РВЗ-6 на остановке "51-я школа"
2. Вообще, трамвайный парк в Хабаровске довольно разнокалиберный и представлен как более современными моделями (на снимке), так и довольно неуклюжими гремящими усть-катавскими "коробками". Честно говоря, я не знаток в трамвайных моделях, поэтому то, что я покажу дальше, можете опознавать сами.
3. Ещё хабаровских трамваев. Слева – РВЗ-6, справа – более современный, модель не знаю.
4. Трамваи у ж/д вокзала. Как видите, разнообразие моделей здесь – как в зоопарке. Внизу – усть-катавский КТМ.
5. Правда, основной вид транспорта в Хабаровске – это автобусы. Сейчас они заменяются на более современные модели, в том числе и "Волгабасы" (см. пред. часть, кадр №43).
6. Но бегают по улицам и вот такие вычурные корейские экземпляры, довольно-таки вонючие и явно уже не новые.
7. Третий вид городского транспорта – это троллейбусы. Долгое время по Хабаровску ходила только "единица", от аэропорта до Комсомольской площади - то есть по прямой оси, упирающейся в Амур. Затем в «нулевые» троллейбус пришёл на ж/д вокзал, а ещё позже линия была проложена до Второго Хабаровска, далеко на юг по просп. 60-летия Октября. Но когда я заехал сюда осенью 2020-го, все более поздние линии почему-то отменили. А удобнейший маршрут "Вокзал – Аэропорт" был отменён ещё в 2016 г. Так что с троллейбусами здесь странная и не очень понятная мне чехарда. В итоге сейчас остался только маршрут №1.
8. Едем по главной перпендикулярной оси Хабаровска, она же "троллейбусная" ул. Карла Маркса. Здесь почему-то любят жёсткие растяжки над проспектами и улицами.
9. Доехали по К. Маркса до центральной площади Ленина. Здесь расположен, пожалуй, самый безобразный объект городской инфраструктуры, который появился уже после моего отъезда (весна 2003 г.). Посмотрите – ради того, чтобы автотранспорт двигался без одного лишнего светофора, прямо в сердце города воздвигли безобразную многоэтажную конструкцию, куда ещё надо карабкаться минуту наверх. Причём раньше, в мою бытность, здесь был тихий, мирный, спокойный пешеходный переход с «зеброй», авто напротив краевого руководства ехали тихо и главную площадь края не уродовала эта странная конструкция. Даже не знаю, чем руководствовались люди, придумавшие ЭТО.
10. Раз уж оказались на главной площади, то давайте и её посмотрим. Вот - хабаровский «Белый дом», построенный в середине 1980-х в секретарство А. К. Чёрного, многолетнего руководителя Хабаровского края (1970-1988). До падения СССР это было здание крайкома КПСС, затем стало краевой администрации.
11. Если развернуться на 180°, то на «Белый дом» смотрит главный корпус Мединститута (1962). Но за ним, как мы видим, проявляется нездоровая страсть к уплотнительной застройке: классический ансамбль площади испортила новая высотка. Об этом тут не думают.
12. Между этими двумя зданиями третью грань площади образует здание реального училища (1903). В мою бытность долгое время тут была горбольница №2, но затем её переселили, и сейчас это здание – что-то вроде бизнес-центра. При Путине здание облагородили и добавили ему в центре башенку со шпилем и фронтон.
13. Перед зданием реального училища – парадная трибуна и небольшой Ленин над советским гербом, который не стали менять на российский. Это место памятно мне тем, что на военном параде 7 ноября 1984 г. я тут стоял зрителем на боковой гостевой трибуне, и видел вблизи как А.К. Чёрного, так и командующего Дальневосточным округом генерала армии Д.Т. Язова, который потом стал маршалом, министром обороны и членом ГКЧП. Памятник Ленину этот – один из самых ранних, 1925 г. Правда, находился он первоначально не здесь, а был перенесён сюда в 1950 г.
