Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

Легенда о Кагановиче и "Красной Стреле". Расследование

В популярной исторической литературе о транспорте, а также в СМИ бытует трогательная история о "железном наркоме" Кагановиче, который заботился о советских командированных и поэтому установил время отправления "Красной Стрелы" за 5 минут до полуночи - в 23.55. Чтобы они получали суточные за двое суток, а не за одни. Вот, например, в такой редакции:

"По личному распоряжению народного комиссара путей сообщения Лазаря Кагановича время отправления "Красной стрелы" было установлено в 23 часа 55 минут"

"Лазарь Каганович также приложил руку к организации движения «Красной стрелы». Именно по его приказу было установлено время отправления поезда - 23.55. Нарком таким образом проявил заботу о «командированных пассажирах» - они получали суточные за лишний день."

"В 30 – 40-е годы «Красной стрелой» ездили, главным образом, высокопоставленные советские и зарубежные чиновники. Кстати, время отправления поезда – 23:55 – было установлено по личному распоряжению Лазаря Кагановича. Таким образом, он позаботился о командированных чиновниках, которые получали суточные за лишний день." (сайт rzd-expo.ru)

Эта версия широко тиражируется и вообще, очень употребима в повестке дня по теме - например, в "Гудке", в сообщениях РИА-Новости, в передачах Рен-ТВ, на сайте Федерального агентства ж/д транспорта, на радио ВестиFM и многих других. Ту же легенду тиражирует даже сайт поезда "Красная Стрела". Не избежал этого соблазна и я - 12 лет назад, когда в 2009 году писал пост про историю "Стрелы".

Однако после 2009 года много воды утекло, постепенно у меня собралась солидная подборка исторических расписаний и просматривая их, я начал всё больше сомневаться в этой версии. Но картина была фрагментарной, существовали пробелы в годах - поэтому я не мог с уверенностью утверждать, что история про наркома Кагановича - просто байка. И вот, после широкого отмечания 90-летия этого заслуженного поезда в июне 2021 г. было решено проверить версию целиком, по всем годам наркомства Лазаря Моисеевича - так ли это? Или не так?


Ниже - итоги моего расследования. В этом нам поможет во-первых, моя личная накопленная подборка расписаний; во-вторых, раздел сайта "Окрестности Петербурга" с подборкой исторических расписаний; и в-третьих, читальный зал Российской Национальной библиотеки в СПб, где я закрыл оставшиеся пробелы в годах. Тут надо пояснить отдельно, что фундаментальные книги расписаний, выпускавшиеся в Российской империи, а затем и в СССР, отражали ситуацию по всему полигону движения и на них не влияла никакая политика, смена властителей или там разоблачение антипартийных групп. Время отправления - это просто время отправления, оно деполитизировано. Так что этим фолиантам можно доверять безоговорочно.

* * *
Начнем с 1931 года, когда этот поезд начал своё челночное движение между двумя столицами.
В ту пору наркомом путей сообщения был малоизвестный сейчас партийный деятель М.Л. Рухимович, снятый с поста 2 октября 1931 г. и замененный после этого А.А. Андреевым.

1. Итак, в ночь с 9 на 10 июня 1931 "Красная Стрела" (далее - КС) отправилась в свой первый рейс.
Смотрим соответствующее расписание - "лето 1931", введенное с 15 мая 1931. И хотя КС была запущена через месяц после его введения, но она в расписание уже попала, смотрим "Кр.2".


2. Тогдашняя КС выходила в 1.30 ночи из пункта назначения и приходила в 11.20. Время в пути - 9 часов 50 мин., что для 1931 г. выдающееся достижение.


3. Пропустим годы наркомства А.А. Андреева, который тоже не заботился о командированных, и отследим время прихода в наркомат Лазаря Моисеевича Кагановича. У него было аж три пришествия в НКПС (1935, 1938, 1943), так вот посмотрим все три. Впервые на НКПС Каганович был назначен 28 февраля 1935 г., когда КС ходила на этой линии уже больше трёх лет. Итак, ищем соответствующее расписание, действующее на момент его прихода в НКПС (зима 1934 - весна 1935).


4. Смотрим, как тогда курсировала КС (стр. 126). Она выходила в 0.30 и приходила в 10.30 ("Экс. 1"). То есть, шла ровно 10 часов - на 10 мин. дольше, чем в первом году курсирования (1931). Но это из Ленинграда. А как из Москвы?


5. Из Москвы КС шла по строго зеркальному расписанию, в этом была особенность поезда и его удобство (тоже 0.30 - 10.30).


6. А вот теперь внимание! Смотрим первое общесоюзное расписание, которое составлялось уже целиком при наркомстве Кагановича (лето 1935). Поменял ли он отправление КС "для удобства командированных", как утверждает легенда?


7. Нет. Время отправления КС как было при Андрееве, так и осталось 0.30 ночи (стр. 139 книги). Затем я последовательно проверил зиму 1936, лето 1936, зиму 1937, лето 1937 - время не менялось. Всё время 0.30, т.е. никаких изменений. А 22 августа 1937 г. Л. Каганович покинул НКПС, чтобы вернуться туда несколько позже. Итак, во время его первого пришествия изменения графика КС не произошло.


8. Второй раз Каганович был поставлен на НКПС 5 апреля 1938 г. и находился на посту до 25 марта 1942, т.е. уже во время войны. Летнее расписание 1938 г. по СССР (которое целиком составлялось уже при его втором наркомстве) мне не удалось найти, зато в наличии летнее расписание 1939 г.


9. Оно действовало в мае - декабре 1939 г.


10. Так, смотрим... Ага, вот, стр. 17: КС отправляется в 0.30 и приходит в 10.20. Расписание зеркальное, и налицо возвращение к хронометражу 1931 г. (9 час. 50 мин.), но со сдвигом на час раньше. В это время КС ходила под паровозами ИС, периодически с аэродинамическим кожухом, и 2-3-2. Но где же пресловутые 23.55, "за пять минут до полуночи"? Нет этого!


11. Проверяем предвоенный 1940 год.


12. То же самое: "Экс. 2" отправление 0.30 - прибытие 10.20. Потрясающая стабильность! (стр. 150-151).


13. Таким образом, предварительно можно констатировать, что довоенная "Красная Стрела" никогда не отправлялась в 23.55 (остается только найти книгу расписания лета 1938 г., чтобы на 100% быть в этом уверенным).


14. Начинается война, и с 24 июня 1941 г. КС перестаёт ходить. Наступает вынужденный перерыв. Возобновляется она 21 марта 1944 года, когда после снятия блокады Ленинграда и первичного ремонта путей освобожденного участка Октябрьской ж.д. стало снова возможным сообщение. На этот счёт есть известное фото, где видна табличка с цифрой "17.00".


15. Теперь берём расписание лета 1945 г. с "Окрестностей Петербурга" и смотрим нужные страницы. Это расписание совсем маленькое, оно в 9 раз тоньше предвоенного 1940 г. Регулярных поездов по СССР ещё мало, но КС уже год как ходит.


16. Вот оно, на стр. 6-7. КС ("Курьерский №2") действительно отправляется в 17.00 и приходит в пункт назначения в 10.00, то есть время в пути - 17 часов, вместо предвоенных 9 час 50 мин. Почти в 2 раза дольше! Это говорит о состоянии железных дорог Союза в зоне прошедшей войны и об их колоссальном износе. Но есть важный нюанс: тов. Каганович в это время уже не нарком путей сообщения и никогда им далее не будет. Он был перемещён с этого поста 20 декабря 1944 г. и заменен своим злейшим конкурентом военного времени И.В. Ковалевым. То есть, все дальнейшие изменения расписания КС уже не будут иметь к Кагановичу никакого отношения.


17. Тем не менее, будем упорно следить за тем, когда же "Стрела" придёт к привычному ныне времени отправления.


18. Итак, лето 1946. Время отправления КС передвигается на 20.00, прибытие - 10.30. В пути поезд проводит уже 14 час 30 мин и это большой прогресс с 1945 годом.


19. Также обращает на себя внимание множество 15 и 20-минутных остановок КС в пути для смен локомотивов и бригад: в Клину, Калинине, Спирово, Бологое, Окуловке, Малой Вишере и Любани. Все паровозы изношены, уголь ниже качеством, Донбасс ещё не восстановлен - перегоны, соответственно, меньше.


20. Идём дальше. 1948 год.


21. Время следования КС (подчеркнуто) сокращается ещё - теперь 22.30 отправление, 11.30 прибытие. В пути - 13 часов.


22. 1949 год. Важное замечание: И.В. Ковалёв уходит, 5.6.1948 г. министром путей сообщения становится Б.П. Бещев. Так что это расписание - первое полностью "бещевское", т.е. составленное при его министерстве.


23. КС ещё на час сокращается: 23.30 отправление, 11.30 прибытие. 12 часов в пути. Но до довоенного графика ещё очень далеко.


24. 1950 год.


25. КС приближается к привычному времени отправления - за 10 минут до полуночи. 23.50 выход, 11.35 прибытие - в пути 11 час 45 мин. Выиграли ещё 15 минут.
Обратите особо внимание: время отправления поезда сдвинуто на предыдущие сутки не для "заботы о командированных", а из-за послевоенного состояния пути. Которое неуклонно улучшается, но ещё не такое, как в 1940 году.


26. 1951 год.


27. И снова сдвижка: опять вернулись к довоенному времени отправления - 0.30! Прибытие в 12.15, т.е. в пути 11 час 45 мин.


27a. На скане выше были указаны времена прибытия/отправления поезда по Москве. Но поскольку КС имела строго зеркальное расписание, то по Ленинграду это время было аналогичным. Вот тут указаны отправления из Ленинграда-Московского и прибытие в него же. Как видите — всё совпадает на 100% (стр. 119-122 расписания 1951). Поэтому и далее я даю строки только по Москве, а вы имейте в виду, что Ленинград идентичен.


28. График КС от 1951 года сохраняется на целых 4 года и переживает Сталина. Поэтому 1952-1955 гг. пропускаю. И вот новый решающий год - 1956-й. Год начала перехода от паровой тяги к электрификации и тепловозной тяге там, где электрификация не предполагается.


29. КС в 1956 году делает настоящий рывок: при сохранении времени отправления "вскоре после полуночи" (0.20) она приходит в пункт назначения в 9.45! То есть, поезд в пути 9 час 25 минут и таким образом, впервые обогнали довоенный график 1940 года. Поезд идёт теперь под тепловозом, ГХ Октябрьской ж.д. ещё не начали электрифицировать.


30. Пропускаем 1957-1959 годы, когда график "тепловозной" КС был по состоянию 1956 года (см. №29), и переходим к 1960-му.


31. И вот он, решающий момент! В 1960-м году "Красная Стрела" получает наконец привычное нам время отправления - за 5 минут до полуночи, в 23.55. Прибытие - в 8.50 утра. В пути - 8 час 55 мин. Но что такое 1960-й год? Это хрущевское время, министром путей сообщения уже 12 лет как является Борис Бещев, а Л.М. Каганович уже 3 года низвержён с партийного олимпа и зачислен в состав "антипартийной группы" Маленкова - Молотова - Кагановича. Т.е. никакого влияния он на расписание не имеет.


32. На всякий случай проверим 1961-й год.


33. Всё, расписание устоялось - теперь отправление 23.55. А прибытие (сюда не поставил скан) - в 08.52. В пути - 9 часов без трех минут.


34. Далее время отправления КС уже не меняется. Но в период после 1961 г. произошло важнейшее событие - главный ход Москва - Ленинград электрифицировали целиком (декабрь 1962). И теперь все поезда на этой линии идут под электровозами. Поэтому посмотрим ещё 1965 г.


35. 1965: отправление КС - 23.55, прибытие - в 8.15. В пути - 1 ночная остановка на 10 мин. в Бологое, всего 8 час. 20 мин. Далее время прибытия скорректировалось и долгое время было 8.25. Потом, уже в 2002 г., остановку в Бологое убрали и время в пути стало ровно 8 часов. Но отправление с 1960 года уже не менялось.


36. В завершение расследования. Есть такое известное фото КС вместе с индикацией времени на вокзале. Московский вокзал Ленинграда тут уже со световым залом, но без навесов. Поезд уже полностью из ЦМВ, такое фото датировано 1970 г. В это время поезд отправляся в 23.55 уже десяток лет.


Подводим итоги.

1. При Кагановиче время отправления "Красной Стрелы" никогда не было в 23.55, чтобы "считались предыдущие сутки". "Военная Стрела" 1944 года отправлялась в 17.00, но это было вынужденное решение из-за состояния пути.

2. Довоенная КС всегда отправлялась только после полуночи, это проверено по расписаниям 1931-37 и 1939-1940 гг. Оно устоялось по времени на 0.30. В распоряжении автора нет только книги 1938 г., но вероятность того, что в 1938-м бы это стабильное расписание внезапно скакнуло на раньше и в 1939-м снова отскочило на стандартное 0.30, исчезающе мала.

3. После войны КС неуклонно ускорялась, но смогла обогнать расписание 1940 года только в 1956 году. Сдвиг времени отправления (с 17.00 на 20.00, затем на 22.30, на 23.30 и на 23.50) не был связан с "заботой о командированных", а диктовался состоянием пути. Как только стало возможно - отправление КС сдвинули на "после полуночи" в 1951 году.

4. Отправление в 23.55 КС получила только при министре Бещеве в 1960 году, когда Каганович уже несколько лет как был полностью низвержён с партийного Олимпа.

5. Вся история с Кагановичем, "лично установившим время отправления Красной Стрелы на 23.55" - просто ведомственная легенда, факты её не подтверждают. Интересно было бы понять, когда она впервые возникла и кто дал ей путёвку в жизнь.

Tags: Москва, Питер, Советский Союз, анализ, архив, железные дороги, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “архив” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “архив” Tag