Бывают такие имена собственные, что в обычно пишутся со строчной буквы, но в каком-то одном случае – с прописной. Например, кремли – их много в русских городах. Смоленск, Новгород, Рязань и т.д. Но если напишут не кремль, а Кремль – сразу понятно без лишних пояснений, что это Московский Кремль. Вот так и со словом универмаг: универмагов в мире много, есть даже такие, что попадали в книги рекордов по какому-то признаку, но Универмаг с буквы большой – только один.
Нет, он находится не в Нью-Йорке или Токио, и даже не в Москве. Это - сталинградский Универмаг 1938 года постройки – не самый большой, не самый красивый. Но однако же вошедший накрепко в большую Историю: именно в нём впервые в истории был взят в плен действующий германский генерал-фельдмаршал в результате войсковой операции и в нем же была подведена черта под самой грандиозной сухопутной битвой в мировой военной истории (несмотря на то, что северная группа войск в районе заводов сражалась еще около 50 часов). И 31 января 1943-го универмаг стал Универмагом; так его и именовали затем мемуаристы, описывая боевые действия – от Пауля Кареля и Вильгельма Адама до современных. Он стал - одновременно - символом триумфа РККА и очень неприятным пятном на репутации вермахта как практически непобедимой силы.
Неудивительно, что этот объект меня очень интересовал. Когда я в первый день прошел от вокзала к Волге, то представлял себе, что он своим запоминающимся фасадом выходит на одну из площадей города. Нет, я ничего не увидел даже похожего, хотя заприметил большую вывеску «Универмаг» на послевоенном монументальном здании. Это было совсем не то. Ближе к вечеру я посетил панораму и музей Сталинградской битвы, и вот там на натурном макете города 1943 г. снова увидел, где должен быть Универмаг. Прикинув пропорции и расстояния, я подумал: «Он точно должен быть там, очень близко от тех мест, которые я уже проходил. Надо поискать». К счастью, там же я купил буклетик Универмага, где и вычислил предвоенный адрес: Островского, 4.
И на следующий день, после ослабления полуденной жары, пошёл искать; благо, это было мне совсем недалеко.
Итак, что мне нужно было искать?
Универмаг в Сталинграде был открыт в 1938 году и своим выпуклым главным фасадом выходил на центральную площадь города. Таким же овалом вдоль площади далее шли трамвайные пути. Вот так вот он выглядел:
Через четыре года существования, в памятный день 23.08.1942 (когда VIII авиакорпус сжёг белоснежный довоенный Сталинград), его тоже вывели его из строя «штуки», снеся в тот день начисто верхний этаж. Универмаг закрылся и до конца января 1943-го успел прожить огромную и разнообразную жизнь на штабных дивизионных и армейских картах обоих противостоящих сторон. Вот так он выглядел (фото 1 февраля 1943-го):
Воины на фото – это те, кто непосредственно принимал капитуляцию штаба 6-й армии Паулюса, вместе с ним самим.
Вот что мне нужно было найти.
Я обошел огромное здание с вывеской «Универмаг», но ничего похожего на этот фасад не просматривалось. Это меня немного смутило и закрались сомнения: а сохранили ли хотя бы фасад?
Тем не менее, за углом я зашел в парадную арку с обратной стороны и решил исследовать двор этого квартала. И – о чудо – сразу понял: этот оно, то, что надо. Предвоенную переходную смесь от функционализма к ампиру с элементами украшений нельзя было не узнать! Внутри квартала шла как бы псевдо-улица, остаток предвоенной диагональной планировки (Островского).
И дойдя почти до выхода на ул.Мира, я увидел и сам фасад. Он, он - тот самый, хотя и заслонённый послевоенными громадами. Пятый парадный этаж, снесенный летчиками Фибига в августе 42-го, так и не восстановили; заложили и окна первого этажа, но основной мотив был сохранен.
Мне было очень радостно, что историческое здание не разрушили, а только застроили – значит, цел и подвал, который шел вдоль основного корпуса! А именно в нём был штаб 6-й армии. Так и оказалось – кроме основного входа в помещения универмага, был вход и в подвал, который – о чудо! – к 60-летию Победы превратили в музей. Отлично, пойдем вниз...
Спускаюсь. Вход в музей налево, направо – в ломбард и скупку золота. Захожу. Тетенька-служитель вежливо говорит: «тут уже территория музея, съемка платная». Ладно, хорошо, заплачу (съемка полтинник)!
Да, впечалительно. Подвал примерно такой же, как описывал его полковник Вильгельм Адам, которого я перечитал перед отъездом: «широкий, как дорога». В нем вдоль прохода в последние 2 недели 6-й армии стояли посыльные мотоциклы BMW и штабные машины. Выезжали «на волю» они по универмаговским пандусам, а внутри было безопасно: никакой огонь артиллерии не страшен: предвоенные стены и сейчас внушают ощущение основательности и мощи. Входы в боковые помещения – это были армейские службы, затем небольшой госпиталь, оперативный зал штаба армии и в самом конце этого прохода, в охраняемой зоне, были комнаты Паулюса (командующий) и Шмидта (начштаба 6-й армии). А мотоциклы поставили и сейчас тоже.