14. Пройдя одну улицу от пл. Ленина, доходим до пересечения с ул. Шеронова, которая в центре "трамвайная". Вот ностальгический красавец РВЗ-6, поднимающийся по крутому склону от Уссурийского бульвара. Довольно странно, кстати, что у трамваев этой серии не задействовано маршрутное окно наверху, где должна быть цифра 1 и обе стороны с конечными пунктками.
15. Довоенный дом 1941 г. на пересечении улиц Шеронова и Муравьева-Амурского.
16. Теперь пройдёмся по парадному "хабаровскому Бродвею" (ул. Муравьёва-Амурского) дальше в сторону Амура - но уже по правой стороне, а не по левой, как в предыдущем посте. Впереди – хабаровский конструктивизм (которого здесь, надо сказать, не так мало). Дом Коммуны (1933) с характерными изломами.
17. Дальше – здание центрального универмага. Башенку надстроили уже в нулевые, до этого здание было более приземлённым и обыденным. Хотя изначально это здание 1914 г. тоже было с башенкой, вроде. Следующее здание жёлтого цвета за ним, чуть выступающее – отделение ЦБ РФ. В нём на 1 этаже я трудился в 2000-2003 гг., в местном интеграторе «Ланит-Партнёр».
18. 13 лет назад я писал про это здание пост, когда ЦУМ посещал товарищ Ким Чен Ир, и я видел его довольно-таки близко. Фото 2001 года.
19. Напротив через дорогу – советский модернизм, здание ГлавДальСтроя. К счастью, оно практически не изменилось и не было «улучшено», поэтому сохранило первоначальную строгую суровость образа.
20. С другой стороны этого здания, наверху, расположен «поясок», на котором начертана индустриальная композиция (барельефами).
21. Идём дальше. Напротив, через улицу – кинотеатр «Совкино» (1907). Изначально до революции это был доходный дом Зандау. Кинотеатр «Совкино», вы не поверите, начал работать ещё в 1910 г., и всё на одном месте! Уже 111 лет, на сей момент.
22. Наискосок от него, через перекрёсток – другой кинотеатр, «Гигант». Он тоже исторический, открыт в 1931 г. Здесь я, будучи студентом, смотрел много кинолент тогдашнего времени - начала и середины 1980-х, причём «Гигант» и тогда был трёхзальным. А на "Укрощение строптивого" с Челентано ходил даже трижды, первый раз стоя за билетом часа полтора! :)
23. При этом «Гигант» является пристройкой к зданию горсовета, а сейчас – Законодательной Думы края. Здание 1930 г., так что стиль у него, как вы видите – конструктивизм. Удивительно, но крупнейший кинотеатр города и здание госвласти мирно сосуществуют рядом уже почти 90 лет.
24. К «Совкино» (№21) примыкает угловое здание с закруглением (1937). Сейчас оно отдано под какие-то учреждения, но в моём раннем школьном детстве в одном из подъездов этого здания размещалась шикарная кондитерская, где я пацаном с удовольствием поедал безе, "картошки" и другие пирожные.
25. Дальше идёт Главпочтамт (попал краешком слева в кадр) и прогулочная перспектива ул. Муравьёва-Амурского в сторону Амура. Красная линия старинных зданий, как мы видим, и здесь задета новым "вторым планом" – стеклобетонным «туркостроем». Назначения его не знаю.
26. Кое-где на спусках к бульварам попадаются муралы с местной спецификой.
27. Теперь перенесёмся из центра в другие места. Первое – это спуск к Амуру южнее площади Славы. Удивительно, но в этом месте я никогда не был, хотя прожил в этом городе 10 лет. Поверху проходит новопроложенная улица Пионерская, которая стала дублёром Краснореченской уже после моего отъезда в Петербург.
