную - которая впадает в Севастопольскую бухту, понизить уровень линии и выйти уже на южный берег бухты. Поезд поворачивает так круто, что прекрасно виден и сам монастырь с изрытой норами горой, и почти весь наш состав с вагонами. В этой же петле расположена и ж/д развязка с ветками на Балаклаву и Казачью бухту, о существовании которых я до этого даже и не предполагал. Вообще, Севастополь, как и Владивосток - один из самых "железнодорожных" приморских городов, он унизан ветками ж/д в самых разных точках.
20. Пересекаем небольшим мостом речку Чёрную.
21. Берега Чёрной изрядно заболоченные, здесь пасутся и бродят кони.
22. Вот и станция Инкерман-1, заключительная перед Севастополем.
23. На станции – отстойник старых промышленных локомотивов ТГМ4. Наследие прошлой советской эпохи.
24. После Инкермана-1 железная дорога проходит узкую горловину основания Севастопольской бухты, затем бухта расширяется и появляются многочисленные причалы с обеих сторон. Вот этот вид – где-то в районе Георгиевской балки. Тут пришвартовано множество кораблей вспомогательного флота.
25. Прошли причалы. Вот тут уже открытое место. На "той" стороне бухты - причалы "Сирийского экспресса". Сейчас там пусто, корабли работают.
26. Начинаются плавдоки. Самый дальний и выдающийся в море - это ПД-30 для кораблей всех классов Черноморского флота, включая и крейсер «Москва».
27. Проследовав вдоль ПД-30 и ПД-88, наиболее внимательные пассажиры могут увидеть в доке чёрную рубку подлодки (правда, какой – не знаю, не успел разглядеть).
28. Многочисленные суда на 30-м причале. Дальше начинается минно-торпедный арсенал, так что линия поворачивает вглубь суши.
29. Пройдя Троицкий тоннель (уже 5-й по счёту), главный ход идёт мимо узкого отростка Килен-бухты и 13-го судоремонтного завода ЧФ. Зеленый и круглый - заводской буфет "Шайба".
30. Километраж здесь считается по уже недействующему Главному Крымскому ходу советской эры, через Курск - Белгород - Харьков - Синельниково. С декабря 2014 г. Новая Украина разорвала прямое сообщение, так что через 5 лет - с декабря 2019 г. - для Крыма началась новая транспортная эра, Таманско-Керченская.
31. Прошли Килен-бухту, обогнули Угольную пристань - и новый вид на акваторию бухты! Отлично видна Северная сторона - от ракетного крейсера "Москва" (справа) до остатков украинского флота на отстое (слева, корабли ВМСУ "Ольшанский" и "Славутич").
32. Меж тем, железная дорога снова поворачивает и становится видна Константиновская батарея, Северный мол и выход в Чёрное море. Видны и многоэтажки Северной стороны.
33. Ещё одна сложная кривая с огибанием территории Морзавода, поворот влево - и линия идёт по берегу Южной бухты, отростка Севастопольской. Напротив на горе - самый центр Севастополя с узнаваемыми зданиями.
34. Проходим 6-й тоннель, Городской, и ближе к основанию Южной бухты наверху становится видна городская доминанта - Матросский клуб, ныне Театр ЧФ. Поезд замедляет ход...
35. ...и в 9.25 утра тихим ходом прибывает на перрон Севастопольского вокзала. Всё, наш 43-часовой путь "туда" закончен. Люди выходят, щурятся на ярком солнце и потоком идут на виадук: тут очень странный выход в город, наверх. Через вокзал идут буквально единицы, площадь огородили и там сейчас неудобно парковаться. Впрочем, о вокзале и станции будет отдельный пост.
36. Прощаемся с нашими проводницами и проводниками, и идём к началу состава.
37. От Джанкоя нас тянул вот этот ярко-красный ВЛ10-1823 Крымской ж.д.
Что касается общих впечатлений от поезда "Таврия", то подробнее я их суммирую в посте про обратную дорогу, но краткое резюме таково:
1) Бригады Гранд-Экспресса, как мне показалось, более вышколены и дисциплинированы, чем на РЖД,
2) По обслуживанию практически никаких претензий не было, кроме (иногда) температуры в вагоне,
3) Вагоны очень новые, сырые и частенько сбоят своей электроникой и системами. В частности, на нашем пути было 2 сбоя - электрики (ночью зажигался свет) и водяной системы (закрывали туалет и выключали титан на 5-6 часов). На обратном пути тоже были. Кто виноват в этих "детских болезнях" - обслуживающее депо или ТВЗ, я не знаю, но кто-то из них. Наверное, пройдёт с полгода, пока вагоны будут полностью приручены.
4) Расписание вполне удобное, комфортное: выход из Питера в обед, прибытие в Севастополь комфортным поздним утром.
5) Вагон-ресторан не очень, над этим можно и нужно работать. Почему-то не практикуется разнос комплексного обеда пассажирам, как во многих поездах.
38. А это - ход на пути отстоя поездов станции Севастополь. Сейчас они девственно пусты, но до 2014 г. летом были забиты составами, когда главный Крымский ход ещё работал. Обратите внимание на название моста - Днепровский.
Кстати, интересный момент: когда снимал станционные виды, ко мне подошел местный охранник и поинтересовался, чего это я делаю и откуда я. Я пояснил, что и почему, что я из Питера - и в отличие от "материковых" служак, он очень дружелюбно воспринял моё намерение и даже рассказал немного, что за объекты вокруг. А в каком-нибудь Ебурге бы начали права качать и доставать своими "низзя".
39. Вид на тупик станции.
40. В тупичке стоит служебный вагон.
41. Затем пошли к вокзалу и я с изумлением увидел, что красивое сталинское здание со Звездой Города-Героя с редким усердием изуродовали навесами. Я не отрицаю, что навесы для пассажиров никак не лишни, но сделать это так неуклюже и похабно - это уметь надо! Уж не знаю, когда это непотребство сделали - при позднем Союзе или незалежной Украине. В любом случае, говняно.
42. За вокзалом - выход наверх, в город. Это самый кратчайший путь в центр, если ехать на троллейбусе. Очень быстро. Причём выход открыт только когда приходят дальние поезда, а в остальное время он заблокирован.
43. Вид на изуродованный гранд-навесами вокзал сверху. Тихий ужас, конечно.
Дальше посмотрим на пейзажи Южной бухты, а потом побродим по станции, вокзалу и её окрестностям.
Продолжение следует.
Journal information