Иду вдоль прохода, медленно и внимательно: по обоим сторонам лежат снарядные ящики от «Штурмгешютц» с разными полосками (разные виды снарядов). Остались же где-то и хранились больше 60 лет! Надо же!
И экспонаты... они и правда уникальные. То есть совершенно уникальные, даже по меркам обеих столиц! Вот, например, подлинная штабная карта 371-й дивизии вермахта с коррекционной калькой, прямо на карте – большая печать этой дивизии.
А это - оккупационные рейхсмарки (были действительны на территории рейхскомиссариата «Юг», возглавляемого Кохом).
Предметы быта солдат вермахта в окружении. Тут и зубные щетки с порошком, и примус, и карманные часы, и фляги, и зажигалки и много еще другого. Вот шикарный аккордеон с гравировкой у меня не вышел, жаль...
Карта Европы 1940 года. Да не просто карта, а совершенно уникальная. Ибо устарела еще до своего издания. Смотрите, территория СССР уже включает Прибалтику и окрестности Выборга, западные Украину и Белоруссию; и еще не включает северную Буковину и Бессарабию, которые Румыния очистила летом этого года и передала СССР. Территория Венгрии уже тоже раздута (результат Венского арбитража), и Словакия – отдельное государство. Чехии и Польши - нет и следа.
А с этой газетки я вообще реально в осадок выпал. Подлинник «Фёлькишер Беобахтер», со стертыми сгибами и пометками чернильными карандашами внизу! Да не просто номер, а газета от 4 февраля 1943-го и сообщением о конце сопротивления 6-й армии и объявлением траура по всей Германии. Да... представляю, как тыловые немцы вдруг прочли такое «веселенькое» известие, и это после всех победных реляций. И что они подумали про свое будущее...
Кусок немецкой штабной карты, фрагмент, это центр Сталинграда (стоят печати IX корпуса).
Бывший оперативный зал армии. Сейчас тут сделали как бы «две стороны» - одна советская, вторая – немецкая, с подлинными документами и предметами обеих сторон. Тоже очень впечатляет.
И вот наконец я дошёл до конца прохода и его утолщения правее основного ствола. Табличка на двери. Что интересно, на английском перевод неполный. Так вот они и останутся в неведении воинского звания Паулюса :)
Вот она, комната Фридриха Паулюса, где он командовал армией последнюю неделю и откуда ушел в советский плен.
А это напротив – помещение начальника штаба армии, генерал-лейтенанта Артура Шмидта, там же стоит главная армейская рация, пункт связи и печатная машинка штаба армии, а также сейф для секретных документов.
Экспонатов было еще много, я потратил не менее двух часов, но вот в заключение рассказа предлагаю такой своеобразный «букет» войны – это «ромашка» (остаток боевой части заряда после его взрыва) «ванюши» (реактивного миномета «Nebelwerfer»), поставленная в снарядную пустую гильзу.
Общее впечатление от посещения музея было сильнейшим – как от подбора экспонатов (почти все подлинные), так и от экспозиции в общем. Сильно влияет и то, что музей расположен в историческом месте, безо всяких прикрас. Драматизм военного противостояния передан очень красочно и ярко, в противоположность помпезному официальному музею Сталинградской битвы (читайте мой предыдущий пост). Никакого налета топорной пропаганды, только факты, карты, экспонаты. Короткие комментарии, которые ничего явно не навязывают - ведь всё и так видно. Лицо войны, в том числе человеческое, без трескотни, с обоих сторон... И это правильно, ибо еще маршал Жуков когда-то (в середине 60-х) обижался на нашу пропаганду: «Почему немцев изображают такими дурачками, слабаками или вообще о них не говорят, как о достойных противниках? Против кого же мы тогда сражались целых 4 года, отступив до Москвы и Волги? Ведь мы сражались против сильнейшей сухопутной армии мира, и таковой она несомненно была до конца 42-го».
Вот куда надо идти и смотреть, впитывать и узнавать... Просто молодцы те, кто устроил тут (наконец) музей»! Моя им огромная благодарность! Рекомендую безусловно всем, кому интересна эта тематика.
Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы •• 3. Общие наблюдения •• 4. Черпачок негатива •• 5. Вечерние виды •• 6. Архитектурная прогулка •• 7. Волго-Донский канал •• 8. Мамаев Курган •• 9. Вокруг Мамаева Кургана и музей Сталина •• 10. Панорама и музей Сталинградской битвы
Journal information