В общем, давайте-ка посмотрим, как всё это выглядит на местности.
Стилизованная вывеска в Рыбинске, ул. Крестовая
2. Зона "ера и ятя", как я её окрестил, начинается от перекрестка Крестовой и Кирова, где стоят большие современные торговые центры. Вот вам первый ять на пути к центру!
3. Внутри ТЦ на стене тоже композиция с Ятем.
4. Но основная часть антуражного района, где старые вывески, расположена от перекрестка Луначарского и Крестовой. Там и начинается исторический уездный Рыбинск, в фильме Гайдая 1971 года ставший Старгородом. Идти надо по Крестовой (переименованная обратно часть проспекта Ленина) по направлению к кафедральному Спасо-Преображенскому собору, шпиль которого виден в перспективе.
5. Можно вообще доехать на троллейбусе до Соборной площади и медленно идти обратно по Крестовой, пересекая все интересные точки. Троллейбусы тут ходят часто и пересекают весь город двумя путями, причём почти все идут через Соборную пл.
6. А вот и первая ласточка, когда выходишь из троллейбуса - прямо на остановке! Это ещё не полная стилизация, а только её начало.
7. На примыкании Соборной пл. к Крестовой улице - вот такая булочная. Это уже специально изготовленные вывески с цветами и шрифтами той эпохи. Начал эту любопытную тенденцию музыкант Дмитрий Кузнецов и инициатива постепенно переросла в изменение облика города. Вывески не печатаются где-то в стандартном рекламном агентстве или типографии, а изготавливаются по аутентичной технологии.
8. Сперва всё это кажется необычным, но потом привыкаешь и врастаешь в атмосферу уездного города.
9. Стилизуются не только магазины, но и такие специфические штуки, как пункты распространения программ "Консультант-Плюс" или спортивные тотализаторы.
10. Вот "Лига Ставок".
11. Театр Драмы тоже получил свой Ъ.
12. Красная площадь, где расположены аж 2 разных Гостиных Двора (Красный и Хлебный), тоже получила своё оформление.
13. Гостиные дворы по старой орфографии пишутся с двумя Н, что отражено на вывесках.
14. Кое-где в вывесках есть ошибки и стилизация не полная, но важна ведь общая атмосфера, антураж!
15. Шрифты, цвета, размеры букв - по образцам начала XX века.
16. Доминантой Красной площади служит памятник Ленину и я подумал, что в рамках стилизации можно было бы подписать его как "помощникъ присяжнаго повѣреннаго Владиміръ Ульяновъ", для полной аутентичности :)
17. Параллельно Крестовой идёт Волжская набережная, где тоже соблюдается этот стиль.
18. Виды на Волгу и мост от набережной. Впрочем, в этот раз я вдоль реки гулял мало, было очень скользко и травмоопасно.
19. Так что возвращаемся обратно на главную ось исторической части - улицу Крестовую.
20. Очень антуражно!
21. Конечно, стиль распространяется на вывески, а не на все элементы оформления фасада. Хватает тут и пластиковых окон, и современных материалов.
22. Но вывески, при этом, строго в пропорциях, шрифтах и стилистике 120-летней давности.
23. И вот мы подошли к очень интересному месту города - перекрестку Крестовой и Стоялой улиц.
24. Магазины военного ассортимента оформлены в соответствующих цветах.
25. Вид на этот перекресток с другой стороны.
26. Совкомбанкъ поближе :)
27. А Магнитъ-Косметикъ на доме напротив и вообще поражает приезжего до глубины души.
28. Но чем же примечателен этот перекресток со Стоялой улицей, спросите вы? А тем, что на этом месте и в радиусе примерно 100-150 м в разные стороны снималась первая серия культовой гайдаевской картины 1971 года "12 стульев". Если и не вся серия, то добрые две трети её точно. Киношники с Гайдаем во главе были довольно консервативны и больше половины планов и сцен Старгорода сняли либо здесь, либо по направлению к Башне (см. ниже). Главный ориентир близ этого перекрестка - арка в Мытный рынок. Это 30 м от угла и на снимке - слева.
29. Так вот, в этой самой арке снимались сцены, как концессионеры идут от гражданки Грицацуевой, вдовы инвалида империалистической войны и там их подкарауливает кустарь-одиночка слесарь Полесов.
30. Внутри арки и посейчас антуражно и аутентично, как и в 1971-м: никакой гламурятины, а суровые кирпичи и грубая штукатурка. Легко можно поскользнуться и упасть, дабы Рыбинск не казался слишком райским местом :)
30а. Концессионеры идут от гражданки Грицацуевой.
30б. Поворачивают на Крестовую.
30в. А за ними, опасливо оглядываясь, семенит слесарь Полесов.
31. На этом же перекрестке Гайдай поставил две тумбы с плакатами того времени, по разным сторонам Крестовой улицы. И если от этой арки перейти перекресток по диагонали, то можно прямо чуть ли не лбом упереться в место, где Ипполит Матвеевич грезил французскими субретками на фоне плаката "Ответ лорду Керзону", а затем внезапно увидал в перспективе Стоялой улицы, как отец Федор несёт его стул сверху, от Башни. Рыбинской башни в фильме тоже очень много, кстати.
31а. Вот Киса грезит Парижем на фоне рыбинского окна :)
32. Одна из главных героинь гайдаевских "12 стульев" - рыбинская Пожарная каланча. Присмотритесь, в фильме её очень много.
33. На параллельной улице Чкалова тоже соблюдается старый стиль. Вместе с фирменным "рыбинским катком" - нечищенными тротуарами.
34. И даже во дворах вывески под старину.
35. Вид с ж/д моста на речку Черемуху и Башню. Если же на этом месте повернуться назад, то на той стороне линии можно увидеть место, где стоит домик работника конторского труда Варфоломея Коробейникова (куда Остап Бендер пришёл за ордерами). Вид и локализация места в фильме совершенно однозначная - на фоне Башни и железной дороги Рыбинск-Пасс. - Рыбинск-Тов. Вот только я не снял то место, увы. И там же можно видеть забавный ляп, как мимо Остапа в 1927 году лязгают и движутся цистерны 1960-х годов с тарой 68 тонн. Впрочем, это для Гайдая простительно - где бы он взял целый состав образца 1920-х?
36. Ещё виды со старыми вывесками на Крестовой.
37. В них там буквально влюбляешься!
38. И ещё.
39. Внезапно на пути появляется диссонирующий с началом 1900-х объект. Это конструктивистское здание Универмага. Но и тут молодцы: подобрали шрифт уже этой раннесоветской эпохи.
40. Замечательно!
41. Вот и дошли мы до конца исторической зоны. Далее Крестовая продолжается ещё с километр и вскоре переходит в проспект Ленина.
42. Здесь уже "обычная зона", без старины. Идём дальше по оси Крестовая - Ленинский пр. На пути - реально гигантский снеговик, высотой метров 8-9.
43. Сталинская монументальная застройка.
44. ДК моторостроителей.
45. Вот мы и дошли до "Сатурна", флагмана советского и российского авиационного двигателестроения. Он занимает здоровенный квадрат на этой оси, восточней центра.
46. Памятник космической эпохе.
47. Главная проходная "Сатурна". Молодцы, ордена не сняли!
Вот такой интересный город Рыбинск оказался - с большим сюрпризом. Надо будет ещё приехать!
Journal information