Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Рыбинск как уездный Старгород: стилизация под начало XX века

В первых двух частях я рассказал про новый паровозный рейс Рыбинск - Ярославль, сосредоточившись на железной дороге и станции. Однако есть совершенно уникальная фишка и в самом Рыбинске. Это стилизация исторического центра города под дореволюционный уездный город, благо архитектура и застройка позволяет. Причём стилизация очень удачная на мой взгляд - такой фактуры я даже не ожидал встретить. Тут уместно вспомнить и о том, что Рыбинск стал прототипом Старгорода из "12 стульев" и Леонид Гайдай снимал немалый кусок своего классического фильма по Ильфу и Петрову именно там. Поэтому ходить и смотреть центральные улицы в этом антураже вдвойне интересно. Погружение и на столетие назад, и в атмосферу этого фильма.

В общем, давайте-ка посмотрим, как всё это выглядит на местности.

Стилизованная вывеска в Рыбинске, ул. Крестовая


2. Зона "ера и ятя", как я её окрестил, начинается от перекрестка Крестовой и Кирова, где стоят большие современные торговые центры. Вот вам первый ять на пути к центру!


3. Внутри ТЦ на стене тоже композиция с Ятем.


4. Но основная часть антуражного района, где старые вывески, расположена от перекрестка Луначарского и Крестовой. Там и начинается исторический уездный Рыбинск, в фильме Гайдая 1971 года ставший Старгородом. Идти надо по Крестовой (переименованная обратно часть проспекта Ленина) по направлению к кафедральному Спасо-Преображенскому собору, шпиль которого виден в перспективе.


5. Можно вообще доехать на троллейбусе до Соборной площади и медленно идти обратно по Крестовой, пересекая все интересные точки. Троллейбусы тут ходят часто и пересекают весь город двумя путями, причём почти все идут через Соборную пл.


6. А вот и первая ласточка, когда выходишь из троллейбуса - прямо на остановке! Это ещё не полная стилизация, а только её начало.


7. На примыкании Соборной пл. к Крестовой улице - вот такая булочная. Это уже специально изготовленные вывески с цветами и шрифтами той эпохи. Начал эту любопытную тенденцию музыкант Дмитрий Кузнецов и инициатива постепенно переросла в изменение облика города. Вывески не печатаются где-то в стандартном рекламном агентстве или типографии, а изготавливаются по аутентичной технологии.


8. Сперва всё это кажется необычным, но потом привыкаешь и врастаешь в атмосферу уездного города.


9. Стилизуются не только магазины, но и такие специфические штуки, как пункты распространения программ "Консультант-Плюс" или спортивные тотализаторы.


10. Вот "Лига Ставок".


11. Театр Драмы тоже получил свой Ъ.


12. Красная площадь, где расположены аж 2 разных Гостиных Двора (Красный и Хлебный), тоже получила своё оформление.


13. Гостиные дворы по старой орфографии пишутся с двумя Н, что отражено на вывесках.


14. Кое-где в вывесках есть ошибки и стилизация не полная, но важна ведь общая атмосфера, антураж!


15. Шрифты, цвета, размеры букв - по образцам начала XX века.


16. Доминантой Красной площади служит памятник Ленину и я подумал, что в рамках стилизации можно было бы подписать его как "помощникъ присяжнаго повѣреннаго Владиміръ Ульяновъ", для полной аутентичности :)


17. Параллельно Крестовой идёт Волжская набережная, где тоже соблюдается этот стиль.


18. Виды на Волгу и мост от набережной. Впрочем, в этот раз я вдоль реки гулял мало, было очень скользко и травмоопасно.


19. Так что возвращаемся обратно на главную ось исторической части - улицу Крестовую.


20. Очень антуражно!


21. Конечно, стиль распространяется на вывески, а не на все элементы оформления фасада. Хватает тут и пластиковых окон, и современных материалов.


22. Но вывески, при этом, строго в пропорциях, шрифтах и стилистике 120-летней давности.


23. И вот мы подошли к очень интересному месту города - перекрестку Крестовой и Стоялой улиц.


24. Магазины военного ассортимента оформлены в соответствующих цветах.


25. Вид на этот перекресток с другой стороны.


