Красная Звезда

125 лет маршалу Жукову

Сегодня исполнилось 125 лет Маршалу Победы Г.К. Жукову. Наиболее известен в мире он заключительными боями за Берлин, принятием капитуляции Третьего Рейха и тем, что принимал Парад Победы на Красной площади в 1945 году. Однако, как мне представляется, самый главный его вклад за всё время войны - это командование Западным фронтом осенью 1941 года. В самый критический момент, когда состоялся Вяземский прорыв, были окружены крупные советские силы и вермахт попёр к Москве по незащищенной территории, он был срочно переброшен из Ленинграда, сумел собрать скудные силы, оставшиеся вне кольца окружения и заново пересобрать фронт, в итоге не позволив рейху овладеть столицей СССР. А затем и осуществить контрнаступление - впервые за войну отбросив немцев на широком фронте назад на 100-300 км.

Были у него и крупные ошибки - например, поддержка Хрущёва против Молотова в 1957-м, за что он немедленно же и поплатился - осенью 1957-го, с формулировкой "за бонапартизм и принижение роли политорганов". Никита Сергеич быстренько стащил опасного конкурента с советского Олимпа, будучи тёртым интриганом. Впрочем, это нормально - ведь Жуков не политик, а вояка, и в сложных партийных интригах он практически не ориентировался.

Тем не менее, Жуков был и остаётся крупнейшей личностью в истории Советского Союза и в целом, всей истории Государства Российского в его разных ипостасях.
С юбилеем, Георгий Константинович!

На фото Life он на воздушном параде в Тушино в 1956 году с американским генералом Натаном Туайнингом, который был на тот момент начальником штаба USAF

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Ворота в Азию

Тверь: поход вдоль вагоностроительного завода

Новый рассказ из тверской поездки - поход вдоль Вагоностроительного завода (ТВЗ). Это не репортаж с цехов завода, а именно прогулка вдоль его территории, от главной проходной до подъездного пути близ станции Дорошиха - где готовые вагоны выкатывают на сеть РЖД. Давайте посмотрим, как выглядит парадный фасад завода и его рабочие проходные в непарадной части, а также и задворки, выходящие к главному ходу Октябрьской ж.д.

Памятник испытательному аэровагону, поставленный в 2008 г.

Collapse )
МПС СССР

"История тысячи паровозов" (1967, СССР)

Сегодня на канале Гостелерадио выложили 20-минутную советскую документалку про историю Железнодорожной миссии 1920-24 гг., которая заказывала паровозы за золото в Швеции и веймарской Германии. Документалка являет собой замечательный пример сусловской "выжимки истории" - где создатели фильма умудрились ни словом, ни полсловом не упомянуть про главную фигуру миссии - инженера путей сообщения Ю.В. Ломоносова, назначенного лично Лениным - и вообще ни словом ни обмолвиться об итогах деятельности этой миссии. Правда, упоминается про транш в 300 млн. золотых рублей и про то, как его везли.

Потом в 90-е эта история стала именоваться "паровозной аферой", где якобы корыстные большевiзанты по-крупняку спекульнули валютой и типа разбазарили народное достояние РСФСР. Однако я эту историю аферой же не считаю, она была выполнена - хотя отчасти темным пятном в ней остается замена плановых 1000 паровозов (в конце фильма даже показывается факсимиле Ленина с этими цифрами - 1000 Швеция и 700 Германия) в Швеции на 500 фактически поставленных. В реальности Германия честно и добросовестно сделала 698 паровозов (из 700) по чертежам Э, причем быстро - к концу 1923 года, когда потребность в восстановлении транспорта РСФСР была критической.

Шведы делали свои 500 штук дольше и сдали последние паровозы к концу 1924-го, когда Ленин уже умер. Однако и шведские паровозы (Эш) ходили на сети долго и счастливо, причем именно один из "шведов" сейчас стоит на вечной стоянки у Ладоги (№4375). Кстати, и веймарские паровозы (Эг) отлично поработали в войну в колоннах особого резерва НКПС и снабжали боеприпасами фронт на прифронтовых дорогах. Но сусловцы 1960-х все эти интересные подробности из фильма вытравили, и получилось пресненько, хотя и канонично - в рамках прославления гения Ленина. А почему выбросили всё про Ю. Ломоносова, главу миссии? Это просто: потому что в 1927 году он стал невозвращенцем. Тем не менее он лично общался с Лениным по основным вопросам миссии и действовал в духе его директив.

PS. Надпись на паровозе Эш №4375 на ст. Ладожское Озеро: «На этом паровозе в период 1941-1942 гг. бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни».



Ворота в Азию

Тверь: транспортная система и уничтожение электротранспорта

На прошлой неделе вместе с flackelf побывали в Твери и Торжке. На Тверь пришлось 3 дня из 4-х, в ходе которых удалось осмотреть довольно много её районов и проехать в разные точки. До этого я в Твери был единственный раз - в 1995-м, и понятно, что это была совсем другая эпоха. Расположен город меж двумя столицами, и я все время проезжал мимо - как-то не было мысли специально туда заехать. Я больше уделял внимание сибирским и дальневосточным городам, а также цепочке городов вдоль Транссиба. Облцентры вокруг Москвы оставались на периферии моего внимания. И вот, получилось сьездить - хотя и в не очень удачный сезон. Но тут уж от времени и финансов зависит - как оно позволяет, так и еду.