28. Это место интересно тем, что здесь открываются нестандартные виды на один из городских холмов, где оканчивается ул. Ленина и стоит Спасо-Преображенский собор. Утёс не виден, он закрыт лесистым мысом. За собором чуть-чуть выдаётся прямоугольник Дома Радио. Справа какие-то новые высотки, эстакада Пионерской ул. и необорудованный дикий берег Амура.
29. Вид на собор с приближением.
30. Если же повернуть голову на другой берег, то виден строящийся створ затона. После катастрофических наводнений последних лет здесь решили построить целый шлюз с запирающимся проходом.
31. Ну и вид в другую сторону - на акваторию затона, где зимуют речные суда Амурского пароходства. Сейчас его ограничивает хорошо видимая на заднем плане дамба. Вдали – высотки Нового Хабаровска, о них – в конце поста.
32. Теперь перенесёмся на север. Вид на Амурский мост от набережной у Спиртзавода.
33. Ул. Трёхгорная и дом №60, где я прожил с конца 1996 по начало 2003 гг.
34. Вид на Амурский мост от поста ГИБДД у трассы "Амур" перед выездом на мостовой виадук. Здесь - длинный фокус, на самом деле длина моста около 3 км.
35. Едем через весь город на юг. Здесь - "трамвайная" ул. Джамбула близ Хабаровского НПЗ и бывшего "Дальдизеля".
36. Снова трамвай, старенький КТМ на линии маршрута №5. Надо честно сказать, что как вагоны, так и рельсы с полотном находятся здесь не в лучшем состоянии и очень изношены. Мне кажется, ещё года три такой эксплуатации без замен и ремонтов – и хабаровский трамвай может тоже испустить дух, как в соседнем Комсомольске.
37. На конец поста я оставил виды Нового Хабаровска (название дано условно, оно моё), который был построен с нуля в «нулевых» – десятых годах (микрорайон «Строитель»). В 2013 г. это место подверглось затоплению, и после этого тут соорудили длинную защитную дамбу, которая тянется от затона. Все здания – новейшие.
38. Центром этого района служит Дворец Спорта «Ерофей» или «Краевой дворец хоккея с мячом». Не все знают, что в Хабаровске популярен крайне нестандартный для России вид спорта – хоккей с мячом. Местная команда является одной из ведущих по этому спорту в России.
39. Вот так выглядит дамба, отделяющая теперь микрорайон от Амура. Это место интересно ещё и тем, что тут открываются хорошие виды на центр города, выходящий к Амуру.
40. Слева на мысу виден хабаровский утёс со зданием спасательной станции, которые я показывал в предыдущей части. Чуть правее видна спичечка памятника Муравьёву-Амурскому. Ну а дальше вправо всё подавили новые строящиеся высотки серо-коричневого цвета, между которыми виден шпиль и башенка амурского пароходства. Затем – прямоугольник Дома Радио и Спасо-Преображенский собор, за которым также располагаются высотки.
41. Следующий кадр – виды левее предыдущего, от собора и до виадука Пионерской улицы. Здесь уже сплошные новые высотки, а внизу справа – ТРЦ "Броско Малл".
42. Ну а если бросить взгляд на юг – то там уже только индустриальные постройки, судоверфь и берег плавно уходит к границе, к Бычихе. Но на этом кадре вида на Китай нет, он правее.
43. Широкая улица Морозова, главная ось Нового Хабаровска. Вдали видим опять же многоэтажный пешеходный мост над магистралью. Хабаровск – город для автомобилей, а не для пешеходов.
44. Ну и под конец отметим ещё одну местную особенность – периодически встречающиеся машины с наклейкой «Я/МЫ Сергей Фургал». Они попадаются здесь не то чтобы часто, но регулярно, и когда я здесь был (конец сентября 2020 г.), демонстрации в поддержку снятого Центром губернатора шли тут каждую субботу.
На этом зарисовки из Хабаровска я завершаю и дальше мы поедем на «России» из Хабаровска до Ярославля, а это – более 8 тыс. км.
Содержание цикла "Восточный Полигон"
Продолжение следует,
Journal information