26. Совкомбанкъ поближе :)


27. А Магнитъ-Косметикъ на доме напротив и вообще поражает приезжего до глубины души.


28. Но чем же примечателен этот перекресток со Стоялой улицей, спросите вы? А тем, что на этом месте и в радиусе примерно 100-150 м в разные стороны снималась первая серия культовой гайдаевской картины 1971 года "12 стульев". Если и не вся серия, то добрые две трети её точно. Киношники с Гайдаем во главе были довольно консервативны и больше половины планов и сцен Старгорода сняли либо здесь, либо по направлению к Башне (см. ниже). Главный ориентир близ этого перекрестка - арка в Мытный рынок. Это 30 м от угла и на снимке - слева.


29. Так вот, в этой самой арке снимались сцены, как концессионеры идут от гражданки Грицацуевой, вдовы инвалида империалистической войны и там их подкарауливает кустарь-одиночка слесарь Полесов.


30. Внутри арки и посейчас антуражно и аутентично, как и в 1971-м: никакой гламурятины, а суровые кирпичи и грубая штукатурка. Легко можно поскользнуться и упасть, дабы Рыбинск не казался слишком райским местом :)


30а. Концессионеры идут от гражданки Грицацуевой.


30б. Поворачивают на Крестовую.


30в. А за ними, опасливо оглядываясь, семенит слесарь Полесов.


31. На этом же перекрестке Гайдай поставил две тумбы с плакатами того времени, по разным сторонам Крестовой улицы. И если от этой арки перейти перекресток по диагонали, то можно прямо чуть ли не лбом упереться в место, где Ипполит Матвеевич грезил французскими субретками на фоне плаката "Ответ лорду Керзону", а затем внезапно увидал в перспективе Стоялой улицы, как отец Федор несёт его стул сверху, от Башни. Рыбинской башни в фильме тоже очень много, кстати.


31а. Вот Киса грезит Парижем на фоне рыбинского окна :)


32. Одна из главных героинь гайдаевских "12 стульев" - рыбинская Пожарная каланча. Присмотритесь, в фильме её очень много.


33. На параллельной улице Чкалова тоже соблюдается старый стиль. Вместе с фирменным "рыбинским катком" - нечищенными тротуарами.


34. И даже во дворах вывески под старину.


35. Вид с ж/д моста на речку Черемуху и Башню. Если же на этом месте повернуться назад, то на той стороне линии можно увидеть место, где стоит домик работника конторского труда Варфоломея Коробейникова (куда Остап Бендер пришёл за ордерами). Вид и локализация места в фильме совершенно однозначная - на фоне Башни и железной дороги Рыбинск-Пасс. - Рыбинск-Тов. Вот только я не снял то место, увы. И там же можно видеть забавный ляп, как мимо Остапа в 1927 году лязгают и движутся цистерны 1960-х годов с тарой 68 тонн. Впрочем, это для Гайдая простительно - где бы он взял целый состав образца 1920-х?


36. Ещё виды со старыми вывесками на Крестовой.


37. В них там буквально влюбляешься!


38. И ещё.


39. Внезапно на пути появляется диссонирующий с началом 1900-х объект. Это конструктивистское здание Универмага. Но и тут молодцы: подобрали шрифт уже этой раннесоветской эпохи.


40. Замечательно!


41. Вот и дошли мы до конца исторической зоны. Далее Крестовая продолжается ещё с километр и вскоре переходит в проспект Ленина.


42. Здесь уже "обычная зона", без старины. Идём дальше по оси Крестовая - Ленинский пр. На пути - реально гигантский снеговик, высотой метров 8-9.


43. Сталинская монументальная застройка.


44. ДК моторостроителей.


45. Вот мы и дошли до "Сатурна", флагмана советского и российского авиационного двигателестроения. Он занимает здоровенный квадрат на этой оси, восточней центра.


46. Памятник космической эпохе.


47. Главная проходная "Сатурна". Молодцы, ордена не сняли!


Вот такой интересный город Рыбинск оказался - с большим сюрпризом. Надо будет ещё приехать!

Tags: Российская Империя, Рыбинск, архитектура, реалии торговли
Subscribe

Posts from This Journal “архитектура” Tag

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 31
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “архитектура” Tag