Два самых красивых здания в Сочи - это транспортные объекты. Морвокзал и ж/д вокзал. Давайте посмотрим первый из них с разных сторон. Надо отметить, что он красив со всех ракурсов - хоть с моря, хоть с привокзальной площади, хоть сбоку.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Итоги голосования по Петру Алексеевичу Романову: он набрал суммарный средний балл +1,47, что является рекордным положительным показателем среди всех знаковых исторических фигур, по которым в этом журнале были опросы. Причём ситуация сложилась вообще интересная: в комментах - массированная атака немногочисленных ненавистников Петра I, по накалу страстей сопоставимая разве что со "сталинскими" опросами. Но молчаливое подавляющее большинство, которое почти не вступает в перепалку, сотнями голосующих ставит ему высокие баллы :)
То есть, в массовом сознании сограждан Пётр Великий - действительно великий, хотя цену его коренных и весьма болезненных преобразований практически никто отрицает.
С сочинской поездкой я невольно пропустил важное инфраструктурное событие, которое состоялось 1 июня в Швейцарии. А именно - торжественно открылся Готардский Базисный тоннель, ставший самым длинным железнодорожным тоннелем в мире (57,1 км). Теперь японский Сэйкан (53,9 км) отодвинут на второе место, а Евротоннель под Ла-Маншем (50,4 км) занимает почётную бронзу.
Сейчас тоннель работает на пропуск поездов в тестовом режиме, который продлится полгода. В декабре 16-го должно быть запущено регулярное движение. Кстати, заметил, что не все СМИ или блоги переводят название корректно - то "базовый", то "основной". Правильно - базисный (Basistunnel). Это означает, что порталы тоннеля находятся у подножия горного массива, и движение начинается непосредственно с равнинной зоны, без петель или подъёма в горную зону для сокращения длины тоннеля. Следовательно, можно серьёзно повысить допустимые скорости и тоннаж поездов, и снизить потребную мощность локомотивов на ведение. В частности, предполагается поставить предел скорости для поездов ВСМ по тоннелю - 250 км/ч, а товарных 160 км/ч.
Сен-Готард. Фейерверки на церемонии открытия
Давайте посмотрим географию и характеристики этого грандиозного тоннеля, а также полюбуемся на сценки из торжественной церемонии с участием лидеров ЕС, которые английские газеты назвали "самой странной церемонией открытия".
...На второй день пути Штирлиц обнаружил, что в поезде 036 есть вай-фай :))) Пусть нестабильненький - но есть. И комплектом по 2 розетки в купе. Очень удобно.
Так что вот вам прямо с колёс любопытное фото - пограничная "дырка" в разделённом Чертково, проход в украинскую часть из российской. За дыркой стоит погранбудка и пропускает только местных с поселковой пропиской, больше никого. Прямо-таки символ творящегося абсурда и разделённого народа.
Вообще, в этот раз заснял украинский участок современного основного адлерского хода вдумчиво, включая станцию-призрак Зориновку и скоро будет большой пост про него. Оценил состояние оформления границы по полям и станциям. Заодно посмотрел, как строят новый обход - с обеих сторон. И заснял работы. С северной стороны (Журавка) фронт работ впечатляет, а с южной (Боченково) только начали земляные работы. Так что ждите пост про этот феномен - не по пересказам СМИ, а по свежим личным наблюдениям.
На днях varandej вернулся из "двойной" поездки по Донбассу и постмайданной Украине. По вполне понятным причинам сделать это ему пришлось инкогнито, несмотря на то, что он любит объявлять о поездках очень заранее. Вот тут есть подробная раскладка этой эпической поездки. Первым был Донбасс, маршрут по которому Илья организовал - надо отдать ему должное - очень грамотно. Взял аккредитацию, распланировал пункты, взвесил и разумно отмерил точки повышенного риска. Поскольку он не "фронтовой" корреспондент, а путешественник, то из проблемных точек посетил Новоазовск, Дебальцево, Горловку, Ясиноватую и совершил поход к Донецкому аэропорту. Ну и конечно, проверил на себе "внутренние" города - включая знаменитый теперь Иловайск, точку самого крупного котла для майданщиков.
Донецкий аэропорт глазами varandej
Украинская часть его поездки была ещё более масштабной. Он проехал в Сумы, Нежин, Полтаву - цитадель незападэнского украинизма, побывал в Киеве на 9 мая, охватил Винницу с Переяславом, и в заключение посетил Запорожье с Днепропетровском, ныне "Днепром". Здесь он уже советовался со мной по рискованным точкам, и в процессе планирования отсёк такие пункты, как прифронтовой Славянск с оборонной Шосткой. Считаю, это было очень разумное решение - снизить степень допустимого риска, чтобы не потерять фотосессии остальных пунктов.