Про Тверь в целом, наверное, стоит отдельно написать, а в этом посте я коснусь лишь одного вопроса - системы общественного транспорта города. Город немаленький, около 430 тыс. населения. И вот печальный сюжет: за последние годы здесь осуществлено полное убийство электротранспорта. Сперва был прибит трамвай (2018), затем троллейбус (2020). Понятно, что доводили до цугундера его все постсоветские годы - на советском запасе прочности электротранспорт протянул почти 30 лет. Но все хорошее от предков когда-то кончается, если его не поддерживать в порядке. И вся огромная (и весьма оптимальная по конфигурации, как я посмотрел на месте!) советская сеть трамвая постепенно от недофинансирования и необслуживания подохла. Я смотрел в разных местах - много где рельсы сняли, конташку поснимали везде, есть места, где пути уже перегородили и заасфальтировали.

Пути тверского трамвая близ вокзала (ноябрь 2021)

Collapse )
Авиация

Чаган. Дозаправка в воздухе Ту-95 (видео)

Случайно по цепочке ссылок наткнулся на любопытное видео 1976 года про дозаправку Ту-95 в полёте. Любительские съемки делались прямо с борта и на аэродроме Чаган, заправщик - 3М. Отдельно хочется отметить шикарный сопроводительный текст, благодаря которому ролик превращается в познавательный фильм. 15 минут захватывающего процесса, не пожалеете!



Серж борода

30 лет назад: новая граница по Нарве и разделение советского флота

Совершенно незамеченным прошёл 30-летний юбилей разделения Ивангорода и Нарвы - до 1991 г. по сути единого города в инфраструктурном смысле (электричество, канализация, маршрутная сеть автобусов и проч.). Так что 12-13 ноября 1991 года тут возникла граница, пока не очень строгая. Однако за 6-8 последующих лет она стала настоящей. Незалежность соседних стран стала вступать в свои права и вторгаться в жизнь простых граждан. Пришлось тяжко привыкать. Правда, за 30 лет привыкли. Теперь тут проходит граница с ЕС и НАТО, соприкосновение "двух миров".


PS. И еще одна любопытная вырезка 30-летней давности - как республики ещё при полуживом СССР советский флот делили. Украине достался самый жирный и вкусный кусок, Латвии - тоже вкусный, России - попроще, Эстонии - новехонький Новоталлинский порт. Сухопутным республикам не досталось ничего. ("Известия", 23.11.1991)

Collapse )
наполеон

Станция Киев Hbf в 1942 г.

В журнале humus всплыли интересные "оккупационные" фото Киева 1942 г. Вот, например, со станции Киев Hbf; правда месяц съемки не указан. На мой взгляд, судя по одежде, это не разгар лета, а скорей апрель или октябрь-ноябрь. На путях виден узнаваемый локомотив Br 38.2 саксонской постройки и судя по номеру, постройки от 1910 до 1919 г. Паровоз этот пассажирский экспрессный - так что скорей всего он привел в Киев немецкий поезд для отпускников из Берлина или Мюнхена.

Collapse )
Красная Звезда

Фильм про "Армению" (к 80-летию потопления)

Интересный фильм РГО про "Армению" (недавно было 80-летие её потопления, и приурочен фильм видимо к дате). Самое любопытное, что ее недавно нашли - на глубине 1,5 км южнее Ялты в 70-80 км. И не просто нашли, но ещё и внешне обследовали глубоководным аппаратом. Вот в фильме и показаны эти уникальные подводные сьёмки.

"Армения", вопреки разным мифам, особенно позднесоветского времени, была не госпитальным судном (белым, невооруженным и с огромным красным крестом на палубе), а санитарным транспортом. То есть - вооружена небольшими пушками, имела военную команду, окрашена по-походному и возила не только раненых и гражданских, но и осуществляла переброску воинских частей. В частности, она вывозила гарнизон из осажденной Одессы в октябре 1941. (по этому вопросу также есть статья В. Нагирняка на "Взгляде" - там то же самое говорится, и исследуется разница госпитального судна и санитарного транспорта).

Кроме того, исследователи подсчитали, что на ней в момент рокового рейса не могло быть ни 10.000, ни даже 6.000 человек. Физически с 10 тысячами на борту при вместимости 550 чел. она бы просто потонула. Подсчёт всех возможных пассажиров даёт около 4.700 на борту, это в фильме есть и объясняется. В том числе и длительностью погрузки в разных пунктах (Севастополь, Ялта). В общем, стоит посмотреть, в фильме много интересного.

Камчатка

Авачинская бухта и Никольская сопка (видео)

Из недавней осенней камчатской поездки, сделал небольшое видовое видео.
Бурная и ветреная Авачинская бухта всего в 10 минутах от центральной площади города, а также подъем на Никольскую сопку по тропинке и виды с нее на бухту, рейд и Вилючинский вулкан (3 минутки)



наполеон

Зарисовки из жизни советской таможни (1961)

60 лет назад
Любопытная статья в "Известиях" про советскую таможню и её будни. В ней же упоминается и метод, который будет потом использован Гайдаем в "Бриллиантовой руке" - забинтованная рука на перевязи, только со сторублевками, а не с золотом-брильянтами. И на вывоз, а не на ввоз.
(Известия, 16.11.1961)

Collapse )