June 13th, 2016On this day in different years

Серж флот

Динозавр "холодной войны" на боевой службе. Повседневный риск

Интересная и очень колоритная документалка про боевое патрулирование CV-59 "Форрестол".
Действитие происходит в 1959 году, в разгар "холодой войны" в Средиземке (6-й флот), где авианосец реализует американское присутствие. Фильм наглядно показывает, что имперское бремя мирового доминирования - это вам не фунт изюму, а непростая и очень сложная работа, предполагающая слаженность и организованность больших технологических систем и человеческих сообществ.

Сам "Форрестол" - это первый из тяжёлых авианосцев, специально спроектированных уже под реактивную авиацию. Трудяга-динозавр заступил на службу в 1955-м, а сдал пост только в 1993-м, когда Советский Союз уже сошёл со сцены. То есть, тянул свою лямку в морях и океанах почти 40 лет. Побывал и в стервятниках, дежуря как ударный авианосец на Вьетнамской войне. "Форрестол" был еще неатомным, но после этого проекта (4 систершипа и ещё 4 более продвинутых типа "Китти Хок") американцы строили уже только атомные.

Вообще, из фильма очень хорошо видно, что служба палубных команд на боевой службе - не только не сахар, но и опасна для жизни. Люди на палубе находятся буквально в нескольких метрах от взлетающих или садящихся самолётов. Показана работа "дирижёров" - указывающих экипажу действия на взлёте, это целая сложная система жестов, свой язык. Да и все другие на палубе подвергаются постоянной опасности - от заправщиков и оружейников до операторов паровых катапульт (гляньте, например эпизоды массового взлёта авиации между 11-й и 13-й минутами). То есть, выучка всех участников боевой работы имеет решающее значение. Кстати, именно "Форрестол" спустя 8 лет после сьёмки этой документалки стал "героем" крупнейшего инцидента мирного времени на штатовских авианосцах - когда 135 человек прямо на палубе сгорело, посечено осколками и ещё около 150 было ранено.

Пилотам палубной авиации тоже несладко - нужна огромная выучка и опыт, чтобы и взлетать и садиться на эту маленькую платформу в море. Я помню, когда у нас появился "Кузнецов", то в газетах тоже стали восхищаться морскими лётчиками и воспевать сложность этой профессии. А теперь умножайте интенсивность авиационной работы "Кузи" раз в пятнадцать - и вы получите сложность работы американского авианосца. Так что поневоле приходится уважать американский флот и эту огромную слаженную систему, которая позволяет им навязывать свою волю остальному миру. У таких надо учиться, а не только обсирать их в газетках. Впрочем, бездумно обсирающие US Navy персонажи - это в основном крикливые потцреоты. А нормальные, настоящие патриоты внимательно наблюдают, делают выводы и учатся у оппонента и соперника лучшему.

Так что посмотрите внимательно фильм - очень поучительно. Сложная техническая система, великолепно обученная команда, постоянный смертельный риск в работе. На мостике засветились дублёные океанскими ветрами кэптены и коммандеры старой военной закалки, которые наверное служили ещё под Хэлси и Спрюэнсом. Советскому Союзу в его пропаганде очень не хватало фильмов именно такого конкретного плана, а не сусловско-епишевской жвачки с "абстрактными" персонажами и приблизительной техникой, потому что по-настоящему современная для сограждан была тогдашними дуболомами от партии ещё не рассекречена.



PS. Вот хорошая серия постов, которая описывает сложную организацию службы на авианосце:
"Разноцветная команда"
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…