Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

XI. Пенза Первая и Арбеково

В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы (Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция - Пенза-1. Там и расположен основной вокзал, там - остановки поездов дальнего следования и она ближе всего к центру. Здесь происходили и основные исторические события начального периода Гражданской войны - те, что с белочехами. Кроме этого, здесь же я покажу и Арбеково - станцию на Ряжском тепловозном ходу, которая находится на западе города и граничит с его самым огромным жилым районом.



2. Жили мы в Пензе на ул. Луначарского, которая является одной из двух городских осей Восток - Запад (Чаадаева - Луначарского - просп. Победы) и совсем недалеко от паровоза Су, стоящего средь жилых домов, вдали от магистрали.


3. От этого паровоза до автовокзала - буквально 200 метров, ну а дальше - подземный пешеходный тоннель - прокол под станцией Пенза-1. Кстати, любопытно, что раньше тут была узкоколейка, которая вела на привокзальную площадь.


4. Но начнём смотреть станцию мы от её дальней западной части, где она сливается в два независимых пути. Смотрите, один путь - без "шнурка", второй - электрифицирован, и оба - магистральные! Как так? А очень просто: за Толстовским путепроводом линии расходятся: правая электровозная - это петля на Пензу-4 и далее на Рузаевку, именно по ней мы приехали из Кандалакши сюда. А левая тепловозная - это и есть магистральный Ряжский ход, или историческая Сызрано-Вяземская ж.д., которая при царе была основной, а сейчас по факту стала второстепенной.


5. Но мы развернемся и пойдём к станции Пенза-1. Дом, где мы в Пензе остановились, буквально в 200 м отсюда, близко.


6. Вот опять невольная удача: по тепловозному Ряжскому ходу навстречу нам идёт 2ТЭ10У с пассажирским поездом на Москву!


7. Да ещё и колоритно так дымит.


8. Идём дальше. Вдали виден сдвоенный электровоз-постоянник ЭП2К - Пенза-1 это станция стыкования, и тут электровозы меняются.


9. Станция делает резкий поворот и вдали показывается главный пензенский вокзал.


10. А сбоку стоят на страже и тепловозы ТЭП70 на выдачу: ведь тут один из четырех выходов - тепловозный (направлением на запад).


11. Вокзал всё ближе. Шли мы прямо через станцию, но тщательно выбирали тропинки служебных проходов, чтобы не провоцировать задержание.


12. Служебная мотриса, а вдалеке - вокзал.


13. А вот он во всей красе, вокзал Пенза-Первая. Образчик брежневского модернизма и памятник той эпохе. Построен в 1975-м, году "Союза-Аполлона" и Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Многие его нещадно критикуют, но по-моему, он уже перерос критику и является ярким памятником своей эпохе.


14. Согласитесь, что-то в этом архитектурном решении этакое, харизматичное есть?


15. Нынешний вокзал - третий по счёту. До него тут стоял сперва деревянный (1874-1909), потом в 1910 году Сызрано-Вяземская дорога соорудила вот такой каменный вокзал.


16. После революции и поволжского Голода, в 1923-м, его увеличили и нарастили вторым этажом. В таком виде он простоял почти полвека, до 1971 г. Фото 1923 года и обратите внимание на количество путей пассажирской станции - Пенза была очень важным узлом дорог.


<...>

19. Ладно, заходим в этот огромный советский вокзал. Весь зал разделен на сектора, но представляет собой единое пространство, где часть площади занимают залы ожидания. Сделан стандартный "евроремонт", судя по потолку.


20. В недрах вокзала отлично уживаются рядом Владимир Ильич и Иисус Саваофович, ничуть друг другу не мешая. Думаю, если справа и слева от них добавить ещё Николая Александровича и Иосифа Виссарионовича, то средний пензяк ничуть не удивится, а добродушно посмеиваясь, добавит:
- Ну а чо, хорошо получилось. Все люди заслуженные, знаменитые. Пусть стоят!


21. Взгляд в другую сторону. Зал, конечно, огромен.


22. На одном из торцов сохранилась советская мозаика.


23. Рядом у огромного остекления - детский городок.


24. И регбисты пензенского "Локомотива". На их фоне можно и сфотаться :)


25. Привокзальная площадь. Центр тут близко, а чтобы попасть на топовую улицу центра - пешеходную Московскую - надо взять левее метров 400 и пойти вдаль по следующей перпендикулярной улице.


