Один из них – станцию Козлова Засека – мы сейчас и посмотрим. Это была ближайшая станция к имению графа Толстого «Ясная Поляна». Туда он частенько ездил за почтой, газетами, а иногда и встречать своих посетителей. Проблема в том, что если о Ясной Поляне знают все, то Козлова Засека почему-то находится в тени внимания и малоизвестна. Попробуем немного исправить это положение.
Вход в старинный вокзал на станции
2. Поскольку из Тулы по теме Льва Толстого все едут в Ясную Поляну, оттолкнёмся от неё. Про саму Ясную Поляну я здесь рассказывать не буду, она описана во множестве источников. На снимке – дом графа Толстого и его семьи, где он прожил большую часть жизни. Причём для меня было большим шоком узнать, что, оказывается, у графов Толстых был более шикарный дом, но молодой Лев Толстой умудрился проиграть его в карты и продал фамильное достояние «на своз». Дом разобрали, вывезли и поставили в другом месте, где он постепенно пришёл в негодность. А Толстой с семьёй переехал в более простое здание усадьбы.
3. Но удобнее вести отсчёт от усадебных ворот, где находится «сувенирная» площадь и конечная автобусов. Отсюда до станции примерно четыре километра - но пешком идти крайне неудобно, лучше доехать, например, на вызванном такси. А так, напрямую на станцию от Ясной Поляны ничего не ходит.
4. Туда ведёт неплохая дорога, пересекающая косым лучом основную трассу Тула – Орёл.
5. Навигатор приводит нас к станционному комплексу с тыла. Сразу видны помещения буфета, а за ним – вокзальное здание. Все окрашено строго в один цвет.
6. Левее находится "Туалетъ типа сортиръ" и "Багажъ" (обращен фасадом к путям).
7. Но пройдём к основному станционному зданию.
8. Сбоку в здании устроен небольшой музей «Железная дорога Льва Толстого». Перед входом, понятно, стоит бюст самого графа, очень не любившего железную дорогу.
9. Музей занимает небольшой зальчик с торца, который, скорее всего, во времена графа Толстого, был залом ожидания пассажиров первого класса.
10. Экспонатов тут не так много, но есть кое-что и подлинное. Например, рубашка Льва Толстого, чемоданы и кофры того времени. Почему-то стоит макет паровоза С – хотя я бы, конечно, поставил сюда паровоз 1870-х годов, который переехал Анну Каренину.
11. Портрет графа и его увеличенные письма – в наличии.
12. Очень любопытные экспонаты: первые подстаканники 1900-х годов и медный (?) кофейник.
13. А вот ещё более любопытный экспонат: книжечки про железные дороги, которые любил читать Толстой. Подобраны специфически: «Почему опасно ездить по русским железным дорогам», «Русские железные дороги и их слабые стороны». Ну вы наверное знаете, что Лев Николаевич железную дорогу считал диавольским изобретением, которое искажает исконный русский уклад жизни :)
14. Выйдем снова на перрон. Первая платформа – широкая, выложена плиточкой. Ограждена деревянным парапетом в стиле той эпохи.
15. Мемориальные таблички на вокзальном здании. Как видите, ретро-комплексу уже двадцать лет. Сделали его ещё в 2001 г.
16. Залъ ожиданiя. Тоже реконструирован в стиле той эпохи.
17. Расписание и тарифы тоже оформлены в ретро-стиле. Интересно, что здесь останавливаются и два поезда дальнего следования: орловская «Ласточка» и белгородский поезд на Питер.
18. Вид на скамеечки. Они действующие, на них можно сидеть и ждать поезд.
19. Ретро-зеркало и вход в кабинет дежурного по вокзалу.
20. Есть ещё вход в закуток, где раньше был телеграф. Теперь тут стоит телефонная кабинка, отделанная деревом.
21. Телефон, правда, внутри современный.
22. Снова выходим наружу, к путям.
23. Указатели на платформах тоже оформлены ретро-шрифтами. На обеих платформах – ретро-фонари с современными лампочками.
24. Общий вид вокзального здания. Выглядит неестественно чисто и свежо, как будто его построили вчера.
25. Вокруг вокзала тоже реконструированные здания того времени.
26. А вот и современность – мчится ВЛ11 с грузовым составом. Хотя, как мне сказали, движение тут поуменьшилось в несколько раз, сравнительно с советскими временами.
27. В конце платформы стоит заключительный ретро-фонарь, а дальше уже современная сигнальная техника. И большой, и карликовый светофоры уже на светодиодах. Вид станции в сторону Тулы и Москвы.
28. Сама станция всё-таки называется «Ясная Поляна», и у неё есть свой вокзал на пригорке, по виду – позднесталинского времени.
29. Станция сама довольно сильно изогнута по кривой и выглядит очень живописно. Вид в сторону Орла.
30. Не забыли поставить и верстовой столб в стиле той эпохи.
31. Открытый павильон для ожидающих. Обратите внимание на плакат «Господа, берегите жизнь!» Его тоже стилизовали под 1900-е.
32. Павильон для ожидающих пригородного поезда.
33. Ну вот, станционные виды мы осмотрели, теперь зайдём в садик за вокзалом. Я побывал тут в самое красивое время, когда всё цветёт – середина мая.
34. Одно из деревьев, которому двадцать лет. Посажено начальником МЖД Г. М. Фадеевым и губернатором Тульской области В. А. Стародубцевым в год открытия ретро-станции (2001).
35. Наконец чуть в отдалении воссоздан Погребъ.
36. Сбоку от него – колодец со скамейками. Всё это выглядит довольно-таки уютно и приятно глазу, поэтому жаль, что про эту ретро-станцию так мало знают. По идее, её можно было бы включать и в некоторые программы посещения основной Ясной Поляны.
Остаётся ещё станция Щекино, которая называлась во времена Толстого Ясенки.
* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание
Journal information