Вчера стукнуло 95 нашему последнему и единственному маршалу. Жив ещё, курилка! Здоровья вам, Дмитрий Тимофеевич. Держитесь, вы теперь не просто маршал, но и символ. Осколок Советского Союза.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Снимок из эпохи быстрого прогресса, который сейчас кажется феноменальным. Судите сами - это 1970 год (голландский аэропорт Схипхол), и мы видим два лайнера разных поколений. Ту-104 вовсю летает ещё, но в небо вышел уже новый монстр - B-747. Реактивный 104-й первого поколения уже смотрится архаично, а 747-й на этот год - революционное решение, он только-только вышел на линии. Всё бы ничего, но от времени, когда Ту-104 сам был фантастическим прорывом для современников (1956-57 годы), этот снимок отделяет всего 13-14 лет (!!!). Вот такая была скорость прогресса в авиации.
Это всё равно что если бы сейчас, сегодня выкатили принципиально новый лайнер - но при этом самолёт всего лишь из 2006 года (!) был бы уже для нас глубоко архаичным. Нынче это не так, и самолёты давно уже лишь вылизываются в нюансах. Идёт борьба за мелкие детали, причём десятилетиями. И никого не удивишь летающим лайнером 30-40-летней давности.
Очень нестандартная картина советской ленинианы. Причём она была сделана как сознательный вызов тогдашнему канону ("добрый советский дедушка") и Ленин на ней изображался, напротив, как жёсткий и решительный вождь. Картина наделала шуму на выставке Министерства Обороны СССР в 1963 г. и к ней даже приставили часового, чтобы группа Серова не смогла её снять с выставки. Но потом и она вошла в канон и неоднократно после 1965 г. тиражировалась в журналах и книгах. Мосин А., Брусиловский М. "1918-й год" (1963)
В английском ФБ-сообществе по Аэрофлоту выложили интересный снимок 1969 г.: две стюардессы с Ту-144, прилетевшего на авиасалон Ле-Бурже, стоят на балконе аэровокзала в Париже. Непонятно вот что: почему на их штатной форме вот эти белые платочки? Что это?
UPD. Пишут, это Москва, Шереметьево, 1969 - пресс-показ самолёта.
В понедельник записали в Москве с Артёмом Драбкиным ещё два ролика про историю железных дорог: 1) Ж/д в годы Великой Отечественной, с небольшой предысторией предвоенной перешивки колеи. Там же поговорили о драматичности транспортной исторни - про "куйбышевскую пробку" осени 1941-го, а также про заволжский коллапс движения января-февраля 1942-го, возникший после перевода 9 дорог на дровяную тягу (на это пришлось пойти после потери Донецкого бассейна). Ну и ещё ряд интересных моментов затронули - феномен ОРКП, о Кагановиче и Ковалеве и т.п. 2) Про БАМ и АЯМ. Там же - про стимулирование труда бамовцев при СССР, и про три подхода к его стройке (два сталинских и один брежневский).