После пересечения Северного тропика почти сразу по расписанию был город Гуанчжоу (广州). Даже не город - а какой-то беспорядочно разросшийся мегаполис. С севера жилые кварталы, перемежаемые залитыми водой квадратами, а с запада - бесчисленные небольшие фабрики и фабрички, и так десятка на три километров подряд. И это неудивительно: нынешний Гуанчжоу - это одна из мастерских современного мира. Прибыв туда, наш поезд сменил направление движения, после чего мы неторопливо поехали по тихой тепловозной ветке по южной провинции Гуандун, постепенно приближаясь к Хайнаню.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Вечером 5 октября я стартовал из Пекина с Западного вокзала на поезде Т201. Маршрут - строго на юг, к острову Хайнань через Гуанчжоу. Следующий световой день пути я разбил на две части - одна до пересечения Северного тропика, вторая после. В этой части - маршрут до Северного тропика, пролегающий через провинции Хэнань, Хубэй, Хунань и до границы южной провинции Гуандун. За этот световой день я попал из мягкой ранней пекинской осени в душное тропическое лето, и трудно было поверить, что всего 3 дня назад, в Сибири, за окном вагона был лёгкий морозец.
Лесистые сопки Хунани примерно в 200 км от Северного тропика
Видеоприложение к части XXII "Университет Цинхуа". 3 минуты. Ездили на электроскутере по окрестностям близ универа - тёзка рулил, я одной рукой держался, второй снимал. Можете видеть, как выглядят пекинские дороги глазами участника движения: кого как подрезает, как пересекаем проспекты перед стартующми машинами, кто когда выезжает на встречку, как вообще выглядит там дорожное движение. Как иллюстрация того, что там много рискованных манёвров, но все они делаются на маленькой скорости, оттого и совсем мало инцидентов. Я говорил про этот парадокс отдельно. Поскольку двигались почти бесшумно, наложил на ролик приятную музыку. Мне кажется, она хорошо подошла к динамике ролика.
Два дня подряд у нас стояла туманно-влажная погода, и порой туман сгущался так, что не было видно другого берега Невы. Вчера, возвращаясь с мероприятия в Военно-морском музее, я не смог удержаться и побороть искушение пройтись по улицам города, сделав изрядный крюк по пути до "Адмиралтейской". Питер этим вечером представлял собой огромное множество картин для желающих художников - фото, к сожалению, не может передать этого удивительного состояния. Идёшь, и за каждым новым углом - новая картина. С собой была только оперативная камерка, зеркалку я с собой не брал. Но немного всё-таки покажу - что вышло, то вышло. Просто впечатления.
Ледокол "Москва" стоит у Английской набережной за Благовещенским (бывш. Л.Ш.) мостом
Перед отъездом во вторую экспедицию товарищи просили меня обращать внимание на то, какая в Китае мобильная связь, её продвинутость в массы и качество приёма. Хотя эти вопросы не являются моим коньком, но я всё же обращал внимание на это, так что попробую изложить мои наблюдения. Сразу оговорюсь, что могу сделать ошибки в терминах - я не профессионал этой отрасли, так что просьба не возбуждаться сильно на такие моменты.
В первой экспедиции я сделал большую ошибку - не купил себе отдельную симку. Нас тогда было двое, и я посчитал, что для связи хватит и одного аппарата. Как выяснилось чуть позже, это привело ко многим затруднениям и неудобствам. Поэтому во второй поездке самое первое, что я сделал по прибытии в Пекин - это купил сразу две симки. Одну для "голоса" (звонок другу, смс-ки), вторую для навигации в планшет. И это полностью и целиком себя оправдало, несмотря на то, что связь там - удовольствие не из самых дешевых.
