August 21st, 2015On this day in different years

МПС СССР

Ленинград-1935. Пригородные поезда и течение реальной жизни

Давно хотел сделать этот разбор, но только сейчас руки дошли.
Итак, советский Ленинград 1935 года.
Летнее пригородное расписание (оригинал лежит на сайте aroundspb).


Это время сейчас рисуется современными пропагандистами как настоящая "чёрная дыра" - репрессии, закрепощение колхозников и прочие прелести. Но можно смотреть на это время через деполитизированные источники. Например, нет ничего более равнодушного и нейтрального к пропаганде, чем скучнейшая книга железнодорожных расписаний. Она рисует то время таким, каким оно было в объективной реальности. Включая Правила, которые нужно было тогда соблюдать пассажиру.

Если мы говорим о пригородном движении, то что вообще по расписаниям можно понять?

Во-первых, конечно же, реальную интенсивность движения обычных граждан в разных направлениях. Пригородное сообщение - оно "народное". Посредством него ежедневно передвигаются дачники, колхозники, горожане, военные и ещё много категорий граждан. Если поезд дальнего следования ещё можно назначить "политически" (то есть, полупустым, но по политически важному маршруту), то с пригородными никто не будет это делать. Так что, если движение большое - значит, в пригороды, область и обратно курсирует очень много людей, это активная жизнь. Если маленькое - значит, она стеснённая.

Во-вторых, часы и время следования. Картина расписания даёт маятник перемещений и наиболее активные интервалы деятельности огромного города.

В-третьих, наполненность товарообмена "город - деревня", "пригород - рынок в городе". Далее в расписаниях вы увидите, что под колхозников и единоличников с сельхозпродукцией (согласно правилам перевозок) в утренних пригородных поездах выделялись специальные вагоны. Да, это те самые крестьяне, которые везли на рынки мясо, овощи, ягоды и другие заготовки, а также легендарные питерские молочницы, многократно описанные и в художественной литературе.

В-четвёртых, они показывают (посредством Правил) жёсткость ответственности за асоциальное поведение, по видам нарушений. По ним видно, какие нарушения наказывались мягко, а какие - жёстко. Видно, что курильщики ограничивались только двумя вагонами в поезде, а женщинам с детьми приоритетно выделялся второй вагон в стандартном пригородном составе. Это тоже важная часть атмосферы того времени.

В-пятых, можно увидеть реальное влияние пограничного режима: ведь границы проходили рядом с Ленинградом, всего 35 км. Если по кругу "Финляндский вокзал - Сестрорецк - Белоостров" обращается в день почти 40 (!) ежедневных пригородных поездов, то понятно, что это отражение интенсивнейшего дачного и отчасти, возможно, военного трафика. Значит, там кипела жизнь, несмотря на пропускной режим и прочее.

В-шестых, уровень цен на перевозки.

Конечно, надо помнить и то, что тогда личного транспорта на руках практически не было. Да и регулярное автобусное сообщение только зарождалось и входило в жизнь. Пригородные поезда брали на себя почти всю нагрузку сообщения "город - пригород".

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Тигр задумчивый

Курс растёт, публика зевает?

Такой интересный вопрос.
Курс евро по ЦБ достиг сегодня уже почти 77 рублей (!), а доллар перевалил за 68. Но если в середине декабря 14-го по этому поводу была страшная паника в блогах и настоящая давка в магазинах бытовой техники и автосалонах, то сейчас - тишина и олимпийское спокойствие. И даже блогеры в ленте практически не истерят.
В чём тут дело? Почему так?