Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Ретро-станция Козлова Засека

В предыдущих частях я рассказал про два тульских вокзала – Московский и Ряжский; а меж тем в пригородном кольце Тулы есть целых две станции-музея. Причём это нормальные действующие станции, на которых воссозданы (или реконструированы) ретро-объекты. Как вы догадываетесь, обе станции образовались в связи с памятью великого жителя тамошних мест графа Л. Н. Толстого. Лев Николаич хоть и не любил железную дорогу, но зато своей мировой известностью помог создать целых два ретро-комплекса.

Один из них – станцию Козлова Засека – мы сейчас и посмотрим. Это была ближайшая станция к имению графа Толстого «Ясная Поляна». Туда он частенько ездил за почтой, газетами, а иногда и встречать своих посетителей. Проблема в том, что если о Ясной Поляне знают все, то Козлова Засека почему-то находится в тени внимания и малоизвестна. Попробуем немного исправить это положение.

Вход в старинный вокзал на станции


2. Поскольку из Тулы по теме Льва Толстого все едут в Ясную Поляну, оттолкнёмся от неё. Про саму Ясную Поляну я здесь рассказывать не буду, она описана во множестве источников. На снимке – дом графа Толстого и его семьи, где он прожил большую часть жизни. Причём для меня было большим шоком узнать, что, оказывается, у графов Толстых был более шикарный дом, но молодой Лев Толстой умудрился проиграть его в карты и продал фамильное достояние «на своз». Дом разобрали, вывезли и поставили в другом месте, где он постепенно пришёл в негодность. А Толстой с семьёй переехал в более простое здание усадьбы.


3. Но удобнее вести отсчёт от усадебных ворот, где находится «сувенирная» площадь и конечная автобусов. Отсюда до станции примерно четыре километра - но пешком идти крайне неудобно, лучше доехать, например, на вызванном такси. А так, напрямую на станцию от Ясной Поляны ничего не ходит.


4. Туда ведёт неплохая дорога, пересекающая косым лучом основную трассу Тула – Орёл.


5. Навигатор приводит нас к станционному комплексу с тыла. Сразу видны помещения буфета, а за ним – вокзальное здание. Все окрашено строго в один цвет.


6. Левее находится "Туалетъ типа сортиръ" и "Багажъ" (обращен фасадом к путям).


7. Но пройдём к основному станционному зданию.


8. Сбоку в здании устроен небольшой музей «Железная дорога Льва Толстого». Перед входом, понятно, стоит бюст самого графа, очень не любившего железную дорогу.


9. Музей занимает небольшой зальчик с торца, который, скорее всего, во времена графа Толстого, был залом ожидания пассажиров первого класса.


10. Экспонатов тут не так много, но есть кое-что и подлинное. Например, рубашка Льва Толстого, чемоданы и кофры того времени. Почему-то стоит макет паровоза С – хотя я бы, конечно, поставил сюда паровоз 1870-х годов, который переехал Анну Каренину.


11. Портрет графа и его увеличенные письма – в наличии.


12. Очень любопытные экспонаты: первые подстаканники 1900-х годов и медный (?) кофейник.


13. А вот ещё более любопытный экспонат: книжечки про железные дороги, которые любил читать Толстой. Подобраны специфически: «Почему опасно ездить по русским железным дорогам», «Русские железные дороги и их слабые стороны». Ну вы наверное знаете, что Лев Николаевич железную дорогу считал диавольским изобретением, которое искажает исконный русский уклад жизни :)


14. Выйдем снова на перрон. Первая платформа – широкая, выложена плиточкой. Ограждена деревянным парапетом в стиле той эпохи.


15. Мемориальные таблички на вокзальном здании. Как видите, ретро-комплексу уже двадцать лет. Сделали его ещё в 2001 г.


16. Залъ ожиданiя. Тоже реконструирован в стиле той эпохи.


17. Расписание и тарифы тоже оформлены в ретро-стиле. Интересно, что здесь останавливаются и два поезда дальнего следования: орловская «Ласточка» и белгородский поезд на Питер.


18. Вид на скамеечки. Они действующие, на них можно сидеть и ждать поезд.


19. Ретро-зеркало и вход в кабинет дежурного по вокзалу.


20. Есть ещё вход в закуток, где раньше был телеграф. Теперь тут стоит телефонная кабинка, отделанная деревом.


21. Телефон, правда, внутри современный.


22. Снова выходим наружу, к путям.


23. Указатели на платформах тоже оформлены ретро-шрифтами. На обеих платформах – ретро-фонари с современными лампочками.


24. Общий вид вокзального здания. Выглядит неестественно чисто и свежо, как будто его построили вчера.


25. Вокруг вокзала тоже реконструированные здания того времени.


26. А вот и современность – мчится ВЛ11 с грузовым составом. Хотя, как мне сказали, движение тут поуменьшилось в несколько раз, сравнительно с советскими временами.


27. В конце платформы стоит заключительный ретро-фонарь, а дальше уже современная сигнальная техника. И большой, и карликовый светофоры уже на светодиодах. Вид станции в сторону Тулы и Москвы.


28. Сама станция всё-таки называется «Ясная Поляна», и у неё есть свой вокзал на пригорке, по виду – позднесталинского времени.


29. Станция сама довольно сильно изогнута по кривой и выглядит очень живописно. Вид в сторону Орла.


30. Не забыли поставить и верстовой столб в стиле той эпохи.


31. Открытый павильон для ожидающих. Обратите внимание на плакат «Господа, берегите жизнь!» Его тоже стилизовали под 1900-е.


32. Павильон для ожидающих пригородного поезда.


33. Ну вот, станционные виды мы осмотрели, теперь зайдём в садик за вокзалом. Я побывал тут в самое красивое время, когда всё цветёт – середина мая.


34. Одно из деревьев, которому двадцать лет. Посажено начальником МЖД Г. М. Фадеевым и губернатором Тульской области В. А. Стародубцевым в год открытия ретро-станции (2001).


35. Наконец чуть в отдалении воссоздан Погребъ.


36. Сбоку от него – колодец со скамейками. Всё это выглядит довольно-таки уютно и приятно глазу, поэтому жаль, что про эту ретро-станцию так мало знают. По идее, её можно было бы включать и в некоторые программы посещения основной Ясной Поляны.


Остаётся ещё станция Щекино, которая называлась во времена Толстого Ясенки.
Tags: Российская Империя, Тула, архитектура, железные дороги, идентичность, ретро
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 31
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Posts from This Journal “железные дороги” Tag