Как и что было в процессе, он подробно расскажет сам, в ходе нового цикла. Добавлю только, что его метод познания местности и наблюдения за людьми в месте их обитания весьма схож с моим собственным, за исключением нюансов (у него упор на этнографию, у меня на транспорт). Так что к его впечатлениям стоит прислушаться - тем более он давно уже не склонен к повышенной эмоциональности, и может смотреть на увиденное аналитически. Потому что, как ни крути, а Украину мы поневоле видим искажённо - и именно поэтому доверия профессиональным интернет-дрочерам всех мастей по этой теме у меня нет. И свидетельства неполитизированных путешественников весьма ценны.
Также, пожалуй, поставлю тут свежее интервью с ним по итогам поездки, от soullaway. В нем много любопытных украинских и донбасских наблюдений.
В жж - очередное бурление говн: "жёлтые" топодрочеры с малой базой постоянных читателей, плотно подсевшие на искусственный допинг в виде промо, забавно сучат ножками при реформе главной страницы, которая обесценила их т.н. "лайфхаки". Читаю эти стоны и ржу :)
Я бы дал им один совет: целенаправленно занимайтесь расширением своей аудитории постоянных читателей и ищите "свои" уникальные темы - а не дрочите на искусственные инструменты и крикливые жёлтые заголовки. Но ведь не поймут - а посему пусть и дальше бьются в родимчике на кафельном полу. Хорошо их потыкали палочкой прямо в дырку, мне нравится!
Один из крупнейших городов СССР, а потом незалежной Украины и бывший миллионник сегодня изменил своё название на "Днепр". Формально, именно с сегодняшнего числа постановление вступает в силу (помечено стрелочкой). Директивные сроки переименований по закону декоммунизации уже давно превышены - так что процесс идёт явочным порядком, "как получится". В исторический Екатеринослав обратно переименовывать было идеологически опасно, так как это возвращение к царским имперским временам - что для воинствующего украинства как ножом в сердце. Насколько я понимаю, пока что из проблемных названий майданщики не справились с Кировоградом и Днепродзержинском. Ильичёвск близ Одессы недавно стал Черноморском.
Надо сказать, что при СССР Днепропетровск был мощнейшим центром машиностроения и в частности, главным оплотом Минобщемаша наряду с Куйбышевом (ракетостроение как гражданское, так и военное - в интересах РВСН). Тогда он достигал населения в 1189 тыс. чел., что было в его истории абсолютным рекордом (1990). Затем пошла деградация и сейчас Днепропетровск занимает первое место с конца среди советских городов-миллионников по сокращению населения (82,5% от уровня 1989 г.). Сейчас он выбыл из миллионников, с населением 982 тыс.чел.
PS. Похоже, Днепродзержинск тоже пал, превратившись в Каменское. Остаётся проблемный облцентр Кировоград.
Как-то я тут рассказывал про обманно уничтоженный памятник советско-польскому воинскому содружеству в районе Прага, близ Виленского (бывшего Петербургского) вокзала. Однако в Варшаве сохранились и более серьёзные воинские мемориалы СССР. Самый большой - это мавзолей-кладбище советских воинов, южней центра польской столицы. Открыт в 1950 году. Давайте походим по нему и осмотрим этот величественный мемориал.
К вопросу о том, что поляки бывают очень разные. Да и сама Польша тоже не столь монолитна, как нам представляется издалёка и как упрощённо рисует картинку пресса. Вот вчера мы доехали до района Катовице Силезского воеводства. Остановились в городе Домброва-Гурнича. Живёт тут и в округе на очень небольшой территории около 5 миллионов человек (!), примерно как в довоенном Донбассе или у нас на Кубани. Здесь у меня случился разрыв шаблона по контрасту с Варшавой или восточно-прусскими землями под Польшей. Встречались с активистами общества "Курск" катовицкой агломерации, которые ухаживают и следят за советскими памятниками.
И вот, как яркий пример отношения. Вот этот обычный польский парень - Дэвид Зеган - выследил и поймал вандалов, которые курочили памятник солдатам Красной Армии в одном из городов воеводства. Обратите внимание - не засланный казачок, не дипломат или атташе - а просто местный житель, поляк. И что тоже важно, из поколения тридцатилетних, а не дедов старой закалки. Здесь ему вручили памятную медаль, и он пришел со своей девушкой на церемонию, прямо у памятника советским воинам в центре Домбровы-Гурничи.
Кстати, а что там с переименованием значимых облцентров и крупных городов Украины? Вчера вспомнил про это дело, стал смотреть ситуацию: 1) Кировоград так до сих пор и не переименован 2) Днепропетровск и Днепродзержинск - тоже.
Переименовали из крупняка только Ильичёвск (в Черноморск, 18 февраля 2016). Бахмут ещё вернули, но это уже более мелкий город. Получается, что уже 3 срока переименования провалили: первый был "в течение полгода" (до 15 ноября), затем в особом порядке продлён ещё на 3 месяца (15 февраля), теперь ещё 3 месяца (до 15 мая).