Пекин. Дежурный менеджер в сотовом салоне
Самое главное, что там грамотно сделано и мне безусловно нравится - в Китае нет роуминга. Вся страна представляет собой одну большую зону связи с единым форматом номеров. Поэтому если вы звоните за 6000 км из Маньчжурии на остров Хайнань или из Синьцзяна в Шанхай - звонок общекитайский и тарификация единообразная, как будто бы у нас городская. Купив симку, вы сможете звонить любым абонентам в Китае, где бы они ни были, по своему тарифу.
Видеоприложение к части XIX - "Дымная Маньчжурия от Дацина до Шэньяна". Ролике на 2 с половиной минуты: сперва подъезд к Харбину по КВЖД и тотальный потоп у ж/д слободки (с 0:06), затем сама слободка (с 0:52), где я ходил полгода назад и написал пост "Поход по китайской промзоне". Вот так вышло: весной гулял, а осенью с высоты линии смотрел на те же места. Потом - русская крепость у моста (1901 года, 1:38), новый мост ВСМ рядом, и наконец, проезд по Сунгарийскому мосту ещё царской эры и пересечение вздувшейся Сунгари с харбинским скайлайном на горизонте (с 1:51).
Видеоприложение к части XIX - "Дымная Маньчжурия: стройки, уголь и нефть", которую я пока не выложил, она ещё не доделана. В этом 1-минутном ролике - подходы к Дацину, главному нефтяному полю Китая. Виды из окна. Сперва - затопленное амурским наводнением пространство перед Дацином, потом (с 0:24) - нефтяные поля с вышками, и строящаяся рядом эстакадная ВСМ. Так что патриархальная КВЖД от Дацина до Харбина в 2011-2012 гг. навсегда ушла в прошлое. Строят китайцы свои магистрали беспощадно, буквально ломая станции по живому и громоздя над головами путь для скоростных экспрессов. Что в Европе, что в России от такого метода многие, наверное, пришли бы в ужас. Но в Китае строят именно так. Завтра-послезавтра в XIX серии покажу и кадры, как ломают станции, и всяческие индустриальные ужасы. Лучше ставьте HD-качество, а то ютуб почему-то начал серьёзно портить картинку на разрешении 640*480.
Видеоприложение к части XVII - Пересечение границы трансконтинентальной серии. 2 с небольшим минуты, сшил видео из пяти кусочков.
Поскольку поезд существенно перестоял на Забайкальске, то отправлялись мы уже в полной темноте. Что поразило: неосвещенность российской части и залитость светом китайской части. Когда начнёте смотреть ролик, то увидите, что красивый парадный фасад забайкальского вокзала - в полной тьме, ничего не освещено (0:28). То же самое - цех перестановки тележек (1:01). Российская пограничная арка тоже никак не подсвечена (1:45), зато китайская видна за километры. Это при том, что перед аркой есть точка визуального контроля подвижного состава, так вот она светит ярко (1:29). Почему так, неясно. Днём этот контраст был бы не виден, но в темноте поражает и озадачивает. В самом конце ролика - подъезд к станции Маньчжурия (1:59), что в 11 км от китайской арки, с залитыми светом небоскрёбами. Качество съёмки не очень, всё-таки из-за окна стрёмно снимать. Но, как уж есть.
Видеоприложение к XII части серии. Здесь - Селенга из окна вагона, 1 минута. Не доезжая Улан-Удэ километров двадцать. Очень характерные сопки с посёлочками на том берегу, линия проложена рядом с рекой.
Наткнулся на интересный цикл постов для любителей заценить колорит сверхдальних железнодорожных поездок. Канва: чувак проехал на плацкарте "сотки" от Балезино до Владивостока. Это не пафосная "Россия", а простой поезд-дублёр и почти в два раза её дешевле. Соответственно, и публика очень разношёрстная. То есть, самый что ни на есть экстрим :) Останавливается 122 раза по пути до Владика, идёт по другой временной нитке. Там у него куча любопытных дорожных наблюдений, в общем, почитать можно. Все посты удобно читать вот по этой ссыли.