26. Вид на вокзал со стороны площади.


27. Нет, определенно, что-то в этом решении есть! Оно, как минимум, запоминается и необычное.


28. Теперь покидаем Пензу-1 и едем по автомобильной оси на запад города, где расположен крупнейший спальник Пензы - Арбеково.


29. Здесь к громадному спальнику примыкает с юга небольшая станция и платформа Арбеково на тепловозном Ряжском ходу исторической Сызрано-Вяземской ж.д.


30. Здание поста ЭЦ из силикатного кирпича.


31. 701-й километр. Опять же, вопрос, откуда счёт? От Вязьмы, от Тулы-Вяземской, от Москвы?


32. О, как здорово: уцелел и старинный вокзал, превратившийся в жилой дом.


33. Очень круто. Дому, наверное, уже лет 120-130. Причём он и не думает рассыпаться, чем обычно мотивируют сносы старых деревянных вокзалов на сети.


34. Вид в сторону Моршанска. Там уже вскоре Пенза заканчивается.


35. О, и опять удача: с пензенской стороны ползёт под тепловозом пассажирский поезд на Москву! Вот это да!


36. Поезд идёт на Москву под 2ТЭ10У. Любопытно, что и вчера такой же поезд мы поймали на выходе из Пензы-1, см. фото №6-7.


37. Показал нам хвост и умчался на запад.


Ну что? Станционные реалии мы в основном рассмотрели, пора и саму Пензу глянуть.
Это уже задача на следующую часть.

Продолжение следует

* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание

Tags: Пенза, Русский Эллипс, Советский Союз, архитектура, железные дороги, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “Русский Эллипс” Tag

  • Косая Гора - пригород Тулы

    С южной стороны городской черты Тулы есть любопытный индустриальный пригород, который обычно вблизи видят пассажиры проезжающих поездов по Курскому…

  • Русский Эллипс

    Русский Эллипс [содержание] 15-19 мая и 15-25 июня 2021 г. (Петербург - Кандалакша - Обозерская - Иваново - Ковров - Пенза - Заречный - Ряжск -…

  • XIX. Десятый вокзал столицы

    Со станции Узловой волгоградским поездом мы эвакуировались на север, в Питер. Однако в этой типовой поездке был и новый элемент: впервые мы…

  • XVIII. По Сызрано-Вяземской линии до Узловой

    Город и станцию Ряжск мы осмотрели, и теперь пора ехать дальше по Сызрано-Вяземской дороге - то есть наперерез главному Южному ходу, широтно.…

  • XVII. Ряжск, унылый город на Засечной черте

    Станцию Ряжск (точней, две станции - Ряжск-1 и Ряжск-2) мы рассмотрели, а теперь хотя бы пунктирно надо взглянуть на город. Во времена Российской…

  • XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

    Станция Ряжск, которой мы достигли поездом Пенза - Москва - узловая. Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и…

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

Posts from This Journal “Русский Эллипс” Tag

  • Косая Гора - пригород Тулы

    С южной стороны городской черты Тулы есть любопытный индустриальный пригород, который обычно вблизи видят пассажиры проезжающих поездов по Курскому…

  • Русский Эллипс

    Русский Эллипс [содержание] 15-19 мая и 15-25 июня 2021 г. (Петербург - Кандалакша - Обозерская - Иваново - Ковров - Пенза - Заречный - Ряжск -…

  • XIX. Десятый вокзал столицы

    Со станции Узловой волгоградским поездом мы эвакуировались на север, в Питер. Однако в этой типовой поездке был и новый элемент: впервые мы…

  • XVIII. По Сызрано-Вяземской линии до Узловой

    Город и станцию Ряжск мы осмотрели, и теперь пора ехать дальше по Сызрано-Вяземской дороге - то есть наперерез главному Южному ходу, широтно.…

  • XVII. Ряжск, унылый город на Засечной черте

    Станцию Ряжск (точней, две станции - Ряжск-1 и Ряжск-2) мы рассмотрели, а теперь хотя бы пунктирно надо взглянуть на город. Во времена Российской…

  • XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

    Станция Ряжск, которой мы достигли поездом Пенза - Москва - узловая